Асоциальное поведение обучающихся
Асоциальное поведение является отклонением, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту обучающегося социальных норм и устоявшихся правил поведения в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению.
Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).
Асоциальность со стороны подростков может проявляться в виде правонарушений: оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах, а также бегством от существующих проблем, ухода « в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Система работы по профилактике асоциального поведения в нашей школе строится на взаимодействии администрации, соц. педагога, психолога, преподавателей и классных руководителей, медсестры.
Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
Профилактическая работа
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Задачи профилактической работы
обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних
выявление и пресечение случаев жестокого обращения с детьми
оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
оказание помощи по предупреждению правонарушений
профилактическая работа с семьями
Просветительская работа: классные часы, родительские собрания, круглые столы, лектории специалистов из полиции, медиков, прокуратуры по профилактике правонарушений, ведению ЗОЖ.
Направления
в профилактике
асоциального
поведения
в нашей
школе:
Практическая работа (групповая): проведение упражнений и игр, тренинговых занятий по профилактике агрессивности, сплоченности классного коллектива, наркозависимости, закреплению навыков ведения ЗОЖ, правонарушений, участие в конкурсах. Здесь хочу обратить внимание на личный пример. Например, если мы сами курим, а детям говорим, что это плохо – то сработает обратный эффект.
Разновидности асоциального поведения:
детский алкоголизм
наркомания
токсикомания
беспризорность
безнадзорность
проституция
воровство
Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Особенности детского алкоголизма:
быстрое привыкание к спиртным напиткам;
злокачественное течение болезни;
принятие больших доз;
низкая эффективность лечения.
Причины:
неблагополучие семьи;
позитивная реклама в СМИ;
незанятость свободного времени;
отсутствие знаний о последствиях;
самоутверждение;
уход от окружающих проблем.
Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи.
Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи: разъяснение подросткам о последствиях употребления ПАВ: психических, физических, социальных, о которых они в общих чертах осведомлены.
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Данные социального паспорта школы показывают:
с 2 родителями проживают 77% обучающихся
проживают с одним из родителей или находятся под опекой — 23% обучающихся
Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что почти 1/4 обучающихся проживает в неполных семьях, и не всегда имеет возможность идентифицировать себя по половым признакам, наблюдать правильное (социальное) развитие взаимоотношений мужчины и женщины в семье.
Социальные особенности семей обучающихся школы
Задачи школы по профилактике асоциального поведения и их реализация:
создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации – классные часы и внеклассная деятельность + быть внимательным и бдительным человеком – не проходить мимо проблем даже на уроках!
работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями – детей легче порой научить, чем родителей;
своевременное выявление неблагополучных семей!!!;
формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с обучающимися «группы риска»;
Применение различных форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков: круглые столы, слайды, фильмы, интернет-уроки (ФСКН), раздача памяток и буклетов, приглашение специалистов на род. собрания;
совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией;
развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации школьников + организация досуга, нравственное воспитание;
организация оздоровительных мероприятий для подростков;
развитие просвещения по вопросам правоведения;
профориентация;
пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни;
оказание социальной помощи семьям и отдельным детям, в т.ч. организация бесплатного питания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.