Презентация_Общение и обучение в сестринском деле

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деловое – содержание и средства определяются интересами дела. Ролевое - содержание и средства регламентированы социальной ролью партнеров по общению. Личностно-ориентированное – содержание и средства данного вида общения определяются знанием конкретной личности партнера по общению.Информационная - обмен информацией, сообщениями. Экспрессивная – обмен эмоциями. Регулятивная– изменение поведения, сознания, представлений партнера.
Иконка файла материала Презентация_Общение и обучение в сестринском деле.pptx

Основы общения и обучения в сестринском деле

Преподаватель Сидорова Н.Ю.

Определение

Общение (коммуникация) – все способы поведения, которые человек использует сознательно или безсознательно для воздйествия на другого человека не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и др.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Типы общения:

Деловое – содержание
и средства определяются
интересами дела.

Ролевое - содержание и средства
регламентированы социальной
ролью партнеров по общению.

Личностно-ориентированное
содержание и средства данного вида
общения определяются знанием
конкретной личности партнера по общению.

Уровни общения:

Внутриличностное – мысленное общение
человека с самим собой: обдумывание
проблемы, анализ ситуации, выработка
каких-либо планов, идей.

Межличностное – общение 2-х или
более людей между собой.


Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.

Функции общения

Информационная - обмен информацией, сообщениями.
Экспрессивная обмен эмоциями.
Регулятивная– изменение поведения, сознания, представлений партнера.

Элементы эффективного общения (предложил американский исследователь Лассуэлл)

Отправитель – человек, передающий информацию.
Сообщение – посылаемая информация.
Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде.
Получатель – человек, принимающий сообщение.
Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.

Психологические типы собеседников

Доминантный собеседник – настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту, перебивает собеседника, но не дает ему вставить слово. Его желание – оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального и т.д..



Медсестре при распознавании данного
типа необходимо проявить выдержку,
такт, но в определенной ситуации деликатно
склонить на свою сторону.

Недоминантный собеседник – полная
противоположность первому. Достаточно застенчив,
чувствует неловкость при обращении с вопросом
или просьбой. Деликатный, предупредительный,
тактичный. Не позволит перебить во
время беседы, терпеливо переносит
попытки перебить себя самого.

Нуждается в определенном
поощрении, подбадривании и
поддержке со стороны медсестры.

Мобильный собеседник
– легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику.

Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло.

Ригидный собеседник
– данному типу требуется определенное время,
чтобы включиться в беседу. Основателен в общении,
слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно
переключается с одной темы на другую.
Необходимо запастись
терпением в общении и
не торопить без крайней
необходимости.

Интровертивный собеседник - не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности. Ему проще общаться с книгами, вещами. Серьезно и ответственно относится к дружбе и любому партнерству.
В общении следует быть особенно корректным и внимательным.

Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.
Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимание к самому себе.

Средства общения

Вербальные

Невербальные

Речь устная

Визуальные

Речь письменная

Акустические

Тактильные

Ольфакторные

Вербальные средства общения

Для эффективности устной речи необходимо:

Привлечь внимание получателя сообщения.
Говорить медленно, с хорошим произношением, короткими фразами.
Не злоупотреблять специальной терминологией.
Правильно выбирать время для сообщения, чтобы пациент проявлял интерес.
Следить за интонацией своего голоса.
Выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы слышали, но не кричать.
Выслушивать до конца;
Для контроля восприятия задавать открытые вопросы - начинающиеся со слов: «Скажите мене…?», «Где…?», «Когда…?», «»Почему…?».

Для эффективности письменной коммуникации необходимо:

Писать аккуратно (если плохой почерк – печатными буквами).
Выбирать правильный размер и цвет букв.
Убедиться, что в записке полная информация.
Писать грамотно.
Выбирать понятные, простые слова.
Обязательно подписывать сообщение.






Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты,
а 38% - через интонации, модуляции голоса.
Следовательно, всего 7% информации передается устной речью.
Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.

Невербальные средства общения

Визуальные:

движение (перемещение всего тела в пространстве) и жесты (движение отдельных частей тела – головы, плеч, рук: различают жесты приветствия, прощания и др.); уверенный шаг медсестры демонстрирует благополучие, а иногда гнев, а медленный шаг – страх, тревогу, нерешительность.
позы – отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Бывают позы открытые – как знак согласия, доброжелательности и позы закрытые – воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики.

выражение лица, мимика. Пациенты смотрят на выражение лица медсестры во время беседы или выполнения манипуляции. Необходимо контролировать выражение своего лица, чтобы смягчить неприятные эмоции у пациента.

направление взгляда, визуальный контакт. Глаза – «зеркало души». Взгляд дополняет то, что недосказано словами и жестами. Взгляд «глаза в глаза» - важнейшее средство невербального общения.

кожные реакции:
покраснение, побледнение;



вспомогательные средства общения: признаки возраста, пола, одежда, прическа, косметика и др. Внешний вид медсестры – важнейший аспект невербальной коммуникации. Если она одета профессионально, пациент будет больше ей доверять.

Эмоции