ОДАРЕННОСТЬ РЕБЁНКА -
это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов.
Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будующем…
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе, как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Задача поддержания и развития творческого потенциала
по-прежнему остается актуальной.
«Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.»
(Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Подписана президентом РФ 3 апреля 2012)
ЦЕЛИ работы
с одаренными детьми:
Определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми
Создание и обеспечение комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей
Развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения
ЗАДАЧИ:
Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через:
- проведение педагогических советов;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования;
- методическую работу (обмен опытом)
Выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок различных уровней
Формирование банка данных «Развитие»
Разработка и внедрение программ дополнительного образования, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся
Мифы и стереотипы проблемы одаренности детей
Мифы и стереотипы | Реальность |
Одаренным детям помогать не надо, талант пробьется сам. | Далеко не всегда талантливые люди обладают упорством и настойчивостью |
Одаренность проявляется в течение всей жизни | Есть возрастная одаренность, которая с возрастом исчезает |
Неуспевающий ученик не может быть одаренным | Иногда может |
Для выявления одаренности достаточно провести тестирование | Ни один тест не может дать гарантии, что вы не проглядели одаренного ребенка |
С обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, обладающий уровнем подготовки | У одаренных детей есть свои психологические особенности и работать с ними может далеко не каждый педагог |
Типы одаренности и их характеристика
Интеллектуальная | Развитый ум, глубокие знания |
Академическая | Высокая способность к обучению |
Креативный тип | Нестандартное мышление |
Художественный тип | Высокие достижения в художественной деятельности |
Лидерская или социальная | Большие организаторские способности |
Спортивная | Способности к занятиям различными видами спорта |
Признаки одаренности у детей раннего возраста
Способность прослеживать причинно-следственные связи
Хорошая память
Способность классифицировать информацию и опыт
Использование на практике накопленных знаний
Обладание большим словарным запасом
Способность концентрировать внимание
Упорство в достижении результата
Попадая в образовательное пространство одаренный ребенок проходит несколько уровней :
1 уровень «Я ищу»: Удовлетворение интереса и любопытства
2 уровень «Я хочу»: Увлеченность определенным видом деятельности
3 уровень «Я могу»: Потребность в самореализации и достижениях
4 уровень «Я буду»: Ценностное, личностное и профессиональное самоопределение
Развитие творческого потенциала ОДАРЕННЫХ обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных дополнительных образовательных программ (ДОП)
Эти материалы должны строиться на следующих принципах:
1. Принцип проблемности.
2. Принцип открытости.
3. Принцип исторического реализма.
4. Принцип индивидуальности.
5. Принцип исследовательского подхода.
Данные программы должны учитывать хотя бы пять основных этапов творческого акта:
1. Исследовательская активность.
2. Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.
3. Проявление собственных мыслей (это требует наличия заинтересованного слушателя).
4. Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.
5. Профессиональное творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии позитивной оценки и социального признания)
В обучении одаренных применяются четыре основных подхода
к разработке содержания учебных программ:
УСКОРЕНИЕ. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
УГЛУБЛЕНИЕ. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем.
ОБОГАЩЕНИЕ. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и проблемами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний.
Элементы педагогических технологий, применяемых для работы с одаренными детьми:
Деятельностный подход
Формирование внутренней мотивации
Организация образовательного процесса при
«субъект – субъектных отношений
Предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому
обучающемуся возможности для развития
Рефлексия
Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных
программ, их обогащение и углубление
Соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха»,
«не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный
морально-психологический климат
8. Интегративный подход
ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ НЕОБХОДИМО:
Создание насыщенной эмоционально богатой образовательной среды
Мотивация к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов
Сознание комфортной среды для формирования личности, физической и социальной самореализации
Личностно – значимые для ребенка авторитеты
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
2.Создание и постоянное совершенствование методической системы.
3.Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
- педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
- педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений, быть человеком, заслуживающим доверия;
- педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
ПЕДАГОГ должен быть:
Увлечен своим делом;
Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
Профессионально грамотным;
Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
Проводником передовых педагогических технологий;
Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Знатоком во всех областях человеческой жизни.
ПЕДАГОГ должен иметь :
Высокий уровень профессиональной подготовки и переподготовки;
Склонность к творческой деятельности;
Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы;
Наличие в общении с ребенком тактики сотрудничества;
Личностная готовность к работе с одаренными детьми;
Наличие специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности.
Таланты трудно распознать, не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать, их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать наставник, если сам талантлив!
Ожидаемые результаты
1. Создание в ОУ специальных программ и условий для инклюзивного образования одаренных детей
3. Увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимыми навыками для организации работы с
2. Полный охват одаренных воспитанников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера
4. Наличие пакета документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в ОУ
Вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способна творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть….
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –
составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
представляет каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей и
ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является
СИТУАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ПЕДАГОГА И РЕБЕНКА
ПЕДАГОГА И ГРУППЫ
Индивидуально-личностная основа деятельности
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя ПОТЕНЦИАЛ ИХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В УДО:
Одаренный
ребенок
Выявление
области
одаренности
Выбор
направления
Обучение по
ДО программе
Творческие
задания
Индивидуальная
работа
Участие в
конкурсах и
выставках УДОД
СОЗДАНИЕ
ПОРТФОЛИО
Участие в
конкурсах и
выставках
разного уровня
направления
Мотивация учащихся на исследовательский, творческий труд
Разработка и внедрение в практику гибких дополнительных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальных особенностей молодых талантов
Развитие профессионализма педагогического коллектива
Формирование социального успеха (участие в конкурсах, фестивалях, выставках)
Систематизация результатов деятельности педагогов и воспитанников
Систематизация базы данных молодых талантов и их результатов
Каникулярные сборы, лагерь дневного пребывания, мастер-классы
Проблемы, стоящие перед Учреждением ДО в данном направлении работы:
увеличение объема финансирования на муниципальном уровне по поддержке талантливой молодежи;
профессиональная подготовка и переподготовка педагогов, работающих с талантливой молодежью;
разработка программ творческого развития молодых талантов в определенных областях.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Наш адрес: город Алексин, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.2
телефон: 8-48753-686-64
E-mail: [email protected]
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
2. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одарённости // Педагогика - 2003
3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.
4.Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
5.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
Список литературы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.