презентация может быть использована на занятиях по профориентации для знакомства учащихся с миром профессий (понятиями профессия, должность, типами и классами профессий). Презентация наглядно иллюстрирует многообразие мира профессий и особенности разных типов профессий. Позволяет составить формулу профессии для возможного профессионального самоопределения.
Мир профессий
Мир профессий
Выполнил:
Выполнил:
педагог-психолог
педагог-психолог
МБОУ « Подпорожская СОШ №
МБОУ « Подпорожская СОШ №
8» 8»
Кашин К.В.
Кашин К.В.
Цитата в тему.
Цитата в тему.
« Труд избавляет нас от трех
« Труд избавляет нас от трех
великих зол: скуки, порока, и
великих зол: скуки, порока, и
нужды».
нужды».
Вольтер.
Вольтер.
помочь сориентироваться в
помочь сориентироваться в
Цель исследования:
Цель исследования:
мире профессий.
мире профессий.
Задачи:
Задачи:
Определить основные типы и классы
Определить основные типы и классы
профессий.
профессий.
Научиться составлять формулы
Научиться составлять формулы
профессий.
профессий.
Выявить склонности к
Выявить склонности к
определенному профессиональному
определенному профессиональному
виду деятельности.
виду деятельности.
Понятие профессии.
Понятие профессии.
Профессия – это род деятельности,
Профессия – это род деятельности,
связанный с определенной областью
связанный с определенной областью
общественного производства ( педагог, врач,
общественного производства ( педагог, врач,
инженер).
инженер).
Специальность – вид занятий в рамках одной
Специальность – вид занятий в рамках одной
профессии ( учитель математики, врач-
профессии ( учитель математики, врач-
стоматолог, инженер-технолог ).
стоматолог, инженер-технолог ).
Должность – название статуса в структуре
Должность – название статуса в структуре
конкретного учреждения или предприятия
конкретного учреждения или предприятия
( директор, зав. отделом, начальник цеха, … ).
( директор, зав. отделом, начальник цеха, … ).
Типы профессии:
Типы профессии:
ЧТ Человек – техника
Обслуживание техники, ремонт, установка, наладка,
управление, производство, сборка и монтаж.
(слесарь, токарь, водитель, электрик, инженер, и.т.п.)
ЧП Человек – природа
Профессии, связанные с объектами природы
(фермер, зоолог, лесник, садовник, агроном, биолог…)
ЧЧ Человек – Человек
Воспитание, обучение, управление,
информирование, бытовое и
медицинское обслуживание.
(учитель, врач, журналист, продавец,
официант и.т.п.)
Типы профессий:
Типы профессий:
Ч – ХО Человек – Художественный образ
Занятия, связанные с искусством
(артист, писатель, музыкант, модельер,
фотограф, гравер …)
Ч – ЗС
Ч – ЗС
Человек – Знаковая система
Человек – Знаковая система
Объектами труда являются
Объектами труда являются
цифры, устная и письменная
цифры, устная и письменная
речь, знаки и символы и.т.п.
речь, знаки и символы и.т.п.
(программист, чертежник,
(программист, чертежник,
бухгалтер, печатник,
бухгалтер, печатник,
экономист, картограф,
экономист, картограф,
машинистка …)
машинистка …)
Классы профессий
Классы профессий
Класс профессий определяется по
Класс профессий определяется по
целям труда:
целям труда:
1.1. Г Г - Гностические (узнать, распознать,
- Гностические (узнать, распознать,
контролировать, оценивать, проверять).
контролировать, оценивать, проверять).
2.2. ПП - Преобразующие (любые воздействия
- Преобразующие (любые воздействия
на предмет труда с целью его
на предмет труда с целью его
изменения).
изменения).
3.3. И И - Изыскательские (изобрести,
- Изыскательские (изобрести,
придумать, найти решение).
придумать, найти решение).
Отделы и группы
Отделы и группы
профессий
профессий
Отделы профессий
Отделы профессий
определяются по орудиям
определяются по орудиям
труда и средствам
труда и средствам
производства:
производства:
– ручные орудия труда,
РР – ручные орудия труда,
механизированные ручные
механизированные ручные
инструменты и
инструменты и
приспособления.
приспособления.
ММ – механизированные,
– механизированные,
машины с ручным или
машины с ручным или
ножным управлением.
ножным управлением.
А А – автоматизированное
– автоматизированное
оборудование.
оборудование.
ФФ – функциональные, где
– функциональные, где
орудиями труда выступают
орудиями труда выступают
функциональные свойства
функциональные свойства
организма ( певцы,
организма ( певцы,
актеры…)
актеры…)
Группы профессий различают
Группы профессий различают
по условиям труда:
по условиям труда:
– обычные бытовые
ББ – обычные бытовые
условия
условия
– труд на открытом
О О – труд на открытом
воздухе
воздухе
Н Н – необычные условия
– необычные условия
труда
труда
(На высоте, под землей, под водой
(На высоте, под землей, под водой
и.т.п…)
и.т.п…)
ММ – труд с повышенной
– труд с повышенной
моральной
моральной
ответственностью за
ответственностью за
здоровье, воспитание и.т.д.
здоровье, воспитание и.т.д.
Формула профессии.
Формула профессии.
Характеристику любой профессии можно представить
в виде формулы, составленной из обозначений типа,
класса, отдела и группы, к которым она принадлежит.
НАПРИМЕР:
Художникконструктор (дизайнер)
ХО – И – Ф – Б
Водительавтобуса (шофер)
Т – П – М О
В мире профессий
В мире профессий
Ч – Т
Человек
техника
Ч – Ч
Человек
человек
Ч – П
Человек
природа
Ч – ХО
Человек –
Художеств
енный
образ
Ч – ЗС
Человек –
знаковая
система
Г
Гностические
П
Преобразующие
И
Изыскательские
Р
Ручной
труд
М
Машин
норучной
А
Автомати
зированный
Ф
Функциона
льный
Б
Обычные
помещения
О
На
открытом
воздухе
Н
В необычных
условиях
М
С повышенной
моральной
ответственностью
Выводы:
Выводы:
Таким образом, для правильного выбора
Таким образом, для правильного выбора
профессии необходимо:
профессии необходимо:
Хорошо ориентироваться в мире
Хорошо ориентироваться в мире
разнообразных профессий и рынке
разнообразных профессий и рынке
труда своего региона.
труда своего региона.
Уметь определять формулу выбранной
Уметь определять формулу выбранной
вами профессии
вами профессии
Соотносить формулу профессии со
Соотносить формулу профессии со
своими склонностями и
своими склонностями и
возможностями.
возможностями.
Литература:
Литература:
1.Твоя профессиональная карьера: программа курса / под ред.
1.Твоя профессиональная карьера: программа курса / под ред.
С.Н.Чистякова. – М. 2000.
С.Н.Чистякова. – М. 2000.
2.Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. ОУ / под
2.Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. ОУ / под
ред. С.Н.Чистякова. – М. 1998.
ред. С.Н.Чистякова. – М. 1998.
3. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /
3. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /
под ред. С.Н.Чистякова – М.1999.
под ред. С.Н.Чистякова – М.1999.
4. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной
4. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной
ориентации в предпрофильной подготовке школьников: УМП. / под
ориентации в предпрофильной подготовке школьников: УМП. / под
ред.
ред.
С.Н.Чистякова – М. 2003.
С.Н.Чистякова – М. 2003.
5. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения,
5. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения,
опросники.»- М.2005.
опросники.»- М.2005.
6. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг
6. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг
готовности к экзаменам.» - М.2005
готовности к экзаменам.» - М.2005
7. Селевко Г.К. Бабурина Н.И. Левина О.Г. «Найди себя» - М.2001.
7. Селевко Г.К. Бабурина Н.И. Левина О.Г. «Найди себя» - М.2001.
Смирнова Е.Е. « На пути к выбору профессии» - С-Пб. 2003.
Смирнова Е.Е. « На пути к выбору профессии» - С-Пб. 2003.
8. Климов Е.А. «Как выбирать профессию?» М. 1990.
8. Климов Е.А. «Как выбирать профессию?» М. 1990.