Индивид. исс. работа Значение огня в жизни человека.doc
Департамент образования администрации
Тутаевского муниципального района Ярославской области
муниципальное учреждение дополнительного образования
центр дополнительного образования «Созвездие»
Индивидуальная исследовательская работа
«Значение огня в жизни человека»
Работу выполнил:
Баюнов Дмитрий, 7 лет.
объединение «Светлячок»
Руководитель:
Олонцева Татьяна Викторовна,
пед. доп. образ. МУДО «ЦДО» «Созвездие»
г. Тутаев
2016 г. Обоснование выбранной темы.
Мы с дедушкой – большие друзья и проводим вместе очень много времени. Ходим
поработать на дачу, ремонтируем мой велосипед, чтонибудь мастерим. Часто разводим
костры. Я очень люблю наблюдать за пламенем.
На занятиях Татьяна Викторовна рассказала, что древний человек сначала очень
боялся огня и не знал как им безопасно пользоваться, как постепенно «подружился с
огнем».
Мне захотелось больше узнать о огне и его значении в жизни человека. Так стала
называться тема моего исследования.
Цель выяснить значение огня в жизни человека.
Задачи: узнать:
как человек огонь приручил;
когда огонь человеку друг, когда – враг;
какие виды костров используют в походе;
как выбрать место для кострища;
какие меры предосторожности нужно соблюдать при пользовании костром;
Ответить на проблемный вопрос: огонь человеку друг или враг?
План работы по теме исследования:
изучить разные информационные источники;
провести опыты и наблюдения с огнем;
ознакомиться с разными видами кострищ и их предназначением;
научиться правильно выбирать место для кострища и его разведению;
ознакомить ребят моей группы с результатами своего исследования;
Из информационных источников и на занятиях я узнал о том, как
первобытный человек сначала очень боялся огня и сам не умел его добывать и сохранять.
Огонь очень опасен в лесных пожарах. От него очень сложно спастись. Но, постепенно,
человек научился поддерживать огонь и использовать его для обогрева, отпугивания диких
животных, приготовления пищи.
Потом человек научился добывать огонь, высекая его при ударе камень о камень;
трением сухой палочки о сухую дощечку; а, когда узнал о металле, ударом металлической
пластины о камень. Когда человек узнал стекло, он научился добывать огонь при помощи
искривленного стекла и линзы. Долгое время человек поклонялся огню, подкармливал и
старался задобрить. Относился к нему с большим уважением и страхом. На это ушло много
тысяч лет!
Постепенно человек научился управлять огнем и использовать его в своих нуждах.
Сейчас невозможно представить
ни одной отрасли производства, где не
используется огонь.
Сейчас очень много людей разных профессий умеют работать с огнем. Это: повара,
сталевары, металлурги, кузнецы, стеклодувы, сварщики, пиротехники. Огонь помогает человеку: приготовить пищу; обогреть жилище; осветить дома,
улицы городов; выплавлять металлы; запускать ракеты; ездить на разных видах транспорта
с двигателями внутреннего сгорания.
Наше Солнце – огромный огненный шар, в котором сгорают газы, в основном
водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.
Огонь необходим туристу в походе. Турист, разведя костер, сможет обогреться в любое
время года, высушить промокшую одежду, приготовить еду, отогнать от стоянки диких
зверей, спастись от надоедливых насекомых, просто отдохнуть и посмотреть на пламя,
поговорить с друзьями, попеть песни под гитару.
В зависимости от наличия дров и назначения костра, различают разные виды
костров: «Траншея», «Ямка», «Нодья», «Звездочка», «Рефлектор», «Очаг охотника»,
«Решетка», «Пирамида».
Необходимо правильно выбрать место для кострища. Костры нельзя разводить под
деревьями, среди сухостоя, на торфяных болотах, в зарослях сухого камыша. Костер
нужно разводить на старом кострище. Если его нет, нужно лопатой снять дерн (верхний
слой почвы вместе с растениями) и разводить костер на очищенном месте. После того, как
костер уже не нужен и полностью затушен почвой, песком или водой, на место кострища
нужно вернуть снятый дерн.
Дети не должны разводить костры без взрослых и играть с огнем.
При неосторожном обращении огонь из друга и помощника человека может
превратиться в опасного и безжалостного врага! Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны. Он уносит миллионы
жизней людей, стирает с лица Земли города.
Но и в мирное время огонь может уничтожать и людей, и дома, и деревни, и леса.
Тогда на помощь людям приходят отважные пожарные.
Пожарное дело для крепких парней,
Пожарное дело – спасение людей,
Пожарное дело – отвага и честь,
Пожарное дело – так было и есть!
Чтобы беда не случилась:
Не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем ваши товарищи и
маленькие дети.
Не устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках. По необходимости
ходите туда только днем и только по делу, а в вечернее время для освещения используйте
электрические фонари.
Не разрешается детям пользоваться спичками, свечами.
Не играйте с электронагревательными приборами, это опасно! От электроприборов,
включенных в сеть и оставленных без присмотра, часто возникают пожары.
По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по
телефону «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил и принять
участие в тушении пожара.
Опыты и наблюдения за огнем.
С Татьяной Викторовной мы научились добывать огонь так, как это делал
первобытный человек.
Опыт № 1 «Высекать огонь из камня».
В темном месте высекали огонь, ударяя камень о камень.
Опыт № 2 «Получение огня с помощью линзы»
Жар солнечных лучей собирался в одну точку (фокусировался), он зажигал сухой
мох.
Опыт № 3 «Наблюдение за горящей свечой».
Наблюдая горящую свечу, мы выяснили, что пламя не везде одного цвета, оно
разной температуры и в разных местах пламени разные продукты горения: пары воды,
копоть, воск. Пламя полое внутри!
Опыт № 4 «Какие условия необходимы для горения?»
Для горения необходимы не только тепло и топливо, но и кислород.
1. Накроем горящую свечу стаканом – начинает постепенно потухать.
2. Поднимаем стакан – свеча снова разгорается в полную силу.
Опыт № 5 «Какими способами можно потушить огонь?»
1. Польём на горящую свечу водой – огонь потух.
2. Накроем горящую свечу плотной тканью – огонь потух.
3. Насыплем на горящую свечу песок (землю) – огонь потух.
Опыт № 6 «Почему люди при пожаре гибнут от угарного газа?»
Докажем это. В огонь свечи положим крохотный кусочек пластмассы. Поднимем над свечой
плотную белую ткать, смоченную водой.
Потушим свечу, рассмотрим ткань – со стороны свечи образовался черный круг от
копоти, а с другой – ткань более чистая.
Вывод Во время пожара органы дыхания необходимо закрыть мокрым платком или
мокрой тканью.
Практическая работа, проведенная с дедушкой.
Научился выкладывать разные виды кострищ из палочек.
Представил результаты проделанного исследования перед ребятами своей
группы в детском саду.
Выводы.
Любое пользование огнём должно быть разумным! При неосторожном
использовании огонь из друга превращается в беспощадного врага!
Информационные источники:
1. http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxG
yo_rnZJpNjfFDg3rinsRg06G0AyigH3nxrdiPJP_d8jxsW8xM2vId9g5rGIoYiPLZ8jR0zJq
0LchCyiW9y?
data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxak1qUnF3cjJlcXlmRzlJRVp0cXNmdkZRV
0hBRHd1Zk45a0hTbDZyZUtJOGJCakxLLUdEeG1hQlVNd1dnd1lBTTMzMHpveFVD
UU5QbHhHM1BjdjE3anZlal9zQnFneEFKWk1LZW5rSGN5eHNpZVdiUWhpNTVjM1
VfTVJKZkZtamJINmZXZWdzVGc1dDdlQzk1WmhMUVhj&b64e=2&sign=6b5767f81
4cbf7931af6e85dcb45b36c&keyno=0
2. http://ecoportal.ru/news.php?id=36555
3. http://vmestestem.ru/news/&gr=2&nid=25253
4. http://klops.ru/news.html?topic=28&p=15
5. http://citysakh.ru/News/?dirid=31&st=94
6. http://elementy.ru/genbio/synopsis?artid=11
7. http://fotki.yandex.ru/users/yamorales/view/96283/
8. http://www.vsesmi.ru/news/776988/1604745/
9. http://r1tv.com.ua/ru/news/200907
10. http://www.photosight.ru/photos/871750/
11. http://nashaiskra.ru/default.asp?objType=2&objValue=37659
12. http://tourist.kharkov.ua/review_velo/index.php?viewtopic=44
13. http://www.allrf.ru/dir/dir/413
14. http://www.justmedia.ru/news/none?page=5
15. http://www.chita.ru/news/?pg=212
16. http://www.aif.ru/society/news/34333
17. Энциклопедия «Наука», М., «Росмэн» , 2007
18. Игуменова Д.Б., И.Г. Иванников Чтобы не было беды: детям об огне и пожаре. – М.:
Стойиздат, 1992г.
19. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. Книга для детей и родителей. – М.: Просвещение,
1994г.
Презентация "Удивительный мир камней"
Презентация "Удивительный мир камней"
Презентация "Удивительный мир камней"
Презентация "Удивительный мир камней"
Презентация "Удивительный мир камней"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.