В духовых инструментах( труба, саксофон, кларнет и т.д.)звук возникает в результате колебаний столба воздуха, заключённого внутри корпуса. Чем больше размер инструмента, тем медленнее эти колебания и ниже звучание. В фортепиано и других клавишных нажатие клавиш заставляет специальные молоточки ударять по струнам, вызывая их колебания. В струнных инструментах (скрипка, гитара и т.д.) звуки извлекают, либо ударяя по струнам, либо водя по ним специальным смычком. Ударяя палочками или специальными щёточками по барабанам и тарелкам, музыканты заставляют их вибрировать. Такие инструменты называют ударными.
Самый большой музыкальный инструмент – орган. Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба- одна нота. Древнем предком органа можно считать флейту Пана. Этот инструмент, существовавший с незапамятных времён в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины. Если подуть под углом в устье самой короткой- Раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже. Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Для извлечения низких звуков изготавливают большие деревянные трубы. Металлические – используют для извлечения более высоких звуков. Они обычно меньшего размера и изготавливаются, как правило из сплава олова и свинца.
ЗАДАНИЕ № 1
С какой целью автор написал текст «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»?
Сообщить о самом большом музыкальном инструменте- органе.
Научить различать смычковые и духовые инструменты.
Рассказать о способах извлечения звуков из разных инструментов.
Убедить больше внимания уделять классической музыке, исполняемой на органе и других инструментов.
Задание № 2
На рисунке изображён орган. Выбери верное утверждение о трубе. Обозначенной на рисунке стрелкой.
Труба, скорее всего, изготовлена из металла и используется для извлечения высоких звуков.
Труба, скорее всего, изготовлена из металла и используется для извлечения низких звуков.
Труба, скорее всего, сделана из дерева и используется для извлечения низких звуков.
Труба, скорее всего, сделана из дерева и используется для извлечения высоких звуков.
Самодельный оркестр.
Вокруг нас масса предметов, которые можно заставить издавать музыкальные звуки.
Дудочку можно сделать из соломинки, расплющив и обрезав кончик с одной из сторон. Если теперь взять обрезанный конец в рот и подуть , то дудочка начнёт звучать.
Музыкальный инструмент можно сделать из стеклянных стаканов с водой. Если несильно ударить по стакану сверху, то звучать будет только та часть, которая находится над водой.
Поэтому почти полный стакан издаёт более низкий звук, чем тот, в который налито лишь немного воды на дне.
ЗАДАНИЕ № 4
Из пустых стеклянных банок с водой тоже можно сделать музыкальный инструмент. Представь, что у тебя есть 7 пустых стеклянных банок. Как нужно налить в эти банки воду, чтобы они при ударе металлической ложки звучали как семь различных нот: до(самый низкий звук) , ре, ми, фа, соль, ля ,си(самый высокий звук)?Изобразите примерный уровень воды в каждой банке и подпишите, какой ноте будет соответствовать в тоем инструменте.
ЗАДАНИЕ № 5
Допустим необходимо на опыте показать, как длина дудочки влияет на высоту издаваемого ею звука.
И у вас есть следующие материалы: соломинка для напитков, ножницы и линейка.
Опишите как вы будете проводить этот опыт.
Как будет зависеть высота издаваемого соломинкой звука от её длины?
«Голоса» природы.
Вокруг нас постоянно звучат голоса людей и музыка, шум ветра и рокот моторов. Мы слышим щебет птиц и шелест листвы. Многие насекомые издают в полёте звуки за счёт быстрых последовательных взмахов крыльев. Чем чаще насекомое взмахивает крыльями, тем выше производимый им звук. Чем медленнее колебания крыльев, тем ниже звук.
Вообще любой звук- это механические колебания, которые распространяются в упругой среде: воздухе, воде, твёрдом теле и т.п. Если такой среды нет( например, в безвоздушном пространстве), то звук передаваться не может.
Любое достаточно быстрое колеблющееся тело попеременно то сжимает слой воздуха, прилегающий к его поверхности, то, наоборот, создаёт разрежение в этом слое.
Мы начинаем слышать низкие звуки, когда звучащее тело совершает не менее 16 колебаний в секунду, и перестаём воспринимать высокие звуки, если колебания происходят более 20 000 раз в секунду. Звуки с определённой точной высотой называют музыкальными звуками. Звуки, которые включают в себя сразу много высот. – например- шорох, стук, гром- относятся к шумовым.
ЗАДАНИЕ №9
В приведённом ниже тексте описаны особенности передачи звука от гитарной струны к уху человека. Но в н1м нарушена последовательность процессов.
Запиши номера предложений в правильной последовательности.
1) Звуковые колебания воздуха распространяются в пространстве между гитарой и ухом человека.
2) Вокруг струны попеременно возникают слои сжатого и разреженного воздуха.
3) Звук струны заставляет вибрировать барабанную перепонку уха человека.
4) Артист ударяет по струне, и она начинает колебаться.
ЗАДАНИЕ № 10
Крылья насекомых в полёте издают звуки разной высоты. Перед вами название трёх животных:
Слепень, комар,колибри.
Запиши название животных в схему.
Первым поставь то животное, которое издаёт в полёте самый низкий звук, а последним- то, которое издаёт наиболее высокие звуки.
ЗАДАНИЕ № 11
На какой из перечисленных вопросов НЕЛЬЗЯ ответить, используя информацию из текста «Голоса природы»?
Почему пчёлы в полёте жужжат?
Почему стрекочут кузнечики?
Услышит человек звук струны, колеблющейся 5о раз в секунду?
Услышит ли на Луне космонавт звук падающего камня?
Задание № 12
ВЫ видите изображение нотной записи песенки «Весёлые гуси». Струна фортепиано, которая воспроизводит звук, обозначенный стрелкой с буквой М, совершает почти 330 колебаний в секунду.
Установите соответствие между частотой колебаний струны и звуками, обозначенным буквами А и Б.
М
А
Б
ЗВУКИ | ЧИСЛОКОЛЕБАНИЙ |
А | 14,1 |
Б | 262 |
330 | |
392 |
Запиши выбранные числа:
А________ Б __________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.