ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ИЗ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ МИРА – ТАКОВ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА, ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ
«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВСЯКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ ЛЕЖИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОСТОЯННО НАПОМИНАТЬ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ, ЧТО МЕДИЦИНА ДОЛЖНА СЛУЖИТЬ ПОЛЬЗЕ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, А НЕ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ – ПОЛЬЗЕ МЕДИЦИНЫ…»
(хирург-онколог Н.Н. Петров)
Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников.
Медицинская этика тесно связана с медицинской деонтологией.
Медицинская деонтология – это совокупность нравственных норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. То есть деонтология предусматривает нормы взаимоотношения с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем – взаимоотношения с больным, с родственниками, здоровыми людьми. Два эти направления тесно связаны между собой.
Необходимым условием выполнения профессионального долга являются личные качества медицинского работника:
Моральные качества – сострадательность, чуткость, доброжелательность, терпение, вежливость, оптимизм.
Эстетические качества – опрятность, аккуратность, отсутствие вредных привычек.
Интеллектуальные качества – эрудиция, наблюдательность, логичность мышления, стремление к самосовершенствованию и осмысленности в работе.
Профессиональные навыки и умения – квалифицированное владение всеми необходимыми навыками проведения лечебных и диагностических процедур.
Общение с пациентами является одним из главных элементов лечебного процесса. Поэтому важной задачей медицинской сестры является понимание особенностей личности, жизненных целей, установок и мотивов больного человека, а также возможность прогнозирования реагирования на различные ситуации, возникающие в процессе лечения. Медсестра проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Именно к медицинской сестре в первую очередь больной обращается за сочувствием.
Существуют общие деонтологические нормы, обязательные для медицинских сестер, работающих с больными различных клинических профилей. Соблюдение этих норм обеспечивает оптимальные условия взаимоотношений средних медработников и больных на всех стадиях лечебно-диагностического процесса.
Общей деонтологической нормой во взаимоотношениях сестры и больного является индивидуальный подход к нему на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Такой нешаблонный подход к больному требует учета его психологии, личностных особенностей. Только при хорошо продуманном подходе медицинской сестре удается установить именно такой профессиональный контакт с больным, без которого дальнейшее общение с ним будет затруднительным.
Больные старших возрастных групп отличаются рядом особенностей. Им присуще чувство беспомощности и зависимости.
Такие больные более беспокойны, ранимы, хотят убедиться, что о них не забыли, и часто обращаются к медсестрам. Все это требует от медперсонала особого терпения, вежливости, внимания. Нужно установить контакт с человеком зрелого возраста. Медицинская сестра должна иметь специальные знания по этико-деонтологическим особенностям и обладать рядом личностных качеств.
В терапевтических отделениях, как правило, находятся больные самого различного профиля – с заболеванием сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и другие.
Например, особого внимания заслуживает психотическое состояние людей, страдающих гипертонической болезнью. Больные не ориентируются в окружающем, с трудом отвечают на поставленные вопросы, иногда появляется нарушение речи, развивается тревожно-беспокойное состояние.
К многочисленным жалобам и просьбам больных нужно относиться терпимо, проявлять психотерапевтический подход, который является одним из важнейших методов лечебного воздействия. Свою психотерапевтическую тактику нужно согласовать с врачом, выяснить, как лучше отвечать на различные просьбы больных, какие лекарства следует давать.
Тактика медработника в клинике хирургических болезней
Хирургия относится к той области медицины, где значение практических навыков медперсонала исключительно велико.
В операционной ведущая роль отводится врачам – хирургам и анестезиологам.
В предоперационный и особенно в послеоперационный периоды многое зависит от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персонала. Операция – это начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание.
К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, последствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», которую охотно предоставляют больные, перенесшие операции и, как правило, преувеличивающие все происшедшее с ними.
Целесообразно провести беседу с больными, перенесшими операцию, о неблагоприятном воздействии их рассказов. При подготовке к операции очень важно установить контакт с больным, в ходе беседы узнать о характере его страхов и успокоить его, постараться изменить отношение к предстоящей операции.
