Предмет: обществознание 9 класс
Класс: общеобразовательный
Тема урока: «Семейные правоотношения»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательная: дать понятие об основных этапах становления семейнобрачных
отношений;
проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее
развития.
Развивающая: Формировать умение анализировать семейные отношения, уважая
личность другого человека.
Воспитательная:
Пробудить у учащихся чувство личной ответственности за
благополучие в своей семье;
формировать понятие о семейных ценностях.
Задачи:
I.Образовательные:
1)изучить понятия семьи и брака;
2)выявить функции и отношения семьи;
II.Коррекционноразвивающие:
1)развивать понятийный аппарат учащихся и устную речь при ответах на вопросы;
2)корригировать мелкую моторику при выполнении письменных заданий.
III.Воспитательные:
1)способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим
взаимоотношениям людей в ней.
2) учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по
заданным вопросам;
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной
российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России,
необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей,проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики
в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания
каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего
общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии
бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь,
раздаточный материал, учебные принадлежности.
Методы и формы обучения: работа с учебником в группах, работа со статьями
«Семейного кодекса», устные ответы.
Этапы
урока,
время в
мин.
Организац
ионный
момент, (1
мин)
Структура занятия:
Методы и приемы обучения
Приветствие, проверка готовности к уроку,
вступительное слово учителя (здравствуйте
ребята, сегодня мы с вами работаем в группах,
поэтому напоминаю, о том, чтобы вы
соблюдали тишину, чтобы не мешать вашим
одноклассникам)
Актуализа
ция знаний,
сообщение
темы и
задач
урока (5
мин)
Нашу встречу хочется начать со слов:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый
Деятельнос
ть
учащихся
Средства
обучения
На столах
разложен
ы
ромашка,
на
лепестках
которой
написаны
задания и
высказыва
ния
американ
ского
ученого
психолога
Карнели
Слайд №
1лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Как вы думаете, почему я прочитала
эти строки?
Действительно Тема сегодняшнего урока
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Узнаем, что такое семья, поговорим об
условиях создания семьи и об отношениях в
семье.
Запись темы урока в тетрадь.
II.Основная часть
Изучение
нового
материала
(30 мин)
Перед вами набор слов, из которых вы
должны сложить определение (сложили,
прочитали, что получилось, а теперь запишите его
в тетради)
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
Семья – это люди, которые живут
вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг
о друге.
8 июля – День святых Петра и
Февроньи. Они прожили вместе всю жизнь и
умерли в один день.
8 июля в России отмечают День
семьи, любви и верности.
Символом семейного счастья
принято считать ромашку.
Ребята, как вы понимаете, что такое
семья?
Понятие «семья» мы можем
рассматривать с двух сторон:
Выслушивае
м ответы
ребят
Слайд №
2
Ребята
складывают
из набора
слов
определение,
озвучивают
его.
Записывают
получившеес
я
определение
в тетрадь
Ответы
учащихся
Слайд №
3
слайд №
4
Слайд №
5)(выслушива
ются
ответы)
Семья в социальном плане
Семья в юридическом смысле
Давайте рассмотрим ситуацию:
25
летняя Ксения познакомилась
с
Александром – состоятельным разведенным
мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей
уйти с работы и стать хозяйкой в его
загородном доме. Союз этой пары казался
благополучным. Она заботилась о нем, как о
муже, проявляя такт и внимание. Он порой
советовался с ней, баловал дорогими
подарками, выводил в свет, знакомил с
интересными людьми. Но однажды после 5
лет совместной жизни Александр заявил,
что Ксения должна покинуть его дом, так
как у него появилась другая, более молодая
возлюбленная. Имеет ли Ксения право на
имущество Александра? Почему?
в
Действительно,
юридическом
понимании данный союз семьей не являлся, так
как он не был официально зарегистрирован и
поэтому не порождал юридических прав и
обязанностей мужа и жены. Таким образом,
давайте подумаем, с какого момента возникают
семейные правоотношения и при каких
условиях?
Для этого выполним задание и ответим
на данный вопрос
Ключевое слово «БРАК».
Правильно, с момента заключения
брака.
Итак,
предпосылкой возникновения
семьи является законный брак.
В юридическом смысле брак –
свободный равноправный союз мужчины и
женщины, заключенный в установленном
законном порядке, имеющий целью
создание семьи и порождающий между суп
ругами права и обязанности.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
Записывают
определение
брака под
диктовку
(слайд №
6)
(слайд №
7Брак –добровольный союз
мужчины и женщины, имеющий целью
создание семьи зарегистрированный в
ЗАГСе.
ЗАГС это …з
апись
с остояния
г ражданского
а ктов
(слайд №
8)
"Возможно, это знают не все, но
традиция надевать во время свадьбы
супругу кольцо на палец идёт из Древнего
Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы
показать: теперь он лишён свободы и стал
собственностью господина. Обрядто,
конечно, красивый. Подъезжает эскорт
машин. Празднично одетые молодые по
пушистому ковру входят во Дворец. И
наконец, торжественное: "Именем РФ
объявляю вас мужем и женой!"
Свершилось! Он надевает кольцо ей : и
делает своей собственностью. Она надевает
кольцо ему: и делает его своей
собственностью. А печальное событие,
оформляющее этот акт насильственного
лишения свободы, называется свадьбой!"
Вопрос: как вы считаете, есть ли
какиенибудь условия, которые нужно
обязательно соблюсти, чтобы вступить в
брак?
Чтобы ответить на этот вопрос
поработаем с учебником. У вас на столах
карточки с заданиями, выполните задание № 1
в ваших карточках.
Работа с учебником: откройте стр.156
рассмотрим схему, каковы же условия
заключения брака? (1 группа)
Взаимное добровольное согласие
Отсутствие других браков
Работа с
текстом
учебника.
Озвучиваем
ответы Отсутствие близкого родства
Достижение брачного возраста
Дееспособность
Найдите на стр.157 какой порядок
существует при регистрации брака? (2 группа)
Совместное письменное заявление в
органы ЗАГСа
Назначение даты через 1 месяц
Обязательное присутствие жениха и
невесты на бракосочетании
Ответ на юридический вопрос
Подпись в записи акта заключения брака
Обмен кольцами и вручение
государственного документа –
свидетельства о заключении брака
Но вот все препятствия позади,
прозвучал марш Мендельсона и
новоиспеченные супруги вступают в сферу
семейных правоотношений, которые
регулируются нормами семейного права,
основным источником которого является
Семейный кодекс РФ. (слайд № 9)
(группа № 3) Вопрос: назовите
участников семейных
правоотношений? (супруги, родители
и дети)
Давайте попробуем вместе назвать, в
чем же заключаются особенности
семейных правоотношений?
Субъекты – члены семьи
Основание возникновения (объект) –
юридический факты: брак,
родство
Содержание семейных правоотношений
– юридические права и обязанности
членов семьи
Права и обязанности членов
(слайд
№ 10
Работа с
текстом
учебника.
Озвучиваем
ответысемьи разделяются на 2 группы:
Личные (неимущественные)
правоотношения
Имущественные правоотношения
Чтобы их охарактеризовать выполните
пожайлуста задание № 2 в ваших карточках.
Задание (работа в группах):
1 группа: стр.159 прочитайте и назовите,
что относят к личным (неимущественным
правам) супругов.
2 группа: стр.159 прочитайте и назовите,
что относится к законному режиму имущества
супругов.
3 группа: стр.160 прочитайте и назовите,
что относится к договорному режиму
имущества супругов.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу – мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ребята, данное стихотворение было
прочитано не только для отдыха, скажите, что
является самым важным событием в жизни
супругов, когда появляется «основа основ –
родительский дом»? Действительно, когда
появляются дети.
Рождение детей удостоверяется
свидетельством о рождении, которое выдается
органами ЗАГСа.
Вопрос: скажите, после рождения
ребенка, какие семейные правоотношения
возникают? Правоотношения родителей и
детей. Отличительная особенность
(слайд №
11)
(слайд №
12)
Учащиеся
работают с
выдержками
из
«Семейного
кодекса»
Отвечают на
поставленны
й вопросНабрасываю
т те черты,
которые
хотели бы
видеть в
идеальной
жене, муже,
ребенке
родительских прав в том, что они
одновременно являются и их обязанностями.
Давайте поработаем с выдержками из
Семейного кодекса. У вас на столах лежат
приготовленные статьи, работая с ними,
ответьте на задание № 3 в ваших карточках.
Задание 1 группе: прочитайте статьи
5460 из Семейного кодекса РФ и назовите,
какими правами обладают несовершеннолетние
дети?
Задание 2 группе: прочитайте статьи
6168 из Семейного кодекса РФ и назовите,
какими правами и обязанностями обладают
родители
Задание 3 группе: рассмотрите ст.69,
70 и скажите, в каких случаях родителей
лишают родительских прав и каков порядок
лишения родительских прав.
Задание в группах «Создайте портрет»:
• 1 группа – идеальный портрет жены;
• 2 группа – идеальный портрет мужа;
• 3 группа – идеальный портрет ребенка.
До нашей следующей встречи я
предлагаю вам выполнить ряд заданий по
изученной теме, что поможет вам в
закреплении тема, поэтому запишите домашнее
задание: § 18, стр.163, задания № 1, 3, 4. А
для тех, кто хочет более детально
поработать над этим вопросом, либо выбрал
обществознание для сдачи экзаменов, я
дополнительно предлагаю написать эссе
«Брачный договор: за и против».
Ребята, а теперь я предлагаю вам
вернуться к началу нашего урока,
вспомнить те цели и задачи, которые вы
ставили перед собой и давайте попробуем
построить цепочку наших ответов на вопрос
«Что я знаю о семейных
правоотношениях»? И свой ответы вы
начните с фразы «Я знаю, что…».
Задания
если
останется
время
Домашнее
задание.
Рефлекси
слайд №
14)
(слайд №я.
13)
В заключение урока мне хотелось бы
вам подарить семь правил Американского
специалиста в области человеческих
отношений, автор книги «Как перестать
беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги,
следуя которым супруги могут обеспечить
себе счастливую семейную жизнь: ведь в
будущем каждый из вас создаст свою
счастливую семью