Презентация поможет интересно и результативно провести урок на тему "«Обособление уточняющих членов предложения» . Она содержит теоретические сведения по русскому языку, занимательные задания, многие слайды оформлены с применением макросов. В игровой состязательной форме презентация позволяет закрепить учебный материал, пробуждая интерес к предмету.
Загадка:
Загадка:
Сколько человек сидело в лодке?
Сколько человек сидело в лодке?
В лодке разместились Аня,
В лодке разместились Аня,
сестра, соседская девочка и ее
сестра, соседская девочка и ее
маленький братишка.
маленький братишка.
Задание группам:
Задание группам:
Вам необходимо грамотно оформить объявление.
Вот его текст:
«8 апреля в 18.00 в школе №20 в ее прекрасном актовом зале
состоится дискотка. Приглашаются все желающие кроме
настроившихся поскучать то есть решивших остаться дома. С собой
наряду с улыбкой и хорошим настроением можно взять друзей.
Диджей».
Проверяем!
«8 апреля, в 18.00, в школе №20, в ее прекрасном актовом зале,
состоится дискотка. Приглашаются все желающие, кроме
настроившихся поскучать, то есть решивших остаться дома. С
собой, наряду с улыбкой и хорошим настроением, можно взять
друзей.
Диджей».
Уточняют
Уточняют
Ограничивают
Ограничивают
понятия
понятия
Конкретизируют
Конкретизируют
Уточняющи
Уточняющи
Уточняющи
Уточняющи
члены
члены
члены
члены
предложен
предложен
предложен
предложен
е е
е е
ияия
ияия
обстоятельства
обстоятельства
места, времени,
места, времени,
определени
образа действияопределени
образа действия
дополнения,
дополнения,
приложения
приложения
я,
я,
главные
главные
члены
члены
предложения
предложения
«Обособление уточняющих членов
Тема урока:
предложения»
Цель: Познакомить учащихся с уточняющими членами
предложения, показать их роль в предложении, объяснить
условия их обособления.
предложении.
уточняющих членах предложения
Задачи :
Образовательные:
1.Отработать умение находить уточняющие члены в
2. Выработать навыки постановки знаков препинания при
Развивающие:
1.Развивать речь, внимание, навыки обнаружения уточняющих
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся,
членов в устной речи и в тексте.
стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать
память, внимание, быстроту реакции
целеустремленности.
Воспитательная: воспитание интереса к языку,
1. [когда?, | когда
именно?|,…].
1. Около дома, на
скамейке, сидели
дети.
2. [где?,|где
именно?|,…].
3. [как?, |как
именно?|,…].
2. Каждое утро, в
шесть часов, я
отправлялся на
работу.
3. Отец
старательно, по-
хозяйски, работал
в саду.
7
Запятые в предложениях с
Запятые в предложениях с
уточняющими членами
уточняющими членами
предложения
предложения
Далеко, в лесу, раздавались
удары топора.
Поздно вечером, часов в
одиннадцать, я вышел в сад.
Он наивно, по-детски, вытер
пальцами глаза. (Л.Толстой)
Длинная, в несколько верст,
тень ложилась от гор на
степи. (Л.Толстой)
Это был Александр
Тимофеевич, или попросту
Саша, гость, приехавший из
Москвы. (А.Чехов)
Озеро было широкое, более
пятисот метров.
Уточняющие обстоятельства
места.
Уточняющие обстоятельства
времени.
Уточняющие обстоятельства
образа действия.
Уточняющие определения
со значением цвета,
размера и пр.
Уточняющее приложения с
союзом или (= то есть).
Уточняющее сказуемое.
Задание парам:
Расставьте недостающие знаки
Расставьте недостающие знаки
препинания в предложениях с
препинания в предложениях с
уточняющими членами
уточняющими членами
Далеко в лесу раздавались удары топора.
Поздно вечером часов в одиннадцать я
вышел в сад.
Он наивно по-детски вытер пальцами
глаза. (Л.Толстой)
Длинная в несколько верст тень ложилась
от гор на степи. (Л.Толстой)
Это был Александр Тимофеевич или
попросту Саша гость приехавший из Москвы.
(А.Чехов.)
Озеро было широкое более пятисот метров.
Вывод:
Обособляются слова и словосочетания,
уточняющие смысл предшествующих слов:
1)уточняющие обстоятельства
места,
времени,
образа действия;
2)уточняющие
-определения со значением цвета, размера, возраста и др.;
-приложения с союзом «или» (= то есть);
3) уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо,
включая, за исключением, наряду и др..
С какими словами могут
употребляться уточняющие
дополнения?
Я ничего не слышал, кроме шума леса.
Наряду с изучением английского языка,
он занимался ещё и французским.
Мы, помимо судовых работ, занимались
ещё погрузкой угля. (М.Г.)
За исключением отдельных учеников,
все в нашем классе учатся хорошо.
Сравните:
Сравните:
Сравните:
Сравните:
1.1. Кроме меня в классе
Кроме меня в классе
1.1. Кроме меня в классе
Кроме меня в классе
оставалось еще несколько
оставалось еще несколько
оставалось еще несколько
оставалось еще несколько
человек.(включение
человек.(включение
человек.(включение
человек.(включение
остальных)
остальных)
остальных)
остальных)
2.2. Кроме меня, в классе никого
Кроме меня, в классе никого
2.2. Кроме меня, в классе никого
Кроме меня, в классе никого
не было.(исключение
не было.(исключение
не было.(исключение
не было.(исключение
остальных)
остальных)
остальных)
остальных)
Вывод:
Вывод:
Вывод:
Вывод:
дополнения с предлогами кроме,
кроме,
дополнения с предлогами кроме,
кроме,
дополнения с предлогами
дополнения с предлогами
помимо, вместо и др.и др. обычно
обычно
помимо, вместо и др.и др. обычно
обычно
помимо, вместо
помимо, вместо
обособляются, если имеют
обособляются, если имеют
обособляются, если имеют
обособляются, если имеют
значение выделения, исключения.
