«Надо понять, что такое человек, что такое
жизнь, что такое здоровье, и как равновесие,
согласие стихий его поддерживает,
а их раздор его разрушает и губит»
Леонардо да Винчи
Актуальность исследования:
Открытый в XIX веке эффект получения трехмерного изображения переживал свои взлеты и падения на протяжении всего времени. С использованием возможностей новых технологий, стереоэффект получил необычайную популярность. 3D технологии все больше вторгаются в нашу жизнь: компьютерные 3D фильмы, 3D фотографии, 3D игры. На сегодняшний день можно приобрести телевизор, поддерживающий 3D формат, и наслаждаться просмотром в любое время. Таким образом, 3D становится неотъемлемой частью нашей повседневности.
Реклама уверяет, что 3D – это увлекательно, весело и безопасно. Но в СМИ все чаще появляется информация об ухудшении самочувствия некоторых «поклонников» 3D фильмов. Поэтому важно знать основные принципы 3D технологий для того, чтобы уменьшить потенциальный вред объемного эффекта 3D на здоровье потребителей.
Цель исследования: выявить влияние 3D-формата на зрение школьников.
Объект исследования: влияние 3D-формата на зрение школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить информационные источники по данной теме.
2. Изучить общественное мнение о пользе-вреде фильмов 3D-формата, выявить, с какими побочными «эффектами» сталкиваются школьники после просмотра фильмов в 3D формате.
Методы исследования: методы преобразования и анализа информации, анкетирование, опрос, интервью, эксперимент.
Проблема: просмотр фильма в 3D подвергает глаза серьёзной нагрузке.
Практическая направленность:
Материалы данного исследования могут быть использованы: на классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях для проведения бесед, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Я выдвинул гипотезу: «Просмотр мультфильмов в 3D формате влияет на зрение школьников».
Влияние мультфильмов на школьников
Когда появились мультфильмы точно неизвестно. Что мы знаем про мультфильмы? Они яркие, зрелищные с одной стороны, простые, ненавязчивые и доступные с другой стороны. Они формируют первые представления о добре и зле. Через сравнение себя с любимыми героями школьник имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относится к другим.
Очень яркий эффект произвело появление фильмов в формате 3D. Это довольно интересный эффект. Принцип его такой: одно и то же изображение делается в разных цветовых спектрах и накладывается друг на друга с легким сдвигом. С помощью специальных очков и особенности человеческого зрения зритель видит объемное изображение. К еще большему реализму его приблизили за счет тактильных ощущений, таких как качание кресел, дуновение ветра, распыление брызг.
Можно с уверенностью утверждать, что открытый в XIX веке эффект получения трехмерного изображения в настоящее время стал перспективным направлением развития современных технологий. Трехмерное изображение мы встречаем повсюду — в кинотеатрах, компьютерных играх, на экранах домашних телевизоров и мониторах. А в ближайшем будущем и в мобильных телефонах. 3D - три измерения (ширина, высота, глубина).Для создания трехмерного изображения используется 3D проектор, а для просмотра требуются специальные очки. Без очков картинка будет казаться раздвоенной.
Из истории создания 3D-изображения
Все современные технологии очень интересные, стоит серьезно задуматься о степени влияния 3D-эффекта на здоровье школьников. На данный момент эта тема широко обсуждается врачами неврологами и офтальмологами. По исследованиям российских медиков, посетители 3D-кинозалов после просмотра фильма в специальных очках жаловались на дискомфорт, головную боль и трудности с адаптацией глаз к окружающей обстановке. Врачи пояснили, что специальные очки действуют на глаза положительно, но только первые 15-20 минут.
Влияние 3D-технологий на здоровье человека
Кратковременное такое напряжение не вредит мышцам, а даже наоборот, является своего рода зарядкой для них. За это время успевают расслабиться мышцы, которые настраивают хрусталик, и глаза разгружаются. Однако затем начинает снижаться цветочувствительность, и через полчаса после начала просмотра фильма человек испытывает дискомфорт и головокружение. При просмотре трехмерного видео мозг сталкивается с совершенно новым сенсорным опытом. Это приводит к большому умственному напряжению, которое, может стать причиной головной боли. Важно учитывать расстояние на котором находится экран. Он должен быть не ближе, чем на 20 м от зрителя, что ставит под сомнение идею покупки 3D телевизора домой.
РЕЗУЛЬАТЫ МОЕЙ РАБОТЫ
Опрос
Опросив своих друзей, одноклассников, я выяснил, с какой целью они посещают фильмы в 3D-формате. Большинство посещают 3D сеансы для отдыха, интересного времяпрепровождения. Нескольких человек интересуют новые технологии. Они хотят ощутить себя в виртуальной реальности. Более половины опрошенных - под влиянием телерекламы, в которой не говорится о воздействии 3D-кино на здоровье, стараются не пропустить ни одной новинки 3D-формата.
Анкетирование
Цель: изучив мнение врачей о пользе-вреде фильмов 3D-формата, я решил выявить, с какими побочными «эффектами» сталкиваются ребята моего класса после просмотра фильмов в формате 3 D
В анкетировании приняли участие ученики 1-4 классов. По результатам анкетирования получены следующие результаты:
Общее количество участников - 58 человек.
