Презентация к уроку по теме"Теорема Пифагора" .В ней представлен план урока по данной теме.В данную разработку включены теоретический материал и материал для выполнения практических заданий и задач, которые встречаются по данной теме в экзамене.Кроме того, приводится доказательство самой теоремы Пифагора.Презентация к уроку "Теорема Пифагора"
ТЕОРЕМА ПИФАГОРА
Автор урока:
Гапонова Марина Александровна,
учитель математики
МОУ «Средняя школа №9»
г.Петрозаводск. Республика Карелия
2015
«Геометрия обладает двумя
«Геометрия обладает двумя
великими сокровищами.
великими сокровищами.
Первое – это теорема Пифагора…»
Первое – это теорема Пифагора…»
НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ:
кто такой Пифагор;
в чём заключается теорема Пифагора;
доказать теорему;
показать практическое применение;
показать задачи, используемые в экзамене по данной
теме.
ЦЕЛИ:
овладение необходимыми знаниями и
умениями по теме урока;
воспитание серьёзного отношения к
геометрии, понимание значимости
предмета ;
развитие умения использовать
разнообразные источники информации;
воспитание познавательного интереса в
изучении геометрии;
развитие логического мышления.
ЗАДАЧИ:
познакомиться с теоремой Пифагора, её
доказательством, историей её создания,
биографией Пифагора;
показать применение теоремы в ходе
решения задач;
расширить круг задач, используемых на
уроках геометрии;
отработать умение делать выводы;
формировать учебнопознавательные
действия;
развивать умение работать в
коллективе, парами и самостоятельно.
ПОРЯДОК РАБОТЫ:
цели, задачи;
разделение на команды для соревнования;
история Пифагора и его теоремы;
формулировка теоремы;
разные способы её доказательства;
применение теоремы в задачах;
рефлексия;
домашнее задание.
КОМАНДЫ:
1 ряд
1 ряд
«Историки»
«Историки»
2 ряд
2 ряд
«Теоретики»
«Теоретики»
3 ряд
3 ряд
«Практики»
«Практики»
ИСТОРИЯ О ПИФАГОРЕ:
Пифагор родился в 580 г. до н.э. в
Древней Греции на острове Самос,
который находится в Эгейском море,
поэтому его называют Пифагором
Самосским.
Его отец был резчиком по камню. Ещё в
детстве Пифагор проявлял
незаурядные способности, и когда
подрос, воображению юноши стало
тесно на маленьком острове.
Пифагор перебрался в г. Милеет и стал
учеником Фалеса, которому в то время шёл
восьмой десяток. Мудрый учёный
посоветовал юноше отправиться в Египет.
Когда Пифагор постиг науку египетских
жрецов, то отправился домой, чтобы там
создать свою школу.
Пифагорейцы, как их позднее стали
называть, занимались математикой,
философией, естественными науками.
ИСТОРИЯ ТЕОРЕМЫ:
Изучение вавилонских клинописных
таблиц и древних китайских рукописей
показало, что это утверждение было
известно задолго до Пифагора. Заслуга
же Пифагора состояла в том, что он
открыл доказательство этой теоремы.
знаменитую теорему Пифагор добыл как
выигрыш с неизвестным математиком.
Тот отдал свиток с теоремой Пифагору и
сказал, что человек, который владеет
этим свитком, будет известным не одно
тысячелетие…
Согласно одной из легенд,
Теорему называли «мостом ослов», так
как слабые ученики, заучивающие
теоремы наизусть, без понимания, и
прозванные поэтому «ослами», были не
в состоянии преодолеть теорему
Пифагора, служившую для них вроде
непреодолимого моста.
ПОВТОРЕНИЕ:
1)Определите вид
треугольника.
2)Назовите катеты и
гипотенузу данного
треугольника.
3)Как найти площадь
Δ АВС?
4)Как найти площадь
квадрата?
А
С
В
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Постройте прямоугольный
треугольник, катеты которого
выражаются целыми числами;
Измерьте катеты и гипотенузу,
результаты запишите в тетрадь;
Возведите все величины в квадрат и
запишите:a2; b2; c2;
Сложите квадраты катетов а2+b2
Получилось ли, что a2+ b2= c2?
