Презентация "Ведущие каналы восприятия"

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 23.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Ведущие каналы восприятия" является хорошим помощником для учителя. Каждый из нас воспринимает информацию по разному. В данной презентации рассказывается о каналах восприятия. В зависимости от того, что мы делаем, один из каналов восприятия становится ведущим. Школьное обучение для ребёнка- это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того как именно человек воспринимает информацию, зависит усвоение многих важных навыков.
Иконка файла материала Ведущие каналы восприятия.pptx
ВЕДУЩИЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ
МОДАЛЬНОСТЬ – ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ  РАЗДРАЖИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ СЕНСОРНОЙ  СИСТЕМЕ                    слуховой зрительной            тактильной
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ,  ОДИН ИЗ КАНАЛОВ ВОСПРИЯТИЯ  СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩИМ. визуальный аудиальный кинестетический
Школьное обучение для ребёнка­ это, в основном,  процесс восприятия и усвоения предложенной  многих важных навыков. информации.  От того как именно человек  воспринимает информацию, зависит усвоение
ВИЗУАЛЫ –ЛЮДИ, ВОСПРИНИМАЮЩИЕ  БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИИ С  ПОМОЩЬЮ ЗРЕНИЯ   Это люди, которые «видят» окружающий мир.  Обычно, у них высокий голос, зоркий взгляд, жесты  горизонтальны, направлены от себя.  При общении визуал смотрит в глаза и требует того же от  собеседника.  Около 35 % из нас ­ визуалы.
АУДИАЛЫ   Те, кто получает информацию, в основном через  слуховой канал.    Обладают удивительно острым слухом и  великолепной памятью. При общении им  необязательно смотреть на собеседника или  прикасаться к нему, главное ­ слушать.       Люди, воспринимающие мир преимущественно  посредством звуков, составляют около 25%
КИНЕСТЕТИКИ  Люди, воспринимающие большую часть  информации через ощущения (обоняние, осязание        и др.) и с помощью движений.  «Чувствуют» окружающий мир. Они не умеют  скрывать свои чувства, их выдают глаза.   Ответы на вопросы просты и прямолинейны.  Решения принимают, опираясь на свои чувства.  Кинестетиков среди населения  около 40 %
ДИСКРЕТЫ  (ДИГИТАЛЫ)  Восприятие информации происходит в основном через  логическое осмысление, с помощью цифр, знаков,  логических выводов.  « Я полюбил чеснок после того, как узнал, что он  полезный»  Самая немногочисленная модальность. Младшим  школьникам она вовсе несвойственна.
 НАБЛЮДЕНИЯ дают следующую информацию: Наблюдения на уроке  Выраженный визуал — ученик, обращающий  большое внимание на вид своей тетради, свой  внешний вид; его раздражает беспорядок на столе,  на доске и т. д. Выраженный аудиал — часто произносит вслух то,  что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет  как бы монолог с собой. Часто исключает зрение:  смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при  этом слышит все, что вы говорите. Он лучше  расскажет, чем напишет. Выраженный кинестетик — чаще всего очень  подвижный, легко отв­лекающийся, мгновенно  реагирующий на прикосновение, легко прояв­ляет  эмоции, часто неаккуратен «потому что ­ какая  разница...». Одна­ко, зачастую может проявлять  высокую способность к интуитивным способам  решения учебных задач.  Наблюдения при записи  домашнего задания Визуалы – послушно откроют  дневник и перепишут с доски  то, что задано. Аудиалы – переспросят у  учителя или соседа по парте.  Дома могут перезвонить  однокласснику и уточнить, что  задано. Кинестетики – чаще всего  долго роются у себя в  портфеле, задание  предпочитают отметить прямо  в учебнике.
 НАБЛЮДЕНИЯ дают следующую информацию: Наблюдения за поведением детей на перемене Визуал.  Чаще всего остается в классе, если большинство учеников из  него выходит. Для него главное ­ возможность спокойно окунуться в  свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги  аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти  в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать  информацию на стенах. Аудиалы.  Используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь.  Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Особенности  обучаемости детей  с разным типом  восприятия
В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ   ВИЗУАЛЫ лучше воспринимают новый материал, когда он  написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы  лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными.  От визуала можно требовать быстрого решения задач.   АУДИАЛЫ лучше воспринимают информацию на слух, с  большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение  слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят  пересказы. От аудиала можно требовать немедленного  повторения услышанного им материала.  КИНЕСТЕТИКИ лучше усваивают материал, когда могут  его исследовать через активные движения. Кинестетикам  необходимы действия: что­то подчеркнуть, обвести,  соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них  хорошо развита моторная память, и они легче усваивают  новую информацию, записывая её за учителем или списывая из  источника.
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ  НА УРОКЕ ИЛИ ДОМА  Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на  котором он в процессе осмысления и запоминания  материала может чертить, штриховать, рисовать и  т.д.   Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе  запоминания издает звуки, шевелит губами – так  ему легче справиться с заданием.   Кинестетика не заставлять сидеть долгое время  неподвижно, обязательно давать ему возможность  моторной разрядки (сходить за мелом, журналом,  писать на доске и т.д.), запоминание материала у  него лучше происходит в движении.
ЗАМЕЧАНИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ НУЖНЫЙ ЭФФЕКТ  Визуалу лучше покачать головой, погрозить  пальцем.  Аудиалу – сказать что­то.  Кинестетику – положить руку на плечо,  похлопать по плечу.
Методические рекомендации для разработки заданий с учётом  каналов восприятия  Визуал Аудиал Кинестетик записей;    Задания  предлагать  в  виде  писать  карточки  ярко,  красиво,  красочно; задание:  найти  давать  учебнике,  что­то  тетради  самостоятельно,  рассмотреть,  сделать  вывод… в  задание  на  перекладывание  фишек,  на  рисование,  моделирование,  пересчёт  предметов… Вызвать к доске во время  математического  диктанта;  прочитывать  задание  вслух  учителю  или  родителям;  давать  задание  сочинить  что­ либо,  рассказать  классу,  объяснить  своему  другу  что­либо…
В ОБРАЩЕНИИ К КЛАССУ ИСПОЛЬЗУЙТЕ  РАЗНООБРАЗНЫЕ  РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ: визуалы  имеют  возможность  увидеть  то, что вы  говорите аудиалы   могут  услышать  вас громко и  отчетливо кинестетики  чувствуют  смысл вашей  речи  Если Ваше объяснение ограничено только одним  каналом восприятия, вы рискуете тем, что две трети  класса не воспримут его.
ВЫВОДЫ: Знание доминирующих каналов восприятия дает учителю  возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции  учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные  особенности и потребности. А это как путь к лучшему  взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение  школьного предмета.   Воздействуя на разные сенсорные системы,  меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица,  жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться  взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.  Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно  на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей  модальности каждого конкретного ученика.  Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами  воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал  восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при  обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и,  следовательно, значительно повысить эффективность учебного  процесса.
ВЕДУЩИЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ (МОДАЛЬНОСТИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ  СИСТЕМЫ)