При анализе данных анкеты, я выяснил, что 96% опрошенных смотрели фильмы в 3D формате. Из них только 25% смотрят 3D фильмы часто и 70% моих сверстников смотрят редко, 3% вообще не смотрят . Все ребята, посещающие 3D сеансы, пользуются очками кинотеатра. И 58% из них всегда обрабатывают очки дезинфицирующими салфетками. Через 51 % ребят снимали очки. У 86% возникла головная боль при просмотре, у 47 % обучающихся при просмотре появились проблемы со зрением , который выражается усталостью глаз. 31% знает об отрицательном влиянии 3D на органы зрения и работу головного мозга.
Вывод: Большинство моих сверстников смотрят 3D фильмы. При этом примерно одна вторая часть сверстников при просмотре испытывает усталость в глаза. Поскольку 3D технологии основаны на бинокулярном свойстве зрения человека, то можно заключить, что нашим глазам при просмотре 3D фильмов приходится проделывать очень нешуточную работу.
Следующим этапом моей работы была встреча с врачом – окулистом районной больницы Любимовой Анной Алексеевной. Меня интересовало отношение доктора к проблеме по теме моего исследования, важна была её консультация, как специалиста по сохранности здоровья. Беседовать с врачом было интересно и увлекательно. Анна Алексеевна порекомендовала соблюдать правильную осанку при просмотре любых мультфильмов, особенно не допускать просмотр в полной темноте (что я часто делал раньше). Ознакомившись с комплексом упражнений для глаз, доктор одобрила и посоветовала применять этот комплекс ежедневно.
Интервью: Влияние просмотра 3D фильмов на здоровье человека
Особое предпочтение врач – окулист отдала советским мультфильмам «Домовёнок Кузя», «Волк и пёс» и современному мультфильму «Маша и медведь», отрицая зарубежные мультфильмы с драками. Анна Алексеевна не смотрела полностью фильм в формате 3D, но короткий видеоролик видела. Он её впечатлил эффектами. Но тут же доктор обратила внимание на длительность в 3-5 минут. Она считает, что необходимо ограничивать во времени просмотр любых телепередач для детей. Врач привела в пример телепередачу «Спокойной ночи, малыши», которая длится 15 минут и «гостью» из недавнего прошлого «В гостях у сказки», продолжительность которой составляла 60-90 минут и то, только по воскресеньям. Для ребят моего возраста, доктор порекомендовала смотреть простые мультфильмы не более 40 минут, а мультфильмы в формате 3D не более получаса.
Напоследок, я при помощи Анны Алексеевны, проверил своё зрение по таблице для исследования остроты зрения и при помощи специального аппарата со светящейся лампочкой в тёмной комнате. С моим зрением всё в порядке и я буду продолжать беречь его от негативного влияния окружающей среды.
Результаты
После изучения литературы по данной теме, проведения анкетирования и обработки полученных результатов, а также получив консультацию у врача-окулиста районной больницы, я решил разработать бумажный буклет. Перед тем как представить буклеты одноклассникам, я проделал следующее: разработал дизайн бумажного буклетов, средствами программы Microsoft Word 2010, спроектировал складной бумажный буклет, проверил буклеты на работоспособность.
После разработки буклетов, совместно с классным руководителем, я провел час общения по данной теме. О влиянии мультфильмов и 3D технологий на здоровье людей мне поведали издания Сурнова А.Д. «Экология человека» и словарь по этике. Результаты экспериментов отследил в диаграммах и просчитал процентное отношение
Гипотеза моя подтвердилась: просмотр фильмов 3D-формата негативно влияет на здоровье человека; ребята не владеют информацией о вредном воздействии трехмерного кино на физическое и психическое здоровье.
В результате проведенной работы знания обучающихся нашей школы пополнились новыми сведениями о неприятных побочных эффектах от просмотров фильмов со стереоэффектами, и теперь они знают не только о позитивных сторонах 3D, но и о том, как снизить их негативное влияние на собственное здоровье.
Чтобы не навредить своему здоровью новомодным увлечением на 3D фильмы, я рекомендую придерживаться следующих рекомендаций:
1.Необходимо стараться использовать при просмотре 3D фильмов свои личные очки, подобранные по размеру.
2.Если зритель пользуется очками кинотеатра, то необходимо обрабатывать линзы дезинфицирующими салфетками.
3.Не стоит смотреть 3D фильмы продолжительностью более 1,5 часа.
4.Сократить посещение 3D сеансов до 1 раза в месяц.
Моё личное мнение по моей проблеме: знакомиться с новыми технологиями нужно. Но пользоваться ими и применять их необходимо, придерживаясь определённых правил. Тогда и от современности не отстанешь, и здоровье сбережёшь.
Заключение
Библиографический список
1. Иванов П.В, Батраков А.С. / Трёхмерная компьютерная графика / М.: Радио и связь, 2014.
2. Рожков С.Н., Овсянникова Н.А. / Стереоскопия в кино, фото, видеотехнике / Терминологический словарь / М.: Парадиз, 2013.
3.Сурков А.Д.. Экология человека / Л.: Наука, 2007.
3. Херн Д., Бейкер М.П. / Компьютерная графика и стандарт OpenGL / 3-е изд. / М.: Вильямс, 2015.
Интернет ресурсы :
https://ru.wikipedia.org
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.