Презентация+текст на тему «Танцевальное искусство в России во второй половине XVIII века»
Оценка 4.6

Презентация+текст на тему «Танцевальное искусство в России во второй половине XVIII века»

Оценка 4.6
Презентации учебные
docx
музыка +1
Взрослым
16.01.2017
Презентация+текст на тему «Танцевальное искусство в России во  второй половине XVIII века»
Танц. и-во Рос. 2-я пол. 18 века.docx

Тема: «Танцевальное искусство в России во  второй половине XVIII века»

 

 

Презентация

 

В связи с ростом промышленности, развитием всероссийского рынка и внешней торговли в России резко возросла потребность в специально подготовленных грамотных людях. Без них не могли обходиться также армия, флот. В 1731 году в Петербурге было открыто привилегированное дворянское учебное заведение - Сухопутный Шляхетский кадетский корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета.

Предполагалось, что в будущем многие воспитанники корпуса займут видные государственные должности, а потому им будет необходимо знание всех правил светского обхождения. В связи с этим в учебном плане большое место отводилось изучению изящных искусств, в том числе и бального танца. В качестве танцмейстера корпуса в 1734 году был зачислен француз Жан Батист Ландэ, явившийся одним из основоположников постоянного профессионального хореографического образования в России.

 

Балетный спектакль, исполненный воспитанниками корпуса, восхитил императрицу Анну Иоанновну. К тому времени в Петербурге уже появлялись иностранные гастролеры с оперными и балетными постановками, однако собственной труппы при дворе не было, равно как не было и отечественных профессиональных артистов. Ланде, зная интерес государыни к всевозможным увеселениям, подал прошение о создании школы «театрального танцевания». 4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении Танцевальной Ея Величества школы. Этот день стал днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы – ныне Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 
В покоях старого Зимнего дворца, где находилась театральная зала для придворных представлений, выделили помещение, выбрали из «простых людей» двенадцать пригожих девочек и столько же стройных мальчиков. Их определили на казенное содержание и начали обучать «иноземной поступи».

 

Балет в те годы, как и раньше, не имел ничего общего с сюжетом спектакля и делился на выходы, знакомые русским еще со времен Алексея Михайловича и Петра I. Однако внешняя форма этих выходов, их исполнение и оформление значительно изменились. Так, танец был разделен на три основных вида: серьезный, полухарактерный и комический. 

По законам французской Академии, после каждого акта трагедии или комедии  давался «балет» с небольшим числом исполнителей, каждый раз иным, а в конце шел «большой балет», в котором участвовали исполнители всех выходов, шедших в данном спектакле. Установлен был и танцевальный костюм. Танцовщицы, исполнявшие серьезные танцы, носили платье с кринолином, из-под которого чуть виднелись носки туфель. В полухарактерных балетах к этим костюмам прибавлялись атрибуты, характеризующие танец, - серпы для крестьянского танца, корзиночки и лопатки для танца огородниц и т. п. Мужчины часто исполняли женские роли. В серьезных балетах танцовщики были одеты в парчовые, матерчатые кирасы и короткие юбки на камышовых каркасах, доходившие им до колен и носившие название «бочонков». На ноги надевались длинные чулки и короткие панталоны. Голова венчалась большим шлемом с перьями. Обувь как у женщин, так и у мужчин в серьезных танцах была на высоких каблуках. Исполнители серьезных танцев обязаны были носить круглые маски, закрывавшие все лицо. В России, где в танцах особенно ценилась мимика, маски, видимо, не привились, так как о них нигде не упоминается. Взамен этого вошло в обычай пудрить лицо цветной пудрой.


       Само собой разумеется, что одежда оказывала очень большое влияние на развитие танца. Тяжелый и неудобный костюм танцовщиц не позволял им делать быстрые и свободные движения, исключая возможность прыжка или даже незначительного отрыва ног от пола. Все это отодвигало женщину в балете на второй план. Ведущим в танце был мужчина, на долю которого выпадала и демонстрация виртуозности, и главный успех.

Первый выпуск состоялся в 1742 г. Вступившая на престол в 1741 году дочь Петра I Елизавета всем театральным жанрам предпочитала балет и больше всего любила танцы. В 1742 году она издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. 

На протяжении XVIII века в Школе преподавали исключительно французские и итальянские мастера, служившие при русском дворе. Одновременно с Ланде работал итальянец Антонио Ринальди, впоследствии сменивший французского танцмейстера на посту руководителя Школы (в 1748 году Ландэ скончался в Петербурге, и  в его лице русские артисты потеряли добросовестного и опытного руководителя и педагога). Основу обучения составляли менуэт и другие бальные танцы, господствовавшие на балетной сцене. Русские быстро усвоили менуэт, но избежали той манерности, вычурности и слащавости, которые придавали ему многие французские исполнители. Исключительная легкость и быстрота, с которой русские танцоры освоили все технические трудности и особенности как французского, так и венецианского сценического танца, отнюдь не являлись результатом только их способностей, а объяснялись тем, что в русской народной пляске характерными чертами исполнения женщин были благородство, изящество и грация, свойственные французской школе, а мужчин отличала высокая виртуозность, присущая итальянским исполнителям. Это позволяло русским артистам балета свободно пользоваться техническими приемами зарубежных школ, подчиняя их своим национальным художественным установкам. И хотя сценический танец XVIII века мало походил на классический танец современного балета, хореографическая техника основывалась на выворотности ног и строгой упорядоченности движений. Учеников постоянно привлекали для участия в придворных спектаклях.

Но бессюжетные, бездейственные выхода балета явно изжили себя в глазах не только русской, но и западноевропейской публики. Необходимость создать танцевальную пьесу ощущалась все сильнее и сильнее. Появился сюжетный  балет благодаря балетмейстеру австрийского придворного театра Францу Гильфердингу. Это способствовало творческому росту русских исполнителей и возбуждало интерес к этому роду искусства.

Все действие здесь раскрывалось средствами танца и пантомимы в сопровождении музыки. В отличие от итальянских комических балетов слово, как правило, исключалось из представления, а вокал допускался лишь в форме хорового пения (балет-пьеса).

Самостоятельный балет-пьеса по своему сюжету был наиболее близок русским взглядам на сущность танцевального представления. Эта форма хореографического спектакля явилась той основой, на которой мог расти и развиваться национальный балет.

Приехав в Россию в 60-е годы, балетмейстер Анжиолини сумел быстро определить интересы русского придворного общества. В первую очередь он постарался угодить Екатерине II. Зная ее «народные» вкусы, Анжиолини  поставил балет «Забавы о святках», построенный исключительно на русском национальном танце.

Воспитание отечественных исполнительских кадров в Петербурге в те годы заметно ухудшилось, так как Анжиолини уделял мало внимания работе в школе. Это объяснялось тем, что он в своей деятельности опирался по преимуществу на иностранцев, отодвигая русских на второй план.

Однако, несмотря на такое положение, русские артисты балета не только упорно боролись за признание, но и продолжали постепенно вырабатывать свою национальную школу сценического танца.

Русские танцоры выступали и в операх, либретто которых сочиняла Екатерина II. В этих операх были танцевальные сцены (опера-балет).

Последняя четверть XVIII столетия характеризовалась быстрым ростом культурного уровня широких кругов русской интеллигенции. Театр, который при Петре I посещался почти по принуждению, теперь стал любимым развлечением сначала столичного, а затем и провинциального общества. Это способствовало появлению в крупных городах общедоступных коммерческих театров.

Каменный театр (Большой театр) — первое постоянное театральное здание в Петербурге. Открытие театра состоялось в 1783 году.

Здание Каменного театра было одним из крупнейших в России 18 века (вмещало около 2000 зрителей). В театре регулярно давались оперные и балетные, а также драматические  спектакли, проводились концерты, утренники, балы и маскарады. С момента основания в состав труппы городского театра входила балетная группа. В 1783 году она состояла из 13 мужчин и 9 женщин. Все они были русскими. Эти артисты чувствовали себя в городском театре гораздо свободнее, чем их товарищи, работавшие на придворной сцене. Здесь отсутствовало засилие иностранцев и даже часть постановочной работы велась русскими

 

Тем временем Анжиолини  всё меньше внимания обращал на школу, и уровень преподавания в ней снизился. Все это заставило правительство обратить серьезное внимание на школу и в 1783 году выписать из-за границы итальянского артиста балета Иосифа Канциани. За восемь лет своей педагогической деятельности Канциани сумел не только выправить положение в Петербургской школе, но и воспитать новые, значительно более подготовленные кадры русских артистов балета.

Москва — вторая столица тоже не должна была отстать в театральных веяниях, о чём вышел специальный Высочайший указ. В 1773 году было решено устроить балетную школу при Московском Воспитательном     (сиротском доме). В 1779 году педагог Л. Парадиз подготовил первый выпуск воспитанников. Тем самым было положено основание ныне существующего Московского академического хореографического училища.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: « Танцевальное искусство в

Тема: « Танцевальное искусство в

Установлен был и танцевальный костюм

Установлен был и танцевальный костюм

Это позволяло русским артистам балета свободно пользоваться техническими приемами зарубежных школ, подчиняя их своим национальным художественным установкам

Это позволяло русским артистам балета свободно пользоваться техническими приемами зарубежных школ, подчиняя их своим национальным художественным установкам

Каменный театр (Большой театр) — первое постоянное театральное здание в

Каменный театр (Большой театр) — первое постоянное театральное здание в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017