Выделяют несколько типов здоровьесберегающих технологий:
Организационные технологии:
1. Медико-гигиенические технологии:
- контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с
регламентациями СанПиНов;
- проведение прививок, оказание консультативной и неотложной помощи учащимся, проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, наблюдение за динамикой здоровья учащихся, организация профилактических мероприятий;
создание в школе физиотерапевтического, стоматологического медицинских кабинетов, проведение лечебной физкультуры, фитобаров и др.
создание в школе физиотерапевтического, стоматологического медицинских кабинетов, проведение лечебной физкультуры, фитобаров и др.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии:
- закаливание;
- тренировка двигательных качеств.
Реализуются на уроках физкультуры, в работе спортивных секций.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии:
- создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
Реализуется в обустройстве школьной территории, озеленение классов, рекреаций, организация живого уголка, участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:
- сохранение жизни;
- обеспечение безопасности условий пребывания в школе;
- грамотность учащихся, педагогов в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Реализуются специалистами по охране труда, строителями, архитекторами, пожарной инспекции и др.
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- осознание педагогами своей ответственности за - сохранение здоровья учащихся;
получение необходимой профессиональной подготовки для работы по сохранению здоровья учащихся.
Наиболее значимая технология.
Главная особенность:
использование психолого-
педагогических
приемов, методов,
подходов к решению
возникающих проблем.
Педагогические технологии:
воздействие педагога на здоровье ученика – на информационном, психологическом, биоэнергетическом уровнях.
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на группы:
1.Организационно-педагогические технологии:
определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению утомления, гиподинамии и др. дезадаптационных состояний.
2.Психолого-педагогические технологии:
связаны с непосредственной работой педагога на уроке;
психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
3.Учебно-воспитательные технологии:
программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье, формированию культуры здоровья, мотивации к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, просвещению родителей.
4.Социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии:
социально-психологические тренинги;
программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых привлекаются как школьники, так и их родители и педагоги.
5.Лечебно-оздоровительные технологии:
лечебная физкультуры, лечебная педагогика, способствующие восстановлению физического здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии используются в школе с целью решения ряда проблем:
- учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
- школьные стрессы;
- распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;
- неправильная организация физической активности учащихся;
- питание школьников во время их пребывания в школе;
- предупреждение появления «школьных болезней» ;
- недостаточная осведомленность педагогов о здоровье и здоровом образе жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий способствует:
- созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, придающей уверенность в своих силах;
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сбережению и укреплению физического, психического здоровья учащихся
Список литературы
1. Минутки здоровья на уроках в начальной школе/ Авторы-составители В.Н.Малютина,Т.А.Семенова. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. – 44 с.
2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования/ А.М. Митяева. – 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.-272 с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.-М.: АПК и ПРО,2002.-121 с.
5. Тринадцатая научно-практическая конференция педагогических работников учреждений образования г.Пензы (13 марта 2010года): Доклады лауреатов премии главы администрации города Пензы. – Пенза, 2010. – 124 с.
6. Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде: Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. – 160с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.