Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
К 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка
наиболее чувствителен
к экзогенным факторам
окружающей среды.
14.10.08 г. на совместном заседании президиума Государственного совета и Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта Президент России Д.А.Медведев заявил, что в наст. время 80% российских учащихся ведут малоподвижный образ жизни, проводя большую часть времени на уроках и за компьютером. Уроки физкультуры проводятся для галочки.
Цена такой «неповоротливости»:
ухудшение здоровья почти
у 2-х /3 - ей учащихся и
зачастую физическая и
нравственная деградация.
Уровень здоровья учащихся
к концу обучения в школе снижается.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах
охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного
медицинского контроля;
Отсутствие системной работы
по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
P.S.Возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Здоровьесберегающие технологии — это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья взрослых и детей.
Осуществление оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность:
администрации образовательных учреждений;
педагогов;
медицинского персонала детских амбулаторно-поликлинических учреждений;
участие родителей
ЗСТ - ?
Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
4 апреля 2003г. Приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений", в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:
1)комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
3) максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
4) интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
5) преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
6) использование простых и доступных технологий;
7) реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий
по повышению двигательной активности,
закаливанию обучающихся, воспитанников,
охране психического здоровья, а также
по оздоровлению детей, имеющих
функциональные расстройства
и хронические заболевания.
Перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:
1. Для профилактики и лечения близорукости, амблиопии, косоглазия, гиперметропии и др. заболеваний глаз могут использоваться приборы цветоимпульсной терапии - относящиеся к новому направлению медицины. С целью охраны органа зрения у детей рекомендуется использование офтальмотренажеров.
2. Для профилактики острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической патологии органов дыхания, повышения иммунологической резистентности организма, снижения контагиозности в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями рекомендуется аэроионотерапия, поляризованный полихроматический свет, ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы, спортивный зал, столовая и т.д.);
3. С целью охраны психического здоровья детей и
профилактики психосоматической патологии
целесообразна организация кабинета
психологической разгрузки
(видео-аудиоаппаратура, специальная
мебель и т.д.).
Рекомендуемые методики для проведения оздоровительной работы в образовательных учреждениях:
Для повышения резистентности организма ребенка к внешним воздействиям, в том числе бактериальным, снижения частоты острых и обострений хронических заболеваний рекомендуется применение фитотерапии (фиточаев, сборов, отваров трав).
2. Для повышения сопротивляемости организма, успокаивающего или тонизирующего действия применяется ароматерапия - ароматизация помещений эфирными маслами растительного происхождения.
3. С целью повышения резистентности организма и для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение профилактической витаминизации детей в течение учебного года, использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (элеутерококк, жень-шень и др.)
4. Для организации рационального питания учащихся, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта рационально внедрение в образовательных учреждениях принципа щадящего питания, а также включение в рацион питания специальных продуктов, с повышенной пищевой и биологической ценностью.
С целью профилактики нарушений зрения и оздоровления
учащихся с патологией органа зрения рекомендуется
проведение специальной гимнастики для глаз.
Особенно эффективна офтальмокоррекция –
это воздействие на зрительный анализатор
основных цветов: красного, синего,
оранжевого, зеленого, желтого,
фиолетового.
Здоровьесберегающая деятельность школы:
Диспансеризация;
Профилактические прививки;
Дни и Недели Здоровья;
Спортивные школьные праздники;
Участие в спортивных соревнованиях;
Беседы о здоровье с учащимися;
Беседы о здоровье с родителями;
Витаминизация;
Оформление классных и школьных
«Уголков здоровья».
Формы работы по внедрению оздоровительных технологий в начальной школе:
светильники;
новая доска (зелёного цвета);
много зелени;
куллер с чистой питьевой водой;
большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники;
положительный эмоциональный
настрой перед началом
первого урока.
специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата;
упражнения для рук и пальцев;
упражнения для формирования правильного дыхания;
точечный массаж для повышения иммунитета;
точечный массаж для профилактики простудных заболеваний;
упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения;
комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания;
динамические часы на пришкольной спортивной площадке;
физкультминутки.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили:
“В здоровом теле - здоровый дух”,
то не ошибется тот, кто скажет,
что без духовного не
может быть
здорового.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.