данная презентация является иллюстрированным материалом к заключительному уроку по теме "Антропогенез" в 11 классе. На данном уроке проводится дифференцированный контроль знаний учащихся, так как не все ученики 11 класса сдают экзамен по биологии во время итоговой аттестации. Задания для работы взяты из базы заданий для подготовки к итоговой аттестации.презентация к обобщающему уроку по биологии в 11 классе по теме "Антропогенез"
Обобщающий урок по теме
«Антропогенез».
Кто впервые поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?
Кто впервые высказал гипотезу происхождения человека от обезьян, но
не смог ее доказать научно?
Кто доказал на большом фактическом материале происхождение
человека от обезьян?
Кто раскрыл роль социальных факторов в эволюции человека?
К.Линней
(17071778)
Ж.Б.Ламарк
(17441829)
Ч. Дарвин
(18091882)
Ф. Энгельс
(18201895)
500 700 тыс. л.н.
Vгм = 1000 см3
10 – 12 млн. л.н.
Vгм = 550 см3
1 млн. л.н.
Vгм = 800900 см3
30 40 тыс. л.н.
Vгм = 16001800 см3
100 200 тыс. л.н.
Vгм = 1500 см3
Движущие силы
антропогенеза
• 1 вариант – биологические
• 2 вариант социальные
Рассмотреть рисунок. Какие социальные факторы антропогенеза
представлены на рисунке? Какова роль социальных факторов в эволюции
человека?
Задание № 23. Задание с изображением
биологического объекта (рисунок, схем,
графиков и д.р.).
• Представители, каких рас изображены на рисунке цифрами
14? По каким морфологическим признакам они
отличаются друг от друга? Почему представители данных
рас людей относятся к одному виду?
Эталон ответа на задание № 23
1. негроидная, австралоидная, европеоидная,
монголоидная.
2. цвету кожи, цвету и структуре волос,
разрезу газ, форме носа.
3. одинаковый набор хромосом и генов,
возможны межрасовые браки и рождение
плодовитого потомства, одинаковая степень
развития интеллекта.
Задание № 24. Задание на анализ
биологической информации.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите
предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у
них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это органы,
утратившие в процессе эволюции свое первоначальное
значение. 3. К рудиментам человека относят зубы
мудрости, аппендикс, полимастию, гипертрихоз. 4.
Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5.
Они проявляются при нарушении индивидуального
развития человека – филогенеза. 6. Рудименты и атавизмы
являются эмбриологическими доказательствами
происхождения человека от животных.
Эталон ответа на задание № 24
Ошибки допущены в предложениях:
№3. Полимастия и гипертрихоз — это примеры
атавизмов человека.
№5.Они проявляются при нарушении
индивидуального развития человека –
онтогенеза.
№6.Рудименты и атавизмы являются
сравнительноанатомическими доказательствами
происхождения человека от животных.
Задание № 25. Обобщение и применение
знаний о человеке и многообразии
организмов.
Чем доказывается принадлежность человека к
классу Млекопитающих? Назовите не менее
четырех признаков.
Эталон ответа на задание №25
1) выкармливает потомство молоком
2) кожа многослойная с различными
железами, имеют роговые образования –
волосы
3) зародыш развивается в матке
4) большие полушария покрыты корой мозга
5) наличие ушных раковин
Ответы к тесту:
1В 10А 19А
2В 11В
3А 12Б
4В 13В
5Б 14А
6А 15А
7А 16Б
8Б 17А
9Б 18Б
Задание №28.Решение задач по генетике на применение
знаний в новой ситуации.
Признаки, определяющие группу крови и резусфактор, не
сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями
одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по
отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют
рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет
доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет
доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две
доминантные аллели IAIB. Положительный резусфактор
(R) доминирует над отрицательным резус – фактором r. У
отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у
матери – первая группа и положительный резус
(гетерозигота). Составьте схему решения задачи.
Определите возможные генотипы родителей, возможные
группы крови, резусфактор и генотипы детей. Объясните
полученные результаты. Какой закон наследственности
проявится в этом случае?