Трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе.
Резкое изменение режима дня.
Трудность, которая проистекает из характера взаимоотношений с учителем и с товарищами по классу. Учитель – тот человек, который постоянно оценивает ребенка.
Функциональные отклонения: нарушения сна, аппетита, дети капризны, возрастает интерес к игрушкам, увеличивается количество заболеваний.
Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учится.
У ребенка сформирована установка на отказ от усилий.
Дома заранее сформировали страх перед школой.
Когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.
Особенности познавательной сферы.
Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание неустойчиво очень узкое по объему.
Уровень распределения внимания невысокий (не справляются с написанием диктанта).
Трудности с переключением внимания (переход от одного урока к другому).
Основные новообразования детей младшего школьного возраста.
Формирование произвольности: произвольность психических процессов и произвольность поведения.
Формирование внутреннего плана действия и рефлексии. Это способность выполнять действия в уме.
Факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки
Оценка взрослыми учебной деятельности и самого ученика.
Уровень притязаний ребенка должен. соответствовать уровню его возможностей.
Если у ребенка низкая самооценка, то формируется мотив избегания неудач.
Объективные сложности этого возраста
Изменяется социальная ситуация развития, ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, выполняет новые функции
Подростковый возраст это период бурного полового созревания.
Дефекты воспитания становятся заметными
Появляется интерес к противоположному полу и к самому себе
Динамика мотивов общения подростков со сверстниками
4 класс – главное просто желание быть среди сверстников, вместе что-то делать, играть.
5-6 класс – появляется мотив занять определенное место в коллективе.
7-8 класс – стремление к автономии в коллективе сверстников, желание быть значимым в глазах сверстников.
Особенности познавательной сферы
Готовность ко всем видам учебной деятельности.
Привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный материал, необычные формы работы.
Развивается познавательный мотив.
Избирательное отношение к предмету (интерес к предмету связан с личностью учителя).
Вызывают интерес те предметы, где можно высказать свою точку зрения.
Основные новообразования возраста
Развитие самосознания.
Формирование самооценки.
Формирование внутренней психологической среды.
Переживания, связанные с отношением к собственной личности (как правило отрицательные).
Подростки находят у себя все новые недостатки.
Важно давать положительную обратную связь.
Самооценка крайне неустойчива.
Появляется чувство «взрослости». Надо уважать это чувство и перестраивать свои отношения с детьми.
Формируются нравственные понятия, суждения.
Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Более значимо общение со сверстниками.
Мнение родителей менее значимо.
Ощущение того, что ребенок «уходит».
Между подростками складываются различные по степени близости отношения: просто товарищ, близкий товарищ, личный друг.
Очень ревностно относятся к изменам.
Особенности эмоциональной сферы
Подростки обличаются большой страстностью и вспыльчивостью.
Характерны упрямство, своеволие, немотивированные поступки
При столкновении с трудностями могут бросать начатое дело. Поэтому важно давать посильные задания и вооружать способами их выполнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.