Презентация "Ведущие каналы восприятия" является хорошим помощником для учителя. Каждый из нас воспринимает информацию по разному. В данной презентации рассказывается о каналах восприятия. В зависимости от того, что мы делаем, один из каналов восприятия становится ведущим. Школьное обучение для ребёнка- это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того как именно человек воспринимает информацию, зависит усвоение многих важных навыков.
ВЕДУЩИЕ
КАНАЛЫ
ВОСПРИЯТИЯ
МОДАЛЬНОСТЬ – ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ
РАЗДРАЖИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ СЕНСОРНОЙ
СИСТЕМЕ
слуховой
зрительной тактильной
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ,
ОДИН ИЗ КАНАЛОВ ВОСПРИЯТИЯ
СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩИМ.
визуальный
аудиальный
кинестетический
Школьное обучение для ребёнка это, в основном,
процесс восприятия и усвоения предложенной
многих важных навыков.
информации. От того как именно человек
воспринимает информацию, зависит усвоение
ВИЗУАЛЫ –ЛЮДИ, ВОСПРИНИМАЮЩИЕ
БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИИ С
ПОМОЩЬЮ ЗРЕНИЯ
Это люди, которые «видят» окружающий мир.
Обычно, у них высокий голос, зоркий взгляд, жесты
горизонтальны, направлены от себя.
При общении визуал смотрит в глаза и требует того же от
собеседника.
Около 35 % из нас визуалы.
АУДИАЛЫ
Те, кто получает информацию, в основном через
слуховой канал.
Обладают удивительно острым слухом и
великолепной памятью. При общении им
необязательно смотреть на собеседника или
прикасаться к нему, главное слушать.
Люди, воспринимающие мир преимущественно
посредством звуков, составляют около 25%
КИНЕСТЕТИКИ
Люди, воспринимающие большую часть
информации через ощущения (обоняние, осязание
и др.) и с помощью движений.
«Чувствуют» окружающий мир. Они не умеют
скрывать свои чувства, их выдают глаза.
Ответы на вопросы просты и прямолинейны.
Решения принимают, опираясь на свои чувства.
Кинестетиков среди населения около 40 %
ДИСКРЕТЫ
(ДИГИТАЛЫ)
Восприятие информации происходит в основном через
логическое осмысление, с помощью цифр, знаков,
логических выводов.
« Я полюбил чеснок после того, как узнал, что он
полезный»
Самая немногочисленная модальность. Младшим
школьникам она вовсе несвойственна.
НАБЛЮДЕНИЯ дают следующую информацию:
Наблюдения на уроке
Выраженный визуал — ученик, обращающий
большое внимание на вид своей тетради, свой
внешний вид; его раздражает беспорядок на столе,
на доске и т. д.
Выраженный аудиал — часто произносит вслух то,
что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет
как бы монолог с собой. Часто исключает зрение:
смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при
этом слышит все, что вы говорите. Он лучше
расскажет, чем напишет.
Выраженный кинестетик — чаще всего очень
подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно
реагирующий на прикосновение, легко проявляет
эмоции, часто неаккуратен «потому что какая
разница...». Однако, зачастую может проявлять
высокую способность к интуитивным способам
решения учебных задач.
Наблюдения при записи
домашнего задания
Визуалы – послушно откроют
дневник и перепишут с доски
то, что задано.
Аудиалы – переспросят у
учителя или соседа по парте.
Дома могут перезвонить
однокласснику и уточнить, что
задано.
Кинестетики – чаще всего
долго роются у себя в
портфеле, задание
предпочитают отметить прямо
в учебнике.
НАБЛЮДЕНИЯ дают следующую информацию:
Наблюдения за поведением детей на перемене
Визуал. Чаще всего остается в классе, если большинство учеников из
него выходит. Для него главное возможность спокойно окунуться в
свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги
аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти
в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать
информацию на стенах.
Аудиалы. Используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь.
Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Особенности
обучаемости детей
с разным типом
восприятия
В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
ВИЗУАЛЫ лучше воспринимают новый материал, когда он
написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы
лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными.
От визуала можно требовать быстрого решения задач.
АУДИАЛЫ лучше воспринимают информацию на слух, с
большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение
слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят
пересказы. От аудиала можно требовать немедленного
повторения услышанного им материала.
КИНЕСТЕТИКИ лучше усваивают материал, когда могут
его исследовать через активные движения. Кинестетикам
необходимы действия: чтото подчеркнуть, обвести,
соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них
хорошо развита моторная память, и они легче усваивают
новую информацию, записывая её за учителем или списывая из
источника.
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
НА УРОКЕ ИЛИ ДОМА
Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на
котором он в процессе осмысления и запоминания
материала может чертить, штриховать, рисовать и
т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе
запоминания издает звуки, шевелит губами – так
ему легче справиться с заданием.
Кинестетика не заставлять сидеть долгое время
неподвижно, обязательно давать ему возможность
моторной разрядки (сходить за мелом, журналом,
писать на доске и т.д.), запоминание материала у
него лучше происходит в движении.
ЗАМЕЧАНИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ НУЖНЫЙ ЭФФЕКТ
Визуалу лучше покачать головой, погрозить
пальцем.
Аудиалу – сказать чтото.
Кинестетику – положить руку на плечо,
похлопать по плечу.
Методические рекомендации для разработки заданий с учётом
каналов восприятия
Визуал
Аудиал
Кинестетик
записей;
Задания предлагать в
виде
писать
карточки ярко, красиво,
красочно;
задание: найти
давать
учебнике,
чтото
тетради самостоятельно,
рассмотреть,
сделать
вывод…
в
задание
на
перекладывание фишек,
на
рисование,
моделирование, пересчёт
предметов…
Вызвать к доске во время
математического
диктанта; прочитывать
задание вслух учителю
или родителям; давать
задание сочинить что
либо, рассказать классу,
объяснить своему другу
чтолибо…
В ОБРАЩЕНИИ К КЛАССУ ИСПОЛЬЗУЙТЕ
РАЗНООБРАЗНЫЕ
РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ:
визуалы
имеют
возможность
увидеть
то, что вы
говорите
аудиалы
могут
услышать
вас громко и
отчетливо
кинестетики
чувствуют
смысл вашей
речи
Если Ваше объяснение ограничено только одним
каналом восприятия, вы рискуете тем, что две трети
класса не воспримут его.
ВЫВОДЫ:
Знание доминирующих каналов восприятия дает учителю
возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции
учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные
особенности и потребности. А это как путь к лучшему
взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение
школьного предмета. Воздействуя на разные сенсорные системы,
меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица,
жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться
взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.
Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно
на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей
модальности каждого конкретного ученика.
Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами
воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал
восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при
обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и,
следовательно, значительно повысить эффективность учебного
процесса.
ВЕДУЩИЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ
(МОДАЛЬНОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ
СИСТЕМЫ)