Урок русского языка
Класс:5
Учитель: Исимбаева Динара Маркайдаровна
2011
Аннотация
На изучение второстепенных членов предложения по программе М.М.Разумовской отводится 8 часов. Данный урок является заключительным и предполагает обобщение темы «Второстепенные темы предложения». Таким образом, учащиеся вполне могут справиться с заданиями: «Выдели грамматическую основу предложения», «Синтаксический разбор предложения», «Определение главного и зависимого слов»
План урока русского языка в 5а классе
1. Учитель: Исимбаева Динара Маркайдаровна
2. Русский язык
3. 5а класс
4. Тип урока: Обобщение и закрепление знаний.
5. Тема урока «Второстепенные члены предложения».
Цели:
1) Обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения.
2) Формировать навыки синтаксического разбора простого предложения.
3) Прививать любовь к природе, искусству через картины природы. Прививать навыки дружеского общения.
8. Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал, репродукции картины природы
Ход урока
I. Организационный момент
/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/
II. Грамматическая «пятиминутка»
1. Орфоэпическая работа
Задание: расставить ударение в словах
Баловать, дефис, красивее, кухонный, не был, позвонишь, свекла, торты, щавель, договор, квартал.
III. Подготовка к обобщению понятий, правил
1. Синтаксическая работа /ученик у доски/
Рассмотрим схему:
ветерок доносит
лёгкий с лугов запах
нежный цветов
- Какое слово поясняет подлежащее, а какие сказуемое?
- Какие слова определяют второстепенный член предложения запах?
Запишите получившееся предложение
Лёгкий ветерок доносит с лугов нежный запах цветов.
2.Задание: Распространите предложение второстепенными членами. (Устно)
1. Зима.
2. Мороз.
3. Выпал снег.
4. Птицы улетели.
5. Подул ветер.
6. Закружились снежинки.
IV. Закрепление (Работа у доски)
Синтаксическая работа
1. Задание: составьте предложение, выполнив предварительно ряд действий.
1. Из предложения: Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы выпишите определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
2. Из предложения: Пушкин очень любил осень выпишите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения: Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения: Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр.
5. Из предложения: Куда ведёте нас, дороги? выпишите существительное, которое является обращением.
- Какое предложение у вас получилось?
/Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги/
- Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы разобрать предложение по членам?
/На доске записано получившееся предложение. Разбираем его/
Тематическая физминутка. («Танец утят»)
Учитель называет слово, если оно является членом предложения:
-дополнение -движение пальцами «Пока»
-определение -движение локтями
-обстоятельство - садимся
2. Работа по картине. (Музыка Вивальди «Времена года. Зима»)
-Напишите мини-сочинение по картине (5-6 предложений)
3. Задание: составьте предложение по схеме и запишите его.
[ ______ ________ _ . _ . _ . _ _ _ _ ].
4.Тестовая работа и её проверка (Самостоятельная работа с взаимоконтролем) по вариантам
1 вариант
1. Отметьте предложение без второстепенных членов:
а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы
б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.
2. Укажите, каким членом предложения является слово «луч»: В безмолвии погас звенящий луч.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
3. Укажите, каким членом предложения является «в помещении»: Они очутились в громадном темном помещении.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство
4. Укажите, каким членом предложения является слово «друга»: Комната друга была хорошо обставлена.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
5. Укажите, каким членом предложения является слово «хорошая»: Сегодня на улице хорошая погода.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) определение.
Ответы варианта1 : ббвав
2 вариант
1. Отметьте предложение без второстепенных членов:
а) Я очень люблю свою школу
б) Иванушка шел, шел и заблудился
2. Укажите, каким членом предложения является слово «брату»: Коля написал письмо брату
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
3. Укажите, каким членом предложения является «на земле»:На земле лежал большой камень.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство
4. Укажите, каким членом предложения является слово «интересное»: Меня пригласили на интересное кино.
а) дополнение;
б) определение
в) обстоятельство.
5. Укажите, каким членом предложения является слово «Окно»: В кабинете окно было распахнуто.
а) подлежащее
б) определение
в) обстоятельство.
Ответ: бавба
Оценка «5»-нет ошибок, «4»-1 ошибка, «3»-2 и боле ошибок.
V. Итоги урока
ü Какие члены предложения называются второстепенными?
ü Назовите второстепенные члены предложения.
ü Зачем нужны второстепенные члены предложения?
VI. Выставление оценок
VII. Рефлексия
-Понравился вам урок?
-Что нового вы узнали сегодня?
-Какое настроение у вас сейчас. Изобразите на листочке.
VIII. Домашнее задание
Повторить правила о второстепенных членах, подготовиться к контрольной работе.
Приложение
Тест
1 вариант
1. Отметьте предложение без второстепенных членов:
а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы
б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.
2. Укажите, каким членом предложения является слово «луч»:
В безмолвии погас звенящий луч.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
3. Укажите, каким членом предложения является «в помещении»:
Они очутились в громадном темном помещении.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство
4. Укажите, каким членом предложения является слово «друга»:
Комната друга была хорошо обставлена.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
5. Укажите, каким членом предложения является слово «хорошая»:
Сегодня на улице хорошая погода.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) определение.
Тест
2 вариант
1. Отметьте предложение без второстепенных членов:
а) Я очень люблю свою школу
б) Иванушка шел, шел и заблудился
2. Укажите, каким членом предложения является слово «брату»:
Коля написал письмо брату
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
3. Укажите, каким членом предложения является «на земле»:
На земле лежал большой камень.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство
4. Укажите, каким членом предложения является слово «интересное»:
Меня пригласили на интересное кино.
а) дополнение;
б) определение
в) обстоятельство.
5. Укажите, каким членом предложения является слово «Окно»:
В кабинете окно было распахнуто.
а) подлежащее
б) определение
в) обстоятельство.
ТЕСТ (Работа в парах).
1. В каком предложении неверно определено обстоятельство?
A. Звезды гаснут в небе.
B. Небо отражается в реке.
C. Смолою пахнет в лесу.
D. Девочка сбросила пальто.
2. В каком предложении неверно определено дополнение?
A. Вишни зацвели в саду.
B. Мальчик нашел гриб.
C. Путник перепрыгнул через ручей.
D. Мы читали книги.
3. В каком предложении сказуемое определено неверно?
A. Музыкант наиграл мелодию.
B. Весело лилась музыка.
C. Трубач заиграл марш.
D. Начинает играть оркестр.
4. В каком предложении неверно определено подлежащее?
A. В саду растет липа.
B. Альбом листает мальчик.
C. Мальчик нашел гриб.
D. Роза расцвела в саду.
КЛЮЧ
1 |
D |
2 |
A |
3 |
D |
4 |
C |
Карточки для «слабых» учащихся
Спишите текст ,разберите текст по членам предложения.
Жил на свете человек –
Скрюченные ножки.
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
Спишите текст, разберите его по членам предложения.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.