Типология уроков В.А. Онищука
- урок усвоения новых знаний,
- урок усвоения навыков и умений,
- урок обобщения и систематизации знаний,
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков,
- комбинированный урок
- урок комплексного применения знаний.
Типология уроков Н.П. Гузика
- уроки общего разбора темы и методики ее изучения;
- комбинированные семинарские занятия;
- уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);
- уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);
- уроки-практикумы.
Типология уроков И.Я Лернера и М.Н. Скаткина
- урок предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала;
- урок применения знаний и формирования навыков и умений;
- проблемный урок с творческим применением знаний и умений;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;
- урок, сочетающий разные элементы.
Нетрадиционные виды уроков.
Общественный смотр знаний.
Интегрированные уроки.
Уроки творчества.
Мозговая атака.
Университет старшеклассников.
Научная конференция. Брифинг.
Час вопросов и ответов.
Устный журнал «Удивительное рядом».
Что? Где? Когда?
Дидактические сказки.
Нетрадиционные виды уроков.
Защита фантастического проекта.
Праздники знаний.
Предметный ринг.
Справочное бюро «Прямая линия».
Урок исправления ошибок.
Практикум доброты.
Учебные встречи на уроке.
Интервью с исторической личностью.
Конкурс вопросов.
Защита идеи.
Нетрадиционные виды уроков.
Уроки в музее.
Использование приема «снежного кома».
Добавочный урок по выбору.
Уроки обмена.
Интеллектуальный марафон.
Город мастеров.
Открытая трибуна.
Эстафета творческих дел.
Праздник «Великие книги человечества».
Исторический календарь.
Нетрадиционные виды уроков.
Стихотворно – музыкальный урок.
Урок взаимообучения.
Урок – пресс – конференция.
Проблемно – обучающий урок.
Конкурс знаний, умений и творчества.
Деловые, ролевые и ситуационные игры.
Урок – документальный практикум.
Урок – фантазия.
Урок – сказка.
Урок – спектакль (инсценировка).
Методические основы урока
Методы обучения – это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно – воспитательных задач.
Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений.
Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Метод как способ учебной работы:
догматический – приобретение знаний в готовом виде;
эвристический – усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);
исследовательский – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.
Последние два метода наиболее свойственны развивающему типу обучения.
Характеристика отдельных групп методов
объяснительно – иллюстративные методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;
репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
методы проблемного обучения;
проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления;
частично – поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;
исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;
методы организации учебно – познавательной деятельности:
словесные, наглядные, практические;
аналитические, синтетические, аналитико – синтетические, индуктивные, дедуктивные;
репродуктивные, проблемно – поисковые;
методы самостоятельной работы и работы под руководством;
методы стимулирования и мотивации:
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально – нравственных ситуаций);
методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля:
устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля (контрольно – лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно – практический самоконтроль);
методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);
определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);
методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся – жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.