Тема: «Танцевальное искусство в России во второй половине XVIII века»
Презентация
В связи с
ростом промышленности, развитием всероссийского рынка и внешней торговли в
России резко возросла потребность в специально подготовленных грамотных людях.
Без них не могли обходиться также армия, флот. В 1731 году в Петербурге было
открыто привилегированное дворянское учебное заведение - Сухопутный Шляхетский
кадетский корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета.
Предполагалось, что в будущем многие
воспитанники корпуса займут видные государственные должности, а потому им будет
необходимо знание всех правил светского обхождения. В связи с этим в учебном
плане большое место отводилось изучению изящных искусств, в том числе и
бального танца. В качестве танцмейстера корпуса в 1734 году был зачислен
француз Жан Батист Ландэ, явившийся одним из основоположников постоянного
профессионального хореографического образования в России.
Балетный спектакль, исполненный воспитанниками
корпуса, восхитил императрицу Анну Иоанновну. К тому времени в Петербурге уже
появлялись иностранные гастролеры с оперными и балетными постановками, однако
собственной труппы при дворе не было, равно как не было и отечественных
профессиональных артистов. Ланде, зная интерес государыни к всевозможным
увеселениям, подал прошение о создании школы «театрального танцевания». 4 мая 1738 года Анна Иоанновна
подписала указ об учреждении Танцевальной Ея Величества школы. Этот день стал
днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы – ныне
Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.
В покоях старого Зимнего дворца, где находилась
театральная зала для придворных представлений, выделили помещение, выбрали из
«простых людей» двенадцать пригожих девочек и столько же стройных мальчиков. Их
определили на казенное содержание и начали обучать «иноземной поступи».
Балет в те годы, как и раньше, не имел ничего общего с сюжетом спектакля и делился на выходы, знакомые русским еще со времен Алексея Михайловича и Петра I. Однако внешняя форма этих выходов, их исполнение и оформление значительно изменились. Так, танец был разделен на три основных вида: серьезный, полухарактерный и комический.
По законам французской Академии, после каждого акта трагедии или комедии давался «балет» с небольшим числом исполнителей, каждый раз иным, а в конце шел «большой балет», в котором участвовали исполнители всех выходов, шедших в данном спектакле. Установлен был и танцевальный костюм. Танцовщицы, исполнявшие серьезные танцы, носили платье с кринолином, из-под которого чуть виднелись носки туфель. В полухарактерных балетах к этим костюмам прибавлялись атрибуты, характеризующие танец, - серпы для крестьянского танца, корзиночки и лопатки для танца огородниц и т. п. Мужчины часто исполняли женские роли. В серьезных балетах танцовщики были одеты в парчовые, матерчатые кирасы и короткие юбки на камышовых каркасах, доходившие им до колен и носившие название «бочонков». На ноги надевались длинные чулки и короткие панталоны. Голова венчалась большим шлемом с перьями. Обувь как у женщин, так и у мужчин в серьезных танцах была на высоких каблуках. Исполнители серьезных танцев обязаны были носить круглые маски, закрывавшие все лицо. В России, где в танцах особенно ценилась мимика, маски, видимо, не привились, так как о них нигде не упоминается. Взамен этого вошло в обычай пудрить лицо цветной пудрой.
Само собой разумеется, что одежда
оказывала очень большое влияние на развитие танца. Тяжелый и неудобный костюм
танцовщиц не позволял им делать быстрые и свободные движения, исключая
возможность прыжка или даже незначительного отрыва ног от пола. Все это
отодвигало женщину в балете на второй план. Ведущим в танце был мужчина,
на долю которого выпадала и демонстрация виртуозности, и главный успех.
Первый выпуск состоялся в 1742 г. Вступившая на престол в 1741 году дочь Петра I Елизавета всем театральным жанрам предпочитала балет и больше всего любила танцы. В 1742 году она издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы.
На протяжении XVIII века в Школе преподавали исключительно французские и итальянские мастера, служившие при русском дворе. Одновременно с Ланде работал итальянец Антонио Ринальди, впоследствии сменивший французского танцмейстера на посту руководителя Школы (в 1748 году Ландэ скончался в Петербурге, и в его лице русские артисты потеряли добросовестного и опытного руководителя и педагога). Основу обучения составляли менуэт и другие бальные танцы, господствовавшие на балетной сцене. Русские быстро усвоили менуэт, но избежали той манерности, вычурности и слащавости, которые придавали ему многие французские исполнители. Исключительная легкость и быстрота, с которой русские танцоры освоили все технические трудности и особенности как французского, так и венецианского сценического танца, отнюдь не являлись результатом только их способностей, а объяснялись тем, что в русской народной пляске характерными чертами исполнения женщин были благородство, изящество и грация, свойственные французской школе, а мужчин отличала высокая виртуозность, присущая итальянским исполнителям. Это позволяло русским артистам балета свободно пользоваться техническими приемами зарубежных школ, подчиняя их своим национальным художественным установкам. И хотя сценический танец XVIII века мало походил на классический танец современного балета, хореографическая техника основывалась на выворотности ног и строгой упорядоченности движений. Учеников постоянно привлекали для участия в придворных спектаклях.
Но бессюжетные, бездейственные выхода балета явно изжили себя в глазах не только русской, но и западноевропейской публики. Необходимость создать танцевальную пьесу ощущалась все сильнее и сильнее. Появился сюжетный балет благодаря балетмейстеру австрийского придворного театра Францу Гильфердингу. Это способствовало творческому росту русских исполнителей и возбуждало интерес к этому роду искусства.
Все действие здесь раскрывалось средствами танца и пантомимы в сопровождении музыки. В отличие от итальянских комических балетов слово, как правило, исключалось из представления, а вокал допускался лишь в форме хорового пения (балет-пьеса).
Самостоятельный балет-пьеса по своему сюжету был наиболее близок русским взглядам на сущность танцевального представления. Эта форма хореографического спектакля явилась той основой, на которой мог расти и развиваться национальный балет.
Приехав в Россию в 60-е годы, балетмейстер Анжиолини сумел быстро определить интересы русского придворного общества. В первую очередь он постарался угодить Екатерине II. Зная ее «народные» вкусы, Анжиолини поставил балет «Забавы о святках», построенный исключительно на русском национальном танце.
Воспитание отечественных исполнительских кадров в Петербурге в те годы заметно ухудшилось, так как Анжиолини уделял мало внимания работе в школе. Это объяснялось тем, что он в своей деятельности опирался по преимуществу на иностранцев, отодвигая русских на второй план.
Однако, несмотря на такое положение, русские
артисты балета не только упорно боролись за признание, но и продолжали
постепенно вырабатывать свою национальную школу сценического танца.
Русские танцоры выступали и в операх,
либретто которых сочиняла Екатерина II. В этих операх были танцевальные сцены (опера-балет).
Последняя четверть XVIII столетия характеризовалась быстрым ростом культурного уровня широких кругов русской интеллигенции. Театр, который при Петре I посещался почти по принуждению, теперь стал любимым развлечением сначала столичного, а затем и провинциального общества. Это способствовало появлению в крупных городах общедоступных коммерческих театров.
Каменный театр (Большой театр) — первое постоянное театральное здание в Петербурге. Открытие театра состоялось в 1783 году.
Здание Каменного театра было одним из крупнейших в России 18 века (вмещало около 2000 зрителей). В театре регулярно давались оперные и балетные, а также драматические спектакли, проводились концерты, утренники, балы и маскарады. С момента основания в состав труппы городского театра входила балетная группа. В 1783 году она состояла из 13 мужчин и 9 женщин. Все они были русскими. Эти артисты чувствовали себя в городском театре гораздо свободнее, чем их товарищи, работавшие на придворной сцене. Здесь отсутствовало засилие иностранцев и даже часть постановочной работы велась русскими
Тем временем Анжиолини всё
меньше внимания обращал на школу, и уровень преподавания в ней снизился. Все это заставило правительство
обратить серьезное внимание на школу и в 1783 году выписать из-за границы
итальянского артиста балета Иосифа Канциани. За восемь лет своей
педагогической деятельности Канциани сумел не только выправить положение в
Петербургской школе, но и воспитать новые, значительно более подготовленные
кадры русских артистов балета.
Москва — вторая столица тоже не должна была отстать в театральных веяниях, о чём вышел специальный Высочайший указ. В 1773 году было решено устроить балетную школу при Московском Воспитательном (сиротском доме). В 1779 году педагог Л. Парадиз подготовил первый выпуск воспитанников. Тем самым было положено основание ныне существующего Московского академического хореографического училища.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.