Необходимо вырабатывать определенный стиль общения с больными в зависимости от их психологических особенностей, интеллекта, образования, культурного уровня.
С больным нужно быть добрым, но не «добреньким», никакой сентиментальности и слащавости. Обращаться по имени и отчеству, а не по фамилии или «бабуля», «дедуля», «больной», «больная». Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности. Смотрите в глаза пациенту, улыбайтесь. Говорите не торопливо, доходчиво, положительной интонацией вашего голоса. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Поведение медперсонала должно внушать к нему уважение, создавать уверенность в его опытности, в том, что ему можно смело доверить свое здоровье и жизнь. Всем своим поведением нужно завоевать доверие больного. Взаимоотношения медицинских работников с пациентами должны быть партнерскими. Надежность партнера зачастую определяет успех лечения, операции, диагностической или профилактической процедуры.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТНОСТЬ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕСИИ
Профессиональная честность в медицинской профессии нужна больше, чем в любой другой , ибо мы имеем дело с больным человеком. Доверяя нам здоровье, больной должен твердо быть уверен, что получит необходимую помощь в полном объеме.
Медицинская сестра своими действиями не должна наносить вреда больному. Деонтологическое требование «НЕ ВРЕДИ» своими корнями уходит глубокую древность. Еще Гиппократ в своей знаменитой «КЛЯТВЕ» предостерегал врача от причинения больному «… всякого вреда и несправедливости..» Это деонтологическое требование не потеряло, а наоборот, приобрело особую актуальность в наше время.
Всесторонняя технизация лечебно- диагностического процесса таит в себе не меньшую опасность для больного. Вот почему так повышается ответственность медицинских сестер за свою профессиональную деятельность, так актуально звучит сегодня требование не причинять больному никакого вреда.
Необходимо добиваться, чтобы больной стал «союзником» медработника, тогда с болезнью будет легче справиться. Основой надлежащего контакта сестры и больного являются профессиональные знания и совершенные практические навыки в выполнении процедур и приемов ухода за больными. Для этого сестра должна постоянно учиться, перенимать опыт своих коллег, следить за медицинской литературой.
В атмосфере недоверия больного к сестре каждое ее слово, жест или действие будут восприниматься и рассматриваться как проявление враждебности и даже угрозы его здоровью. Вот почему необходимо совершенствовать хороший стиль работы, составными элементами которого должны быть вежливость, нежность, терпение.
Выдержка и профессиональный долг должны помочь медсестре остаться спокойной и тактичной . В этих случаях нужно быть твердой, но предельно вежливой. Медсестра не должна давать обещаний полного выздоровления, особенно при хронических заболеваниях, но следует вселять больному надежду на улучшение состояния.
УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОЛЬНОМУ
Важной стороной взаимоотношений сестры и больного является умение хранить его тайны. Сестре не следует, придя в палату, неодобрительно отзываться о поведении больных других палат, рассказывать их жалобы, обвинять в неблагодарности или капризности. Больной должен быть уверен, что все сказанное сестре останется тайной для окружающих и может стать известным только лечащему врачу.
Больных не стоит посвящать в трудности и сложности своей работы, ни в коем случае нельзя рассказывать о наличии в отделении безнадежных или умирающих больных и других событиях, которые могут отрицательно сказаться на настроении и самочувствии больных.
Медицинская сестра должна уметь терпеливо выслушать больного, даже если он повторяется неоднократно. Надо дать больному изложить все, что он хочет рассказать. При этом внимание сестры должно быть не напускным, а естественным. При беседе с больным не следует посматривать на часы и этим показывать, что вы куда – то торопитесь. Не следует вслух выражать сожаление, что больной поздно обратился за лечением и что ему в связи с этим трудно помочь. Действия медсестры даже у неизлечимого больного должны оставаться четкими и уверенными, укрепляющими надежду на выздоровление.
СЛОВО МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Слово сестры должно нести только нужную информацию, успокаивать, снимать эмоциональную напряженность, ободрять.
