ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже не заметно. И у каждого есть любимые и ненавистные герои или сюжеты , а мудрость из них, передаваемая из поколения в поколение , как нельзя лучше показывает воздействие на психику человека. Чтобы разобраться с этим и было разработано такое направление, как сказкотерапия.
Сказку используют и врачи и психологи и педагоги, а иногда и сами родители , в том числе молодые люди, заинтересованные в решении возникшей проблемы. И каждый находит в ней тот ресурс, который помогает ему решить его задачу. Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах, школах, психологических центрах, больницах.
Цели и задачи сказкотерапии- установка контакта между исследуемым и исследователем психологической проблемы, чтобы общение происходило на одном языке- языке метафор и сказок.
Сказкотепрапия - это направление практической психологии , использующее ресурсы сказки или сказочной истории для : воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов.
Сказкотерапия, на самом деле , самый древний метод воспитания и образования. В древние времена знания о мире , его истории и развитии передавались в форме сказок и мифов из уст в уста, неся с собой опыт, накопленный многими поколениями.
На сегодняшний день, к сожалению , многие люди утратили взгляд на сказки и мифы как на сильнейший источник исторического, психологического и воспитательного опыта , именно поэтому, термин «сказкотерапия» часто вызывает неоднозначную реакцию.
Сказкотерапия , используя именно метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самим собой, и построить гармоничные отношения с окружающими. Ведь именно метафора, лежащая в основе сказки выступает «волшебным зеркалом» реального мира и скрытого неосознанного внутреннего мира самого человека. Сказочная метафора оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Усвоение необходимых моделей поведения и реагирования , новых знаний о себе и мире происходит незаметно ,исподволь.
Сказка обычно выполняет 3 функции : диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка, т.е. может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка; также может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не может говорить вслух. Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. В случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов. Учитывая ,то , что современные дети зачастую меньше знакомы с классическими сказками , чем с новыми модными мультгероями, «супергероями» фильмов и телепередач мне все чаще приходится использовать в работе «современных персонажей» . В современном обществе разнообразие жанров все более увеличивается. Здесь встречаются и новые герои ,персонажи и популярные ныне программы ,передачи а также литературные издания : комиксы, журналы, игры и ,конечно же, в том числе , компьютерные, которые очень активно внедрились в нашу жизнь. На практике, мне часто приходится замечать, что с героями классических сказок знакомятся, в лучшем случае , в раннем детстве, а далее в их мир «вселяются» новые, современные компьютерные герои. Безусловно, это вызывает определенные трудности в работе с детьми, но метод сказкотерапии не становится от этого менее значительным и эффективным . Ведь остается главное- желание помочь ребенку.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок :
1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням : к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
1) о жизненно важных явлениях
2)о жизненных ценностях
3)о внутреннем мире автора ( в случае авторской сказки)
3. В сказке в символической форме содержится информация о том :
1)как устроен этот мир, кто его создал;
1.) что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
2.) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
3.) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
4.) какие «ловушки» ,искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справится;
5.) как приобретать и ценить дружбу и любовь;
6.) какими ценностями руководствоваться в жизни;
7.) как строить отношения с родителями и детьми;
8.) как бороться и прощать.
4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Нравственный иммунитет- способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
5. Сказки возвращают ребенка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Факторы эффективности сказкотерапии.
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1.) Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений ( самое большое , что может « позволить себе» жанр сказки- намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации) ;
2.) Отсутствие четких персонификаций ( главный герой в сказке-собирательный образ);
3.) Образность и метафоричность языка ( каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок , читая сказки, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент);
4.) Психологическая защищенность ( признак настоящей сказки – хороший конец);
5.) Наличие тайны и волшебства ( ребенок «вживляется» в повествование, он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами), т.е. он децентируется , встает на место другого и чувствует нечто, отличающееся от него самого, ощущает многогранность мира и свое Единство с ним).
Возможности работы со сказкой .
Сказка- богатый терапевтический материал и возможности, а соответственно и приемы работы с ней очень велики.
Первая особенность ,которую хочется отметить ,это та, что работа может проводиться индивидуально или коллективно ,в т.ч. группами как малыми , так и большими.
1. Индивидуальная работа вызывает меньше затруднений . Ребенку легче раскрыться и при правильном подходе даже самый замкнутый ребенок охотно идет на контакт.(Рассказ о Требушнем Вадиме)
2. Часто мы работаем малыми группами . Здесь особенно хочется отметить работу в парах. Если ребенок выбирает себе пару по желанию ,это одно, но вот если пара случайна… Здесь главной проблемой становится непринятие партнера.
3. Также мы работаем в группах по 3-4 человека . И ,конечно же , всей группой. Особенно любят дети работу « По кругу», когда надо что – то начать рисовать, лепить, делать аппликацию, а затем по моей команде (хлопку) рисунок передается следующему и он продолжает начатое. Работаем молча . И когда твой рисунок возвращается тебе, тут-то и начинается самое интересное . На первых этапах это возмущение и недовольство. Но мы учимся справляться со своими негативными эмоциями, которые, как выясняется, нам ни к чему. Приходим к выводу , что можно с юмором отнестись к тому, что вышло, можно что-то исправить (подрисовать, например), а можно посмотреть на все с другой стороны. Оказывается, что то, что казалось видом поросенка сзади , на самом деле воздушный шарик (стоит только сделать ниточку подлиннее), а злобный жук на цветочном поле – это вообще бабочка ( только она запуталась в терновнике).
