ХОД УРОКА
Организационный момент: разбить класс на 34 группы (каждая группа должна быть
разноуровневой, чтобы сильные ученики могли помочь остальным). В каждой группе на партах
заранее лежат: лист 1 – карточки с устной работой (на каждого ученика); лист 2 – графы + задача;
чистые листы для работы.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом задач, но сначала проверим своё внимание.
Слайд 1 Задание на внимание.
Сейчас 3 секунды посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
Сколько видов фигур изображено на рисунке?
Какого цвета круг? Сколько кругов изображено на рисунке?
Проверим свои ответы. Молодцы, Мы готовы к нашему путешествию.
Слайд 2
Задача девяти планет
Между девятью планетами солнечной системы установлено космическое сообщение. Рейсовые ракеты
летают по следующим маршрутам: Земля – Меркурий; Плутон – Венера; Земля – Плутон; Плутон –
Меркурий; Меркурий – Венера; Уран – Нептун; Нептун – Сатурн; Сатурн – Юпитер; Юпитер – Марс;
Марс – Уран.
– Можно ли долететь на рейсовых ракетах с Земли до Марса?
Слайд 3
Слайд 4 Задача известного учёного.
– Скажите, какая фигура изображена у меня на рисунке? (Координатная прямая)
– Как вы догадались, что это координатная прямая? (Начало отсчета, единичный отрезок,
направление)
– У вас на столах лежат задания к этой прямой. Определите координаты каждой точки и заполнитепропуски. Впишите соответствующие буквы и получите два разных слова, которые будут иметь
отношения к нашему уроку.
Документкамера
С помощью документ – камеры оцениваем решение команд. Слова ЭЙЛЕР ГРАФЫ.
Ребята, какая координата вызвала у вас интерес? (число «пи»)
Что вам известно о числе «пи»? (Скоро узнаете больше)
Вы получили слово ГРАФ. «Граф» корень греческого слова «графо», что означает «пишу»
Биография
Орфография
География
Слайд 2
И получили слово ЭЙЛЕР.
– Леонард Эйлер – крупнейший математик 18 века – родился в Швейцарии, жил в городе
СПетербурге по приглашению Петербургской Академии наук, считался современниками первым
математиком мира, заложил основы теории графов, с помощью которых можно решать различные
головоломки и математические задачи.
– Мы познакомимся со знаменитой задачей, с которой началось изучение теории графов.
График
Голография
Слайд 6 – 12 Выступление ученика
– Гуляя по Кенигсбергу (Калининград), Эйлер обратил внимание на расположение мостов через реку
Преголь, их было 7. Жители города задали ему вопрос: можно ли совершить прогулку, пройдя по
каждому мосту ровно один раз?
– Эйлер изобразил острова в виде точек, а мосты – это кривые. И построил первый граф. Итак, тема
нашего сегодняшнего урока – «Графы».
– Граф – это набор точек, некоторые из которых соединены линиями.
– Точки называются вершинами.
– Соединяющие их линии называются ребрами графа.
– Число ребер, выходящих из вершины графа, называют степенью этой вершины.
– Вершина графа, имеющая нечетную степень, называется нечетной, а имеющая четную степень
четной.
– Назовите степень каждой вершины.
– Как связаны количество ребер и степени вершин?
– Число нечетных вершин графа четно.
Слайд 13
– Для того, чтобы найти количество ребер графа, нужно просуммировать степени вершин и
полученный результат разделить на два.– Постройте графы, зная степени их вершин.
– У вас на столах лежат листы бумаги, можете совещаться.
Построение первого графа. Команда, которая сделала первой, показывает свой граф на доске.
Построение второго графа невозможно, т.к. сумма степеней вершин (5) не делится на 2.
– Можно ли нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по
одной линии дважды?
– Фигуры 1, 2, 4, 5 – можно (дети по очереди рисуют на доске); 3 – нельзя.
– Определите степень каждой вершины.