ТЕОРЕМА
ПИФАГОРА
В прямоугольном
треугольнике
квадрат гипотенузы
равен сумме
квадратов катетов.
с2 = а2 + b2
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
1)Достроим прямоугольник до квадрата со стороной
a + b.
2)Площадь квадрата равна ( а + b)²
3)С другой стороны квадрат составлен из четырёх
равных прямоугольных треугольников с
площадью ½ аb и квадрата, площади с²
4) S=4 *1/2ab + с2 = 2bc + с2.
(а+b)2 =2ab+ с2.
с2 = а2 + b2.
Пифагоровы штаны во все стороны равны
ТЕОРЕМА, ОБРАТНАЯ К
ТЕОРЕМЕ ПИФАГОРА:
позволяет проверить, является ли тот или иной
треугольник прямоугольным. Этим пользовались
землемеры и строители Древнего Египта: они
размечали прямые углы с помощью веревки,
разделенной узлами на 12 равных кусков;
прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5
называется «египетским», а тройки (a, b, c)
натуральных чисел, удовлетворяющие уравнению
c2 = a2 + b2, т. е. служащие длинами сторон
прямоугольных треугольников, Пифагоровыми.
НЕКОТОРЫЕ ПИФАГОРОВЫ
ТРОЙКИ:
(3,4,5), (6,8,10), (5,12,13),
(9,12,15), (8,15,17), (12,16,20), (15,20,25),
(7,24,25), (10,24,26), (20,21,29), (18,24,30),
(10,30,34), (21,28,35), (12,35,37),
(15,36,39), (24,32,40), (9,40,41), (27,35,45),
(14,48,50), (30,40,50)…
ЕЩЁ ОДНА ФОРМУЛИРОВКА
ТЕОРЕМЫ:
Площадь квадрата,
построенного на
гипотенузе
прямоугольного
треугольника, равна
сумме площадей
квадратов, построенных
на его катетах.
АЛГЕБРАИЧЕСКОЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
1) Проведем высоту CD из вершины прямого
угла С.
2) По определению косинуса угла
соsА=AD/AC=AC/AB, отсюда следует
AB*AD=AC2.
3) Аналогично соsВ=BD/BC=BC/AB, значит
AB*BD=BC2.
4) Сложив полученные равенства почленно,
А
Д
получим:
AC2+BC2=АВ*(AD + DB)
AB2=AC2+BC2.
С
В
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
1) Построим отрезок CDCD равный отрезку
1) Построим отрезок
катета ACAC прямоугольного треугольника
катета
перпендикуляр EDED к отрезку
перпендикуляр
точки BB и
точки
и EE. .
равный отрезку ABAB на продолжении
на продолжении
прямоугольного треугольника ABCABC. Затем опустим
. Затем опустим
к отрезку ADAD, равный отрезку
, равный отрезку ACAC, соединим
, соединим
2) Площадь фигуры ABEDABED можно найти, если рассматривать её
можно найти, если рассматривать её
2) Площадь фигуры
как сумму площадей трёх треугольников:
как сумму площадей трёх треугольников:
SABED=2*AB*AC/2+BC2/2
SABED=2*AB*AC/2+BC2/2
3) Фигура ABEDABED является трапецией, значит, её площадь равна:
является трапецией, значит, её площадь равна:
3) Фигура
SABED= (DE+AB)*AD/2.
(DE+AB)*AD/2.
SABED=
4) Если приравнять левые части найденных выражений, то
4) Если приравнять левые части найденных выражений, то
получим:
получим:
AB*AC+BC2/2=(DE+AB)(CD+AC)/2
AB*AC+BC2/2=(DE+AB)(CD+AC)/2
AB*AC+BC2/2= (AC+AB)2/2
AB*AC+BC2/2= (AC+AB)2/2
AB*AC+BC2/2= AC2/2+AB2/2+AB*AC
AB*AC+BC2/2= AC2/2+AB2/2+AB*AC
BC2=AB2+AC2.