Всегда следует помнить, что неосторожно высказанное подозрение о несуществующей болезни может быть причиной стойкого ятрогенного заболевания, избавиться от которого бывает очень трудно. В беседах необходимо избегать выражений, таких как: «Ваш внешний вид мне не нравиться», «усилившиеся боли в животе могут говорить о начавшемся послеоперационном осложнении», «Вы лечились не у того специалиста».
Деонтологические требования к культуре слова медсестры предусматривают ряд конкретных положений, использование которых благоприятно скажется на ее взаимоотношениях с больным.
Больной должен относиться к словам медиков с безграничным доверием. Слово медсестры должно быть фактором психотерапии и психогигиены, особенно при проведении санитарно – просветительской беседы. Употреблять слова следует так, чтобы они явились свидетельством высокой общей и медицинской культуры. Наконец, важно научиться, когда этого требуют интересы больного, терпеливо молчать.
РАБОТА СЕСТРЫ В ЧАСЫ ПОСЕЩЕНИЯ БОЛЬНЫХ РОДСТВЕННИКАМИ
Контакты с родственниками больного всегда требуют большого такта, проявления сочувствия. Неблагоприятные сведения о больном должны сообщаться в понятной , доступной форме. Не сообщать важных сведений по телефону, а просить родственников приехать в больницу.
Сестра должна четко помнить что ответы на вопросы по поводу диагноза, тяжести состояния больного и прогнозе, вправе давать только врач.
Сестра обязана проследить, чтобы посетители не перегружали больного «новостями», которые могут вызвать отрицательную реакцию, чтобы долго не оставались в палате и не переутомляли больного посторонними разговорами.
Последним этапом общения сестры и больного является момент его выписки из больницы.
В этот день сестра должна проявить максимум внимания и заботы о больном, чтобы у него осталось самое хорошее впечатление о больнице и ее сотрудниках, чтобы он не испытал никаких затруднений при получении выписных документов и личных вещей. Нужно сделать так, чтобы больной и родственники при желании могли высказать слова благодарности тем, кто его выхаживал.
В процессе таких взаимоотношений формируется коллектив – объединение людей, связанных постоянной совместной работой или деятельностью.
Медицинский коллектив – это больница, и поликлиника, отделения и лаборатория, бригада скорой помощи. Коллектив может состоять из отдельных и совсем не одинаковых по возрасту, психологии, культуре, знаниям, опыту личностей. Эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном на основании сотрудничества лечении пациента.
Для коллектива, где все подразделения тесно взаимосвязаны, и, от качества работы каждого сотрудника зависит общий успех дела, это является особенно важным, т.к. способствует созданию здоровой эмоциональной атмосферы и морального климата. Только в учреждении, где все звенья работают слаженно, квалифицированно и с полной отдачей сил, больные получают полноценную медицинскую помощь.
Формирование этико-деонтологической культуры медицинских сестер – процесс длительный, многоплановый, включающий ряд этапов. Он должен осуществляться в ходе повседневной работы в больнице.
Методы работы могут быть самыми разнообразными:
личная беседа
выступление перед аудиторией
доклад
утренние врачебные и сестринские конференции;
административные обходы палат;
производственные собрания;
средства массовой информации, информационные бюллетни;
проведение конкурсов: «Лучший по профессии», «Лучший сестринский пост»;
научные сестринские конференции;
наставничество
Основными формами в коллективе являются:
Утренние сестринские конференции имеют важное воспитательное и обучающее значение в отношении этики и деонтологии, отражают повседневную тактику.
На конференциях оценивают деятельность младшего и среднего медперсонала за истекшие сутки, отмечают положительные примеры самостоятельной работы медсестер, указывают на явные нарушения деонтологических принципов.
Большими преимуществами утренних конференций как формы деонтологического воспитания являются конкретность, актуальность, оперативность. Факты, обсужденные на конференции, могут стать в дальнейшем богатым материалом для других форм работы.
Если организация ценит заслуги своих кадров, она получает преданного, высокомотивированного, продуктивного работника.
Никто и ничто не может принести большую пользу имиджу организации, чем сотрудники, которые гордятся своей работой в нем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.