Урок русского языка в 7 классе № 15
Тема: Причастный оборот.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
· дать понятие о причастном обороте;
· формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
· рассмотреть условия обособления причастного оборота;
· показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
· способствовать развитию логического мышления;
· развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
· развивать умение мыслить самостоятельно;
· развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
· способствовать воспитанию культуры общения;
· продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
· воспитывать любовь к русскому языку.
· формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мобилизующий этап.
– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом. Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
III. Этап формулирования темы урока и целей урока.
Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по теме.
IV. Актуализация знаний по теме.
Фронтальный опрос:
– Что такое причастие?
– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием: глагол + слово который).
– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
V. Проверка домашнего задания.
VI. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель:
от движущейся колонны отразившаяся в озере
к отворившейся калитке собирающиеся в стаи
– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
– Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.
– Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.
– Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).
Распределительный диктант.
– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:
X |
|
X |
а) прич. |
+сущ., б) прич. + |
сущ. |
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.
Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
За полем расположена усадьба, заросшая цветами.
Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
– