Как построить работу, чтобы поддержать познавательный интерес и повысить познавательную активность учащихся
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Сохраняя основную форму урока, используя приёмы ТРИЗ, придать учебному занятию оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим интерес детей к процессу обучения.
ТРИЗ как метод создания
технологических инноваций и средство
активизации познавательной
деятельности учащихся
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Сделайте вашего ребёнка
внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию
вопросы и предоставьте ему решать
их. Пусть он узнает не потому, что вы
сказали, а что сам понял.
Ж.Ж. Руссо,
французский философ,
писатель, мыслитель
эпохи Просвещения
Как построить
работу, чтобы
поддержать
познавательный
интерес и повысить
познавательную
активность
учащихся
Теория Решения
Изобретательских
знания, умения и
навыки формируются
в результате
самостоятельной
работы
с информацией
придаёт уроку
оригинальност
ь,
ть,
нестандартнос
креативность
Задач
Познавательная деятельность -
это сознательная деятельность,
направленная
на познание окружающей
действительности
с помощью таких психических
процессов, как восприятие,
мышление, память, внимание,
речь.
Ведущая идея ТРИЗ
Сохраняя основную форму
урока, используя приёмы
ТРИЗ, придать учебному
занятию оригинальность,
нестандартность,
креативность, повышая
этим интерес детей к
процессу обучения.
Развитие идеи активизации
познавательной деятельности
Сократ и
Пифагор
постановка
проблемных
вопросов во время
проведения
дискуссий
Я.А.
активное
Коменский
обучение:
«воспламенять в
мальчике жажду
знаний и пылкое
усердие к учению»
И.Г.
активизация
Песталоцци
обучения с помощью
наглядности, путём
наблюдения,
обобщения и
самостоятельных
выводов
Ж.Ж. Руссо
развитие умственных
способностей ребёнка и
внедрение в обучение
исследовательского
подхода
К.Д.
Ушинский
«Ученикам следует
передавать не только те
или иные знания, но и
способствовать
самостоятельно без
учителя приобретать
новые познания»
Особенность ТРИЗ-педагогики
заключается в том, что она
предлагает алгоритмические
методы формирования
осознанного, управляемого,
целенаправленного и
эффективного процесса
мыследеятельности, то есть
работает на повышение
культуры мышления, тем
самым активизирует
познавательную деятельность
учащихся.
Г.С.
Альтшуллер,
автор ТРИЗ
Преимущества ТРИЗ
1. Доступность и посильность.
2. Использование в любой системе
обучения.
3. Инструмент для развития системного
творческого мышления, фантазии,
воображения.
4. Использование изученных алгоритмов
в последующей работе, в иных
жизненных ситуациях.
Педагогические задачи
Воспитательные:
- развитие у детей самостоятельности,
уверенности в своих силах, ощущения,
что они могут справиться с решением
любой задачи;
- формирование у детей правильного
отношения к окружающему миру, основ
анализа действительности.
Педагогические задачи
Образовательные:
- повышение уровня общей образованности
учащихся;
- формирование положительного отношения
детей к учебному процессу;
- умение анализировать и решать
изобретательские, практические и
социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-
диалектического мышления.
Педагогические задачи
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и
интеллекта;
- развитие творческих способностей
(беглости, гибкости, оригинальности
мышления);
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать,
комбинировать;
- развитие творческого воображения.
Приёмы ТРИЗ помогают пробудить
интерес детей к деятельности на
учебном занятии, так как дают
возможность рассуждать,
анализировать, творить,
самостоятельно добывать
знания.
Использование приёмов методики ТРИЗ
существенно повышает познавательную
активность учащихся в изучении
содержания учебного материала, позволяет
разнообразить учебную деятельность,
помогает вовлечь в процесс познания всех
учащихся.
На уроках с использованием приёмов ТРИЗ
даже самые замкнутые учащиеся с