И здесь нам опять на помощь приходит сказка. Потому что только в сказке ничего невозможного нет. И ни один ребенок еще ни разу не отказался представить себе сказку на своем рисунке, в своей поделке.
Возможности работы со сказкой безграничны.
1. Использование сказки как метафоры.
Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки.
Свободные ассоциации проявляются в рисунке , и дальше возможен анализ полученного графического материала.
Рисовать можно абсолютно все : что услышал, что почувствовал, портрет, образ, событие, мечту, фантазию, эмоцию. И особенно безграничны возможности рисования при работе со сказкой .
Нарисуй:
- кто из героев тебе больше всего понравился ( не понравился);
- что могло бы случиться , если бы …;
- другой конец сказки;
- что ты чувствуешь , когда слышишь эту сказку;
- себя в роли главного героя ( любимого героя);
- себя в этой сказке ;
- если бы я был Дедом Морозом ( Снегурочкой) ;
- если бы у меня была волшебная палочка, ковер-самолет, цветик- семицветик ( здесь можно указать желание на каждом лепестке) и т.д.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека , выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо- плохо»
Здесь очень важным является при характеристике кого-то или чего – то , при обсуждении какого-то поступка, события избегать самих слов «хорошо»-«плохо». Ведь в сказках , как и в жизни , мы сталкиваемся постоянно с относительностью этих понятий, а также их формальностью.
Очень мне нравится из года в год выполнять с детьми характеристику персонажей. Например: предлагаю выписать на доске в 2 столбика соответственно отрицательных и положительных героев сказок, которых знают дети. Естественно, возникает примерно следующая картина:
+ |
- |
Золушка |
Баба-Яга |
Василиса Премудрая |
Кощей Бессмертный |
Белоснежка |
Змей Горыныч |
Рапунцель |
Мачеха |
Русалочка и т.д. |
Злая колдунья и т.д. |
4. Проигрывание эпизодов сказки, что дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
Дети любят театр. Многие часто представляют себя на сцене. Поэтому «разыграть» что-то они всегда воспринимают «на Ура».
· Проиграть можно эпизод сказки и сказку целиком.
· Можно это сделать в костюмах и с реквизитами , а можно просто, например без слов , с помощью мимики или пантомимики; только жестами.
· Можно проиграть с помощью кукол, фигурок, в т.ч. самостоятельно изготовленными.
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии ,где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации, а также «дать характеристику «актеру».
5. Использование сказки как притчи- нравоучения .
Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки.(дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Виды творческих заданий не знают границ, они полны разнообразия, и снова – и снова открываю для себя их новые возможности.
1.)Конечно же, можно дописать любой сказочный сюжет, сказку в целом или какой-то эпизод. Причем «дописывание» может быть разных видов:
· Нарисовать :
· Проиграть как актеры на сцене;
· Проиграть с помощью игрушек , фигурок, карточек и т.д.;
· Написать;
· Рассказать друг другу;
· Можно «дописать» коллективно ,в индивидуальной работе и т.п.
Здесь особенно важно , чтобы каждый ребенок сам выбирал себе сказку. Если же работаем с одной сказкой, то здесь обращаю внимание на то, есть ли желание у ребенка работать с этой сказкой.
Как много мудрых мыслей мы можем подчерпнуть из сказок , о которых мы уже забываем : « Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее-остановись!» (Г.Цыферов «Паровозик из Ромашково»).
«Если вы всегда спешите, вы можете пропустить чудо!» (Л.Кэррол «Алиса в стране чудес»). «Она ,конечно, горяча, не спорь со мной напрасно. Но видишь ли, рубить сплеча не так уж безопасно!» (Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»)..
«Когда одна мечта сбылась , ты отправляешься за новой». (Рапунцель. Запутанная история»).
«Человеку мечты нужны не меньше ,чем воздух. Однако мечтами нужно не дышать -их нужно претворять в реальность.»( Э. Сафарли «Любовь со дна Босфора».)
В том числе с юмором (дети очень любят цитировать):
«Пустяки, дело- то житейское!»
« А мы тут плюшками балуемся»… (говорю детям, когда едят на занятиях или в неположенном месте);
«Спокойствие, только спокойствие» (успокаиваем друг друга. «Ку-ку! Ку-ку мой мальчик!» (если кто-то отвлекается). Эх Карлсон, не в пирожках счастье !...»Ты что с ума сошел? ! А в чем же еще?! ( «Малыш и Карлсон»)
«Лапы ломит и хвост отваливается , а на днях я линять начал» (если притворяется больным) («Трое из Простаквашино»).
«В школе учат, учат, еще и тут , в сказке навалились!»- ничего вы не понимаете в Царской жизни!»(кто-то не хочет работать, ленится) («Вовка в тридевятом царстве»)
«Человек собаке- друг -это знают все вокруг!»
« Я никак не пойму в чем секрет ! Мед если есть, то его сразу нет!» (Винни-Пух) и т.д.
Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Сказкотерапия- вылечит: повысит самооценку, снизит уровень тревожности и агрессивности , поможет найти правильные пути решения проблем, поможет преодолеть трудности и страхи. Таким образом сказочные события переносим мы в реальную жизнь.
«Для сказок не существует преград». Э.Сафарли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.