– Попробуем сделать вывод.
Граф можно обойти, пройдя по каждому ребру только один раз в том случае, если граф связный и
нечетных вершин у него 0 или 2.
Если нечетных вершин нет, то маршрут может начаться в любой вершине и в ней же кончиться.
При этом, если нечетных вершин две, то маршрут начинается в одной из них, а заканчивается в
другой.
Такие фигуры называются уникурсальными.
– Вернемся к задаче с мостами.
Слайд 12
– Можно ли нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по
одной линии дважды?
– Нет. Этот граф нельзя решить т.е. путешествие невозможно.
Составление графов помогает решать задачи.
Слайд 14
В каком случае можно обрисовать фигуры не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по
одной линии, а в каком случае нет?
Правило:
Обход возможен:
ЕСЛИ все вершины – четные, и его можно начать с любого участка.ЕСЛИ 2 вершины – нечетные, но его нужно начать с одной из
нечетных вершин.
Обход невозможен если нечетных вершин больше 2.
Слайд 15 Задача о 15 мостах.
Решение:
Построим граф. Вершины графа будут являться
острова и берега суши, а рёбра графа – мосты.
Определим степень каждой вершины. Нечётных
степеней две. Значит, обход начинаем в одной из
нечётных вершин – например в Е, и заканчиваем в
D.
Слайд 16 20
Примеры графов. Выступление ученика.
Слайд 21 24 В поисках
8
сокровищ
А сейчас мы отправимся на поиски сокровищ.
У вас на индивидуальных карточках изображен план подземелья, в одной из комнат которого скрыты
богатства рыцаря. Чтобы безопасно проникнуть в эту комнату, надо, войти через определенные
ворота в одну из крайних комнат подземелья, пройти последовательно через все 29 дверей, выключая
сигнализацию тревоги. Проходить дважды через одни и те же двери нельзя. Определить номер
комнаты в которой скрыты сокровища и ворота через которые нужно войти?
Решение:
Нечетные вершины: 6, 18.
ВЫВОД: Так как количество
нечетных вершин = 2, то
безопасно проникнуть в комнату
с сокровищами можно.
ОТВЕТ: Начать путь нужно через
ворота В, а закончить
в комнате № 18.
Слайд 25 Применение теории графов при решении логических задач
Задача №1
– Обозначим мальчиков большими буквами, а виды транспорта – маленькими.
Учитель работает на доске вместе с классом.– Обязательно записываем все ходы решения, чтобы вы могли его восстановить и рассказать, как вы
решали.
А не на а
А не на трол.
А на трам.
Б не в трол.
Б на а
В на трол.– У вас в каждой группе задача, которую вы будете решать.
Слайд 10
– Можете приступать.
– Обязательно обозначайте не только ребра, которые будут, но и пунктиром те ребра, которых точно
не будет. Это поможет вам при решении задачи.
А в
Б ж
В т
Г с
Представитель группы, которая сделает раньше всех, записывает решение на доске.
Ответ:
Б – строитель
А – тренер
Г – врач
В – журналист
– Графы используются в моделировании, экономике, планировании.
– Где же мы встречаемся в жизни?
– Типичный граф: схема линий метро.
Слайд 11
Вершины графа – станции.
Ребра графа – пути между станциями.БУТЫЛКА МОЛОКО
СТАКАН ЛИМОНАД
КУВШИН КВАС
БАНКА ВОДА
– Что нового узнали?
– Что интересного?
Домашнее задание: узнайте, где в нашем городе находится дом, в котором жил Леонард Эйлер?
Подсказка: в нем сейчас находится одна из школ.(№ 27 СПетербург)
4. Итог урока
Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а также сообщает, что с
остальными видами задач знакомство будет продолжено на следующем уроке.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами
Желтая шляпа – позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему)
Черная шляпа противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д.,
почему)
Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия,
раздражение)
Зеленая шляпа – творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.)
Синяя шляпа – философская, обобщающая.