Вначале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития.
Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений.
Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что, в свою очередь, позволяет по новому оценивать место и роль России в мире.
Угроза военной
безопасности России
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Вначале XXI в. Россия находится на
новом этапе своего исторического
развития.
• Реформируются основы государственного
устройства, осуществляется процесс переоценки
национальных ценностей и согласования
интересов личности, общества и государства,
дальнейшего развития социальноэкономических,
политических, правовых, этнических связей и
отношений.
• Изменяются подходы к обеспечению
национальной безопасности, что, в свою очередь,
позволяет по новому оценивать место и роль
России в мире.
• В начале нового столетия
обозначились процессы
повышения роли военной силы
для обеспечения политических и
экономических интересов го
сударств мира. В связи с этим
особое значение имеет
организация обороны государства
— Российской Федерации.
Оборона государства —
• это система политических, экономических,
военных, социальных и правовых мер по
подготовке к вооружённой защите и вооружённая
защита Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности её территории.
• Она организуется и осуществляется в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, Федеральным законом «Об обороне»,
другими законами Российской Федерации и
нормативными правовыми актами.
В целях обороны в стране устанавливается
воинская обязанность граждан и создаются
Вооружённые Силы Российской Федерации.
• В Конституции Российской Федерации
определены правовые основы и
наиболее значимые нормы по
организации обороны государства и
руководству Вооружёнными Силами
Российской Федерации.
• В статье 59 Конституции отмечено:
«Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской
Федерации».
В Военной доктрине Российской
Федерации
• говорится, что несмотря на снижение
вероятности развязывания против
нашего государства крупномасштабной
войны с применением обычных средств
поражения и ядерного оружия на ряде
направлений военные опасности
Российской Федерации усиливаются.
К основным внешним военным
опасностям относятся:
• стремление наделить силовой потенциал
Организации Североатлантического договора
(НАТО) глобальными функциями, реализуемыми
в нарушение норм международного права,
приблизить военную инфраструктуру стран —
членов НАТО к границам Российской
Федерации, в том числе путём расширения
блока;
• попытки дестабилизировать обстановку в
отдельных государствах и регионах и подорвать
стратегическую стабильность;
• развёртывание (наращивание) воинских
контингентов иностранных государств (групп
государств) на территориях сопредельных с
России
• создание и развёртывание систем
стратегической противоракетной обороны,
подрывающих глобальную стабильность и
нарушающих сложившееся соотношение сил
в ракетноядерной сфере, а также
милитаризация космического пространства,
развертывание стратегических неядерных
систем высокоточного оружия;
территориальные претензии к Российской
Федерации и её союзникам,
вмешательство в их внутренние дела;
распространение оружия массового
поражения, ракет и ракетных технологий,
увеличение количества государств,
обладающих ядерным оружием;
• нарушение отдельными государствами международных
договорённостей, а также несоблюдение ранее заключённых
международных договоров в области ограничения и сокращения
вооружений;
• применение военной силы на территориях сопредельных с
Россией государств в нарушение Устава ООН и других норм
международного права;
• наличие (возникновение) очагов и эскалация вооружённых
конфликтов на территориях сопредельных с России и её
союзниками
государств;
• распространение международного терроризма;
• возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной)
напряжённости, деятельность международных вооружённых
радикальных группировок в районах, прилегающих к
государственной границе России и границам её союзников,
• а также наличие территориальных противоречий, рост
сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в
отдельных регионах мира.
К основным внутренним военным
опасностям относятся:
• попытки насильственного изменения
конституционного строя Российской
Федерации;
• подрыв суверенитета, нарушение
единства и территориальной целостности
Российской Федерации;
• дезорганизация функционирования
органов государственной власти, важных
государственных, военных объектов и
информационной инфраструктуры
Российской Федерации.
К основным военным угрозам
относятся:
• резкое обострение военнополитической обстановки и
создание условий для применения военной силы;
• воспрепятствование работе систем государственного и
военного управления Российской Федерации,
нарушение функционирования её стратегических
ядерных сил, систем предупреждения о ракетном
нападении, контроля космического пространства,
объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной
энергетики, атомной, химической промышленности и
других потенциально опасных объектов;
• создание и подготовка незаконных вооружённых
формирований, их деятельность на территории
Российской Федерации или на территориях её
союзников;
К основным военным угрозам
относятся:
• демонстрация военной силы в ходе проведения
учений на территориях сопредельных с
Российской Федерацией или её союзниками
государств с провокационными целями;
• •активизация деятельности вооружённых сил
отдельных государств (групп государств) с
проведением частичной или полной мобилизации,
переводом органов государственного и военного
управления этих государств на работу в условиях
военного времени.
Российская Федерация рассматривает возможность
применения военной силы для обеспечения своей
национальной безопасности, исходя из следующих
принципов:
• применение всех имеющихся в её
распоряжении сил и средств, включая ядерное
оружие, в случае необходимости отражение
вооружённой агрессии, если все другие меры
разрешения кризисной ситуации исчерпаны или
оказались неэффективными;
• применение военной силы внутри страны в
строгом соответствии с Конституцией и
федеральными законами в случае
возникновения угрозы жизни граждан,
территориальной целостности страны, а также
угрозы насильственного изменения
конституционного строя.
• Анализ существующих угроз национальной
безопасности России с учётом изменений,
произошедших в области военного и
боевого противостояния, поставил на
повестку дня вопрос о необходимости
переоценки перспектив военного
строительства в России с учётом роли и
места нашей страны в современном мире.
• В этой связи в стране планово проводятся
мероприятия по укреплению и оснащению
современным вооружением Вооружённых
сил Российской Федерации.
Вопросы
• Какую роль играет оборона государства в
обеспечении национальной безопасности
России?
• Какие угрозы относятся к основным
военным угрозам национальной безо
пасности России?
• В каких случаях Российская Федерация
рассматривает возможность приме
нения военной силы для обеспечения
своей национальной безопасности?