выделения, исключения.
значение выделения, исключения.
выделения, исключения.
значение
значение
Вчера на хуторе произошло нечто странное.
Вдруг за поворотом появился грузовик.
Около полудня на левом берегу реки мы
заметили избушку и решили устроить здесь
привал.
В начале лета в России отмечают день
рождения А.С.Пушкина.
Составьте и запишите предложения,
Составьте и запишите предложения,
расставив знаки препинания
расставив знаки препинания
Пинг-понг или настольный теннис;
Пинг-понг,
Пинг-понг или хоккей.
Пинг-понг или хоккей…
или настольный
теннис,…
14
Давайте поиграем!
Давайте поиграем!
Давайте поиграем!
Давайте поиграем!
Команда знатоков 8 класса
Команда знатоков 8 класса
Команда знатоков 8 класса
Команда знатоков 8 класса
МКОУ Сергеевской СОШ
МКОУ Сергеевской СОШ
МКОУ Сергеевской СОШ
МКОУ Сергеевской СОШ
Найти предложение с обособленным
уточняющим членом
ПОДУМАЙ!
МОЛОДЕЦ!
Несмотря на поздний час, было душно. (С. Антонов)
На севере, слабо мерцая, подымались какието
белесоватые облака. (В. Короленко)
Внизу, под глинистым обрывом, поблескивало
Азовское море. (К. Паустовский)
Поезд несся мимо спящих во тьме деревень,
мимо черных лесов, мимо редких станций.
Найти предложение с обособленным
Найти предложение с обособленным
уточняющим определением
уточняющим определением
ПОДУМАЙ!
УРА! ВЕРНО!
На углу, возле почты, была фотографическая
витрина. (В.Брюсов)
Поезд мчал его на юг, к морю, увозя от сырой,
дождливой осени. (Н. Островский)
Уже поздно, часов в одиннадцать,
к Павке зашел Жухрай. (Н. Островский)
Огни далекие бежали на том, на русском,
берегу. (К.Симонов)
Чем осложнено предложение?
Чем осложнено предложение?
Впереди, над темной каймой леса, поднимался
большой красный Марс. (И. Бунин)
Уточняющим приложением
Уточняющим
обстоятельством места
Уточняющим
обстоятельством времени
Ай-ай-ай!
Ошибочка!
МОЛОДЕЦ!
Чем осложнено предложение?
Чем осложнено предложение?
Ай-ай-ай!
Ошибочка!
УРА! ВЕРНО!
В Мещерском крае нет никаких особенных красот
и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
(К. Паустовский)
обособленным уточняющим дополнением
обособленным уточняющим обстоятельством места
обособленным уточняющим приложением
Найдите предложение с
Найдите предложение с
обстоятельством места
обстоятельством места
уточняющим
уточняющим
ОТЛИЧНО!
Ай-ай-ай!
Ошибочка!
Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)
Варвара Павловна, в шляпе и шали,
торопливо возвратилась с прогулки. (И. C. Тургенев)
Внизу, в закурившемся тумане, глухо
шумел лес. (А. Н. Толстой)
Мы гуляли долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
Найдите предложение с уточняющим
Найдите предложение с уточняющим
подлежащим
подлежащим
ВЫУЧИ
ПРАВИЛО!
ОТЛИЧНО!
Она была воспитана по-старинному,
то есть окружена подружками и сенными девушками.
Я проснулся поздно, часу в пятом пополудни.(С. Т. Аксаков)
Ничто, даже любимая вещь, не может заменить
нам живой, переменчивой природы.
Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес.
(А. Н. Толстой)
Подведем итоги!
Подведем итоги!
быть разными членами предложения?
быть разными членами предложения?
1. Для чего служат в предложении
1. Для чего служат в предложении
уточняющие члены?
уточняющие члены?
2. Какие члены предложения бывают
2. Какие члены предложения бывают
уточняющими?
уточняющими?
3.Какие союзы и слова часто употребляются
3.Какие союзы и слова часто употребляются
при обособленных уточняющих членах?
при обособленных уточняющих членах?
предложении?
предложении?
4. Каково место уточняющего члена в
4. Каково место уточняющего члена в
5. Могут ли уточняющие члены и уточняемые слова
5. Могут ли уточняющие члены и уточняемые слова
Домашнее задание
Домашнее задание
Параграф 39.
1группа – упр.271.
2группа-упр.273
В предложениях с уточняющими членами
В предложениях с уточняющими членами
очень важна интонация. Если уточняющей
очень важна интонация. Если уточняющей
интонации нет, возможно двоякое понимание
интонации нет, возможно двоякое понимание
смысла предложения.
смысла предложения.
Загадка:
Загадка:
Сколько человек сидело в лодке?
Сколько человек сидело в лодке?
В лодке разместились Аня,
В лодке разместились Аня,
сестра, соседская девочка и ее
сестра, соседская девочка и ее
маленький братишка.
маленький братишка.
Спасибо за урок!
Спасибо за урок!
Уточняют
Уточняют
Ограничивают
Ограничивают
понятия
понятия
Конкретизируют
Конкретизируют
Уточняющи
Уточняющи
Уточняющи
Уточняющи
члены
члены
члены
члены
предложен
предложен
предложен
предложен
е е
е е
ияия
ияия
обстоятельства
обстоятельства
места, времени,
места, времени,
определени
образа действияопределени
образа действия
дополнения,
дополнения,
приложения
приложения
я,
я,
главные
главные
члены
члены
предложения
предложения