Типология урока в современной школе
Классические типы:
вводный урок
тренировочный урок
контрольный урок
урок закрепления знаний, умений, навыков
урок самостоятельной работы
урок с ТСО
урок практической работы
комбинированный урок
повторительно-обобщающий урок
Типология уроков В.А. Онищука
- урок усвоения новых знаний,
- урок усвоения навыков и умений,
- урок обобщения и систематизации знаний,
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков,
- комбинированный урок
- урок комплексного применения знаний.
Типология уроков Н.П. Гузика
- уроки общего разбора темы и методики ее изучения;
- комбинированные семинарские занятия;
- уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);
- уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий);
- уроки-практикумы.
Типология уроков И.Я Лернера и М.Н. Скаткина
- урок предъявления и усвоения (изучения) нового учебного материала;
- урок применения знаний и формирования навыков и умений;
- проблемный урок с творческим применением знаний и умений;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний и умений;
- урок, сочетающий разные элементы.
Нетрадиционные виды уроков.
Общественный смотр знаний.
Интегрированные уроки.
Уроки творчества.
Мозговая атака.
Университет старшеклассников.
Научная конференция. Брифинг.
Час вопросов и ответов.
Устный журнал «Удивительное рядом».
Что? Где? Когда?
Дидактические сказки.
Нетрадиционные виды уроков.
Путешествие в предмет.
Аукцион знаний.
Робинзонада.
Дидактический театр.
Азбука человеческих знаний.
Путешествие в Страну неразгаданных тайн.
Клуб Почемучек.
Читай – город.
Познавательный КВН.
Исторические игры.
Нетрадиционные виды уроков.
Защита фантастического проекта.
Праздники знаний.
Предметный ринг.
Справочное бюро «Прямая линия».
Урок исправления ошибок.
Практикум доброты.
Учебные встречи на уроке.
Интервью с исторической личностью.
Конкурс вопросов.
Защита идеи.
Нетрадиционные виды уроков.
Уроки в музее.
Использование приема «снежного кома».
Добавочный урок по выбору.
Уроки обмена.
Интеллектуальный марафон.
Город мастеров.
Открытая трибуна.
Эстафета творческих дел.
Праздник «Великие книги человечества».
Исторический календарь.
Нетрадиционные виды уроков.
Погружение в эпоху.
Дни науки.
Жизнь замечательных людей.
Урок – викторина.
Комбинированный урок.
Урок – поиск.
Проектный урок.
Урок – экскурсия.
Урок – экспедиция.
Урок без учителя.
Нетрадиционные виды уроков.
Стихотворно – музыкальный урок.
Урок взаимообучения.
Урок – пресс – конференция.
Проблемно – обучающий урок.
Конкурс знаний, умений и творчества.
Деловые, ролевые и ситуационные игры.
Урок – документальный практикум.
Урок – фантазия.
Урок – сказка.
Урок – спектакль (инсценировка).
Нетрадиционные виды уроков.
Урок – дискуссия.
Интегративно – понятийный урок.
Урок – тестирование.
Урок – отчет (письменный или устный).
Урок без правил.
Урок – биография.
Урок – рассказ.
Урок – семинар.
Урок в «аквариуме».
Межвозрастной урок.
Методические основы урока
Методы обучения – это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно – воспитательных задач.
Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений.
Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Метод как способ учебной работы:
догматический – приобретение знаний в готовом виде;
эвристический – усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);
исследовательский – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.
Последние два метода наиболее свойственны развивающему типу обучения.
Характеристика отдельных групп методов
объяснительно – иллюстративные методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания;
репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
методы проблемного обучения;
проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления;
частично – поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;
исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;
методы организации учебно – познавательной деятельности:
словесные, наглядные, практические;
аналитические, синтетические, аналитико – синтетические, индуктивные, дедуктивные;
репродуктивные, проблемно – поисковые;
методы самостоятельной работы и работы под руководством;
методы стимулирования и мотивации:
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально – нравственных ситуаций);
методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля:
устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля (контрольно – лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно – практический самоконтроль);
методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);
определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);
методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся – жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.