BC2=AB2+AC2.
Это доказательство было опубликовано
Это доказательство было опубликовано
в 1882 году Гэрфилдом.
в 1882 году Гэрфилдом.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ
ПИФАГОРА
В настоящее время на рынке
мобильной связи идет большая
конкуренция среди операторов. Чем
надежнее связь, чем больше зона
покрытия, тем больше потребителей у
оператора. При строительстве вышки
(антенны) часто приходится решать
задачу: какую наибольшую высоту
должна иметь антенна, чтобы передачу
можно было принимать в определенном
радиусе.
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
Какую наибольшую высоту должна иметь антенна
мобильного оператора, чтобы передачу можно было
принимать в радиусе R=200 км? (радиус Земли
равен 6380 км.)
Решение:
Пусть AB= x, BC=R=200 км,
OC= r =6380 км.
OB=OA+AB
OB=r + x.
Используя теорему Пифагора, получим ответ: 2,3
км.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ
ПИФАГОРА
Теорему Пифагора широко применяют и в
строительстве, при вычислении размеров
крыши, построении окон, используется в
большинстве архитектурных сооружений. В
астрономии используют для вычисления
расстояний.
ИНТЕРЕСНОЕ О ПИФАГОРЕ:
Пифагор – это на самом деле прозвище, а не имя
(Пифагор "убеждающий речью").
Увлекался спортом, побеждал в кулачном бою на
Олимпийских играх.
Придумал специальную кружку, которая заставляла
пить только в ограниченных количествах. Сегодня
она продается на Родосе, Самосе и Крите как
сувенир.
Пифагор считал, что нельзя употреблять пищу
животного происхождения. Он верил, что в
животных переселяются души людей.
ВАЖНЫЕ ОТКРЫТИЯ,
СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ
ПИФАГОРА:
в географии и астрономии –
представление о том, что Земля – шар и
что существуют другие, похожие на неё
миры;
в музыке – зависимость между длиной
струны арфы и звуком, который она
издаёт;
в геометрии – построение правильных
многоугольников (один из них
пятиконечная звезда – стал символом
пифагорейцев).
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём.
Не знаю, чем кончу поэму,
И как мне печаль избыть:
Древнейшую теорему
Никак я не в силах забыть.
Стоит треугольник как ментор,
И угол прямой в нём есть,
И всем его элементам
Повсюду слава и честь!
Вебер
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Выбрать задачу и решить её
Задачи для проверки
Задачи из открытого банка заданий к экзамену
РЕФЛЕКСИЯ:
На ваших карточках дорисуйте снеговика:
Я пришёл на урок с таким
настроением
Я присутствовал на уроке с таким
настроением
Я ухожу с урока с таким
настроением
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР:
найти другой способ доказательства теоремы
Пифагора;
найти пифагоровы тройки;
придумать свою задачу на применение
теоремы Пифагора;
найти задачи из базы задач по геометрии с
сайта fipi.
«Не гоняйся за счастьем:
оно всегда находится в
тебе самом».
Пифагор.
ЛИТЕРАТУРА:
Л.С. Атанасян учебник «Геометрия 79» Москва
«Просвещение» 2009 г.
Е.М. Рабинович «Задачи и упражнения на готовых
чертежах».
Волошинов А.В. «Математика и искусство». М.:
«Просвещение» 2000.
Волошинов А.В. «Пифагор». М.: «Просвещение» 2001.
Литцман В. «Теорема Пифагора». М.:
«Государственное издательство физико
математической литературы» 2000.
Глейзер И. «История математики в школе».
Чистяков В.Д. «Старинные задачи по элементарной
математике»
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
http://encyklopedia.narod.ru/bios/nauka/pifagor/pifagor.html
http://fevt.ru/load/prezentacii_powerpoint/teorema_pifagora_prezent
acija/11010967
http://volna.org/geometrija/tieoriema_pifaghora.html
http://prezentacii.com/matematike/9566teoremapifagoraiee
primenenie.html
http://video.promail.kz/video/226022
http://moypifagor.narod.ru/media.htm