Определение
Общение (коммуникация) – все способы поведения, которые человек использует сознательно или безсознательно для воздйествия на другого человека не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и др.
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Типы общения:
Деловое – содержание
и средства определяются
интересами дела.
Ролевое - содержание и средства
регламентированы социальной
ролью партнеров по общению.
Личностно-ориентированное –
содержание и средства данного вида
общения определяются знанием
конкретной личности партнера по общению.
Уровни общения:
Внутриличностное – мысленное общение
человека с самим собой: обдумывание
проблемы, анализ ситуации, выработка
каких-либо планов, идей.
Межличностное – общение 2-х или
более людей между собой.
Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.
Функции общения
Информационная - обмен информацией, сообщениями.
Экспрессивная – обмен эмоциями.
Регулятивная– изменение поведения, сознания, представлений партнера.
Элементы эффективного общения (предложил американский исследователь Лассуэлл)
Отправитель – человек, передающий информацию.
Сообщение – посылаемая информация.
Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде.
Получатель – человек, принимающий сообщение.
Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.
Психологические типы собеседников
Доминантный собеседник – настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту, перебивает собеседника, но не дает ему вставить слово. Его желание – оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального и т.д..
Медсестре при распознавании данного
типа необходимо проявить выдержку,
такт, но в определенной ситуации деликатно
склонить на свою сторону.
Недоминантный собеседник – полная
противоположность первому. Достаточно застенчив,
чувствует неловкость при обращении с вопросом
или просьбой. Деликатный, предупредительный,
тактичный. Не позволит перебить во
время беседы, терпеливо переносит
попытки перебить себя самого.
Нуждается в определенном
поощрении, подбадривании и
поддержке со стороны медсестры.
Мобильный собеседник
Ригидный собеседник
Интровертивный собеседник - не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности. Ему проще общаться с книгами, вещами. Серьезно и ответственно относится к дружбе и любому партнерству.
В общении следует быть особенно корректным и внимательным.
Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.
Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимание к самому себе.
Средства общения
Вербальные | Невербальные |
Речь устная | Визуальные |
Речь письменная | Акустические |
Тактильные | |
Ольфакторные |
Вербальные средства общения
Для эффективности устной речи необходимо:
Для эффективности письменной коммуникации необходимо:
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты,
а 38% - через интонации, модуляции голоса.
Следовательно, всего 7% информации передается устной речью.
Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.
Невербальные средства общения
Визуальные:
выражение лица, мимика. Пациенты смотрят на выражение лица медсестры во время беседы или выполнения манипуляции. Необходимо контролировать выражение своего лица, чтобы смягчить неприятные эмоции у пациента.
направление взгляда, визуальный контакт. Глаза – «зеркало души». Взгляд дополняет то, что недосказано словами и жестами. Взгляд «глаза в глаза» - важнейшее средство невербального общения.
кожные реакции:
покраснение, побледнение;
вспомогательные средства общения: признаки возраста, пола, одежда, прическа, косметика и др. Внешний вид медсестры – важнейший аспект невербальной коммуникации. Если она одета профессионально, пациент будет больше ей доверять.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.