Курс «Занимательная химия» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса химии. Он знакомит учащихся 4-5 классов с явлениями химии, показывает учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрывает перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни.
Постижение основ естественных наук
учащимися в рамках курса «Занимательная
химия»
Особенность внеурочной
деятельности
• Это часть учебно-воспитательного
процесса и одна из форм
организации свободного времени
учащихся. На этих занятиях
должна быть так организована
деятельность каждого ученика,
чтобы он мог ощутить свою
уникальность и востребованность.
Курс «Занимательная химия»
(4-5 классы)
• содержит материал, который
является подготовительным при
изучении основного курса химии. Он
знакомит учащихся 4-5 классов с
многочисленными явлениями химии,
показывает учащимся роль химии в
окружающей их действительности,
раскрывает перед ними широкую
перспективу использования химии в
их повседневной жизни.
Средства подачи материала
• эксперимент,
• слайдовые презентации, включены
элементы занимательности и
игры;
• проектная деятельность.
Связь с другими предметами
• Математики
• биологии (окружающим миром)
• физики
• технологии
Цель курса
• создание условий для развития
разносторонних интересов и
способностей обучающихся,
активизации их познавательной
деятельности на первом этапе
изучения предмета химии.
Задачи
• Развивать способности к самостоятельному
приобретению знаний.
• Расширить межпредметные связи между химией и
другими науками.
• Научить проводить простейшие эксперименты.
• Познакомить учащихся с понятиями: тело,
вещество, измерительные приборы,
экспериментальное исследование.
• Научить видеть физические и химические явления
в простых бытовых ситуациях.
• Привить интерес к предмету, к добыванию знаний
с учетом возраста детей и их способностей.
Темы курса
• Что такое вещество? Первое
знакомство с Периодической
системой элементов;
• Витамины; пищевые добавки;
индикаторы; состав акварельных
красок; крахмал; кристаллы;
кальций, магний; щёлочи,
металлы.
САМОНАДУВАЮЩИЙСЯ ШАРИК
• пластиковая
бутылка
• воздушные
шарики
• бытовая воронка
• уксус
• пищевая сода
Опыт с зелёнкой
• Зелёнка
• Гидроксид натрия
(«Крот»)
• Перекись
водорода
• В стакан с водой
капнуть зелёнку,
затем
немного
перекиси
водорода,
гидроксид
натрия.
затем
• В итоге зелёнка
становится
прозрачной.
Опыт «Домашний лимонад»
• Лимон или
лимонная кислота;
• Питьевая вода;
• Варенье или
сахар;
• Ложка;
• Стакан;
• Питьевая сода, 1
чайная ложка
• 1. Выжми сок.
• 2. Вылей сок в
стакан и долей
такое же
количество воды.
• 3. Добавь 1
чайную ложку
(чуть меньше)
соды и
перемешай.
«Невидимая кола»
• Кока-кола, 0,5 л.
• Молоко
• 1. Открой бутылку
и начни аккуратно
вливать молоко до
тех пор, пока
бутылочка не
наполнится до
краёв.
• 2. Подожди, пока
выйдет лишняя
пена и закрой.
«Умный йод»
• Банан
• Яблоко
• Хлеб
• Йод
• Крахмал
• Пипетка
• Чайная ложка
• Стакан
Качественная реакция на
крахмал
• Чашка
• Вода
• Хлеб
• Йод
Взять емкость с
водой и
поместить туда
кусочек батона
или хлеба, затем
взять и выжать.
Налить в емкость
раствор йода,
вода почернеет.
Реакция «светофора»
• 2 стакана
• Вода
• Марганцовка
• Сахар
• Гидроксид натрия
(«Крот»)
• Растворить в
небольшом
количестве воды
немного марганцовки.
Разбавить раствори
водой в другом
стакане.
• В другом стакане
растворить ½ чайной
ложки сахара в воде и
добавить щёлочи.
• Два раствора
соединить.
Все опыты проводятся с учётом техники безопасности:
• Вещества нельзя брать руками
• Кислота и щелочь – едкие вещества!
Разрушают и раздражают кожу и
слизистые оболочки.
• Нюхать вещества можно, лишь
осторожно направляя на себя пары
или газы лёгким движением руки, а
не наклоняясь к сосуду и не вдыхая
полной грудью.
Вывод
• Курс «Занимательная химия» позволит
соединить и обобщить знания, которые
учащиеся получали при изучении разных
создать у обучающихся
предметов,
целостное представление о природе и
природных явлениях; привить интерес к
химии; получить представление о роли
химии в жизни человека.
• развить творческие и исследовательские
способности.
Литература
• Химия / Л. Д. Вайткене.
Энциклопедия занимательных
наук. 2016.