Департамент образования администрации
Тутаевского муниципального района Ярославской области
муниципальное учреждение дополнительного образования
центр дополнительного образования «Созвездие»
Индивидуальная исследовательская работа
«Значение огня в жизни человека»
Работу выполнил:
Баюнов Дмитрий, 7 лет.
объединение «Светлячок»
Руководитель:
Олонцева Татьяна Викторовна,
пед. доп. образ. МУДО «ЦДО» «Созвездие»
г. Тутаев
2016 г.Обоснование выбранной темы.
Мы с дедушкой – большие друзья и проводим вместе очень много времени. Ходим
поработать на дачу, ремонтируем мой велосипед, чтонибудь мастерим. Часто разводим
костры. Я очень люблю наблюдать за пламенем.
На занятиях Татьяна Викторовна рассказала, что древний человек сначала очень
боялся огня и не знал как им безопасно пользоваться, как постепенно «подружился с
огнем».
Мне захотелось больше узнать о огне и его значении в жизни человека. Так стала
называться тема моего исследования.
Цель выяснить значение огня в жизни человека.
Задачи: узнать:
как человек огонь приручил;
когда огонь человеку друг, когда – враг;
какие виды костров используют в походе;
как выбрать место для кострища;
какие меры предосторожности нужно соблюдать при пользовании костром;
Ответить на проблемный вопрос: огонь человеку друг или враг?
План работы по теме исследования:
изучить разные информационные источники;
провести опыты и наблюдения с огнем;
ознакомиться с разными видами кострищ и их предназначением;
научиться правильно выбирать место для кострища и его разведению;
ознакомить ребят моей группы с результатами своего исследования;
Из информационных источников и на занятиях я узнал о том, как
первобытный человек сначала очень боялся огня и сам не умел его добывать и сохранять.
Огонь очень опасен в лесных пожарах. От него очень сложно спастись. Но, постепенно,
человек научился поддерживать огонь и использовать его для обогрева, отпугивания диких
животных, приготовления пищи.
Потом человек научился добывать огонь, высекая его при ударе камень о камень;
трением сухой палочки о сухую дощечку; а, когда узнал о металле, ударом металлической
пластины о камень. Когда человек узнал стекло, он научился добывать огонь при помощи
искривленного стекла и линзы. Долгое время человек поклонялся огню, подкармливал и
старался задобрить. Относился к нему с большим уважением и страхом. На это ушло много
тысяч лет!
Постепенно человек научился управлять огнем и использовать его в своих нуждах.
Сейчас невозможно представить
ни одной отрасли производства, где не
используется огонь.
Сейчас очень много людей разных профессий умеют работать с огнем. Это: повара,
сталевары, металлурги, кузнецы, стеклодувы, сварщики, пиротехники.Огонь помогает человеку: приготовить пищу; обогреть жилище; осветить дома,
улицы городов; выплавлять металлы; запускать ракеты; ездить на разных видах транспорта
с двигателями внутреннего сгорания.
Наше Солнце – огромный огненный шар, в котором сгорают газы, в основном
водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.
Огонь необходим туристу в походе. Турист, разведя костер, сможет обогреться в любое
время года, высушить промокшую одежду, приготовить еду, отогнать от стоянки диких
зверей, спастись от надоедливых насекомых, просто отдохнуть и посмотреть на пламя,
поговорить с друзьями, попеть песни под гитару.
В зависимости от наличия дров и назначения костра, различают разные виды
костров: «Траншея», «Ямка», «Нодья», «Звездочка», «Рефлектор», «Очаг охотника»,
«Решетка», «Пирамида».
Необходимо правильно выбрать место для кострища. Костры нельзя разводить под
деревьями, среди сухостоя, на торфяных болотах, в зарослях сухого камыша. Костер
нужно разводить на старом кострище. Если его нет, нужно лопатой снять дерн (верхний
слой почвы вместе с растениями) и разводить костер на очищенном месте. После того, как
костер уже не нужен и полностью затушен почвой, песком или водой, на место кострища
нужно вернуть снятый дерн.
Дети не должны разводить костры без взрослых и играть с огнем.
При неосторожном обращении огонь из друга и помощника человека может
превратиться в опасного и безжалостного врага!Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны. Он уносит миллионы
жизней людей, стирает с лица Земли города.
Но и в мирное время огонь может уничтожать и людей, и дома, и деревни, и леса.
Тогда на помощь людям приходят отважные пожарные.
Пожарное дело для крепких парней,
Пожарное дело – спасение людей,
Пожарное дело – отвага и честь,
Пожарное дело – так было и есть!
Чтобы беда не случилась:
Не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем ваши товарищи и
маленькие дети.
Не устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках. По необходимости
ходите туда только днем и только по делу, а в вечернее время для освещения используйте
электрические фонари.
Не разрешается детям пользоваться спичками, свечами.
Не играйте с электронагревательными приборами, это опасно! От электроприборов,
включенных в сеть и оставленных без присмотра, часто возникают пожары.
По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по
телефону «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил и принять
участие в тушении пожара.
Опыты и наблюдения за огнем.
С Татьяной Викторовной мы научились добывать огонь так, как это делал
первобытный человек.
Опыт № 1 «Высекать огонь из камня».
В темном месте высекали огонь, ударяя камень о камень.
Опыт № 2 «Получение огня с помощью линзы»
Жар солнечных лучей собирался в одну точку (фокусировался), он зажигал сухой
мох.
Опыт № 3 «Наблюдение за горящей свечой».
Наблюдая горящую свечу, мы выяснили, что пламя не везде одного цвета, оно
разной температуры и в разных местах пламени разные продукты горения: пары воды,
копоть, воск. Пламя полое внутри!
Опыт № 4 «Какие условия необходимы для горения?»
Для горения необходимы не только тепло и топливо, но и кислород.
1. Накроем горящую свечу стаканом – начинает постепенно потухать.
2. Поднимаем стакан – свеча снова разгорается в полную силу.
Опыт № 5 «Какими способами можно потушить огонь?»
1. Польём на горящую свечу водой – огонь потух.
2. Накроем горящую свечу плотной тканью – огонь потух.
3. Насыплем на горящую свечу песок (землю) – огонь потух.
Опыт № 6 «Почему люди при пожаре гибнут от угарного газа?»
Докажем это.В огонь свечи положим крохотный кусочек пластмассы. Поднимем над свечой
плотную белую ткать, смоченную водой.
Потушим свечу, рассмотрим ткань – со стороны свечи образовался черный круг от
копоти, а с другой – ткань более чистая.
Вывод Во время пожара органы дыхания необходимо закрыть мокрым платком или
мокрой тканью.
Практическая работа, проведенная с дедушкой.
Научился выкладывать разные виды кострищ из палочек.
Представил результаты проделанного исследования перед ребятами своей
группы в детском саду.
Выводы.
Любое пользование огнём должно быть разумным! При неосторожном
использовании огонь из друга превращается в беспощадного врага!
Информационные источники:
1. http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxG
yo_rnZJpNjfFDg3rinsRg06G0AyigH3nxrdiPJP_d8jxsW8xM2vId9g5rGIoYiPLZ8jR0zJq
0LchCyiW9y?
data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxak1qUnF3cjJlcXlmRzlJRVp0cXNmdkZRV
0hBRHd1Zk45a0hTbDZyZUtJOGJCakxLLUdEeG1hQlVNd1dnd1lBTTMzMHpveFVD
UU5QbHhHM1BjdjE3anZlal9zQnFneEFKWk1LZW5rSGN5eHNpZVdiUWhpNTVjM1
VfTVJKZkZtamJINmZXZWdzVGc1dDdlQzk1WmhMUVhj&b64e=2&sign=6b5767f81
4cbf7931af6e85dcb45b36c&keyno=0
2. http://ecoportal.ru/news.php?id=36555
3. http://vmestestem.ru/news/&gr=2&nid=25253
4. http://klops.ru/news.html?topic=28&p=15
5. http://citysakh.ru/News/?dirid=31&st=94
6. http://elementy.ru/genbio/synopsis?artid=11
7. http://fotki.yandex.ru/users/yamorales/view/96283/
8. http://www.vsesmi.ru/news/776988/1604745/
9. http://r1tv.com.ua/ru/news/200907
10. http://www.photosight.ru/photos/871750/
11. http://nashaiskra.ru/default.asp?objType=2&objValue=37659
12. http://tourist.kharkov.ua/review_velo/index.php?viewtopic=44
13. http://www.allrf.ru/dir/dir/413
14. http://www.justmedia.ru/news/none?page=5
15. http://www.chita.ru/news/?pg=212
16. http://www.aif.ru/society/news/34333
17. Энциклопедия «Наука», М., «Росмэн» , 2007
18. Игуменова Д.Б., И.Г. Иванников Чтобы не было беды: детям об огне и пожаре. – М.:
Стойиздат, 1992г.
19. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. Книга для детей и родителей. – М.: Просвещение,
1994г.