Развитие нормативной базы в сфере противодействия терроризму.
Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» (утратил силу)
Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (утратил силу)
Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 год «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму»
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333«О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕНН
ОЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
ТЕРРОРИЗМУ
Преподаватель-
организатор ОБЖ
Дегтярёв А.И.
Развитие нормативной базы
в сфере противодействия
терроризму
Указ Президента Российской Федерации от 7
марта 1996 года № 338
«О мерах по усилению борьбы с терроризмом»
(утратил силу)
Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-
ФЗ
«О борьбе с терроризмом» (утратил силу)
Указа Президента Российской Федерации от 13
сентября 2004 года № 1167
«О неотложных мерах по повышению
эффективности борьбы с терроризмом»
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35
«О противодействии
терроризму»
Указ Президента Российской Федерации от 15
«О мерах по противодействию
февраля 2006 года № 116
терроризму»
постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г.
№ 333
Схема координации деятельности
по противодействию терроризму в Российской
Федерации
Президент
Российской Федерации
Национальный антитеррористический комитет
Федеральный оперативный штаб
Аппарат
Национального
антитеррористическо
го
комитета и
Федерального
оперативного штаба
Антитеррористические комиссии
Субъектов Российской Федерации
Оперативные штабы
субъектов Российской Федерации
Аппараты
формируются высшими
должностными лицами субъектов
Российской Федерации
Аппараты
Формируются в территориальных
органах безопасности
Основные черты ОГСПТ:
1. Комплексное, системное решение вопросов по всем трем направлениям:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих
совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
2. Создание двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило четко
разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом и исключить перекладывание ответственности с одной вертикали
(АТК) на другую (ОШ);
3. Наделение необходимым объемом компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета и руководителей
оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;
4. Включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба первых лиц
(руководителей) заинтересованных министерств и ведомств (аналогов в мировой практике нет);
5. Четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, а также руководителями
федеральных органов исполнительной власти;
6. Внедрение принципа единоначалия и возложение персональной ответственности на соответствующих руководителей (в сфере
профилактики терроризма, минимизации и ликвидации его проявлений – на глав субъектов Российской Федерации, в сфере
борьбы с терроризмом – на руководителей территориальных органов безопасности). Ранее многие руководители на местах не
считали возможным принять управленческие решения без предварительного одобрения федерального руководства, что, как
правило, требовало значительного времени и вело к серьезным упущениям инициативы на этапе первоначальных действий ОШ;
7. Создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе, что позволило внедрить механизм воздействия на процесс
реализации принимаемых решений, в т.ч. обеспечить постоянство контроля;
8. Создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на
системную основу;
9. Принципиально принятое решение о создании аппаратов ОШ в составе органов федеральной службы безопасности, что, с учетом
особой ответственности первых руководителей территориальных органов безопасности, являющихся руководителями ОШ,
позволило привлечь в их состав наиболее квалифицированных специалистов в сфере противодействия (борьбы) терроризму;
10. Упреждающее (заблаговременное) выделение сил и средств правоохранительных органов и спецслужб, позволивших поставить их
подготовку, разработку порядка действий и планов антитеррористических мероприятий, а также процедуру обучения
задействованного личного состава на заблаговременную основу (по принципу «тяжело в учении – легко в бою»);
11. Единое информационное обеспечение сферы борьбы с терроризмом путем создания Единого банка данных по проблемам борьбы с
терроризмом (ЕБД), пользователями которого призваны стать 19 министерств и ведомств;
12. Наделение одной структуры (НАК, ФОШ) функциями координации информационноаналитического обеспечения, выработки
решений и реализации мер по всем направлениям противодействия терроризму (в области профилактики терроризма, борьбы с
терроризмом и ликвидации последствий терактов)
Обеспечение национальной
безопасности в сфере
государственной и
общественной безопасности
осуществляется при
постоянном
совершенствовании
правоохранительных мер по
выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию
актов терроризма…
Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации
Концепция противодействия
терроризму в Российской
Федерации
«Практическая
значимость
Концепции
заключается в том,
что наряду с целью
и задачами в ней
раскрываются
также направления
дальнейшего
развития
общегосударственно
й системы
противодействия
УРОВНИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ОПАСНОСТИ
повышенный
(Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012
устанавливается при получении требующей
подтверждения информации о реальной
возможности совершения террористического
акта
года № 851)
высокий
устанавливается при подтверждении информации о
реальной возможности совершения
террористического акта
критический
устанавливается при поступлении информации
о совершенном террористическом акте либо о
совершении действий, создающих
непосредственную угрозу террористического акта
Трехуровневая система обеспечения
безопасности населения, стратегически
важных, социально-значимых и иных
объектов террористической устремленности
Первый уровень - предусматривает совместную с
территориальными подразделениями федеральных
органов исполнительной власти работу по
противодействию террористическим угрозам на
предприятиях, включенных в федеральный
перечень критически важных объектов.
Второй уровень - проводится комплекс мер по
обеспечению безопасности функционирования
жизненно важных для региональной экономики
производств, включенных в окружной перечень
объектов, подлежащих первоочередной
антитеррористической защите.
Третий уровень - организуется работа в
муниципальном звене по устранению угроз
терроризма и иных чрезвычайных ситуаций на
опасных производствах, социально - значимых
Террористические проявления и
террористические акты в Российской
Федерации
Возраст 4-х из пяти бандитов не
превышает 30 лет
НАПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ТЕРРОРИЗМУ:
информационно-аналитическое
обеспечение противодействия
терроризму и экстремизму
пропагандистское обеспечение
контрпропагандистское
идеологическое
организационное
образовательное направление
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
информационного противодействия
терроризму в Российской Федерации
совершенствование системы информационного
Задаи:
обеспечение антитеррористической защищенности критически
важных и потенциально опасных объектов, повышение уровня
антитеррористической безопасности в сфере энергетики,
транспорта, в местах массового пребывания людей …;
формирование (совершенствование) механизмов защиты
информационного пространства и населения Российской
Федерации от идеологии терроризма и экстремизма;
противодействия терроризму, предусматривающей
задействование органов государственной власти,
возможностей правоохранительных органов и спецслужб,
общественных организаций, ученых, специалистов в области
религиозных отношений, образования, культуры и искусства,
СМИ, бизнес-сообщества в осуществлении деятельности на
данном направлении;
основ для эффективного противодействия идеологии
терроризма и экстремизма
формирование социально-политических, правовых и иных
Взаимодействие
антитеррористических комиссий
и оперативных штабов
б) об имеющихся данных о террористах, их численности, наличии
Алгоритм действий главы муниципального образования председателя АТК в
условиях резкого обострения оперативной обстановки на территории
муниципального образования, связанного с возникновением теругроз
Получить подтверждение информации в территориальных
При подтверждении сведений незамедлительно лично
а) об источнике информации, времени, месте возникшей
подразделениях ФСБ, ОВД, МЧС и из иных достоверных источников.
проинформировать руководителя в субъекте Российской Федерации:
террористической угрозы, степени опасности для населения и
объектов жизнеобеспечения, возможных (наступивших) негативных
последствиях;
огнестрельного оружия, иных средств террора, выдвигаемых
требованиях, возможных единомышленниках и пособниках;
в) об информированности правоохранительных органов о
случившемся и принимаемых ими мерах (на момент доклада);
г) о приблизительной численности граждан, находящихся в опасной
зоне;
д) о принимаемых превентивных мерах по локализации и
минимизации возникших угроз жизни и здоровью людей.
Обеспечить взаимодействие с оперативной группой в муниципальном
образовании (УФСБ, УВД).
Отдать распоряжения об обеспечении готовности предприятий
транспорта, связи, здравоохранения, противопожарной охраны,
подразделений МЧС к действиям по защите населения, локализации и
минимизации последствий теракта.
Организовать эвакуацию населения из опасной зоны.
При необходимости организовать остановку технологически опасных
производств, находящихся в непосредственной близости от объекта
преступных посягательств.
По прибытии Оперативного штаба обеспечить необходимые условия
для его работы, а также выполнение решений его руководства.
Действия АТК в МО до начала контртеррористической операции:
дать поручение об обеспечении взаимодействия с оперативной
дать указания о сборе руководителей структурных
группой в районе (городе), со всеми силовыми структурами
(правоохранительными органами) в целях получения и
обработки информации, анализа оперативной обстановки и
выработки адекватных мер по сложившейся ситуации, а
также минимизации и ликвидации последствий ее проявлений
подразделений администрации муниципального образования,
руководителей постоянно действующих рабочих групп АТК
(ПДРГ АТК), оповещении о случившемся руководителей
хозяйствующих субъектов; установлении круглосуточного
дежурства руководящего состава; усилении охраны объектов,
подлежащих первоочередной антитеррористической защите,
других объектов возможных террористических посягательств
на территории муниципального образования
поставить задачи соответствующим службам
(здравоохранение, ЖКХ, ГОиЧС, образование,
потребительский рынок) о принятии практических мер по
профилактике, минимизации (локализации) и ликвидации
возможных последствий чрезвычайных обстоятельств и
решении задач, поставленных АТК, ОШ в округе.
мер в интересах размещения ОШ, оперативной группы
администрации округа и обеспечения их функционирования в
районе проведения КТО
муниципальном образовании дать указания о задействовании
СМИ для проведения разъяснительной работы с населением о
ситуации, складывающейся в районе совершения теракта,
дать указания по принятию организационно-практических
по согласованию с руководством оперативной группы в
Основные направления профилактики, в рамках которых
целесообразно осуществлять финансирование
антитеррористических мероприятий
организация и проведение информационно-
усиление антитеррористической защищенности
потенциально опасных объектов, мест массового
пребывания людей и объектов жизнеобеспечения,
находящихся в собственности или в ведении субъекта
Российской Федерации (муниципального образования);
пропагандистских мероприятий, направленных на
вскрытие сущности и разъяснения общественной
опасности терроризма, оказание позитивного
воздействия на граждан с целью формирования у них
неприятия идеологии терроризма, обучение населения
формам и методам предупреждения террористических
угроз, порядку действий при их возникновении;
направленных на отработку взаимодействия органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления при
осуществлении мер по противодействию терроризму, в
том числе по минимизации и (или) ликвидации
Совместное письмо Председателя НАК – Директора ФСБ России и
последствий его проявлений
Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации –
Министра финансов Российской Федерации
(№ 11/П/1147 от 16.05.08 г. № 1072/2037 от 28.05.08 г.)
проведение антитеррористических учений,
Проанализируйте и охарактеризуйте основные направления,
которым осуществляется противодействие терроризму в
Российской Федерации. Приведите известные вам примеры
противодействия терроризму
Направления противодействия
терроризму
Общая
характеристика
направления
Конкретный пример
противодействия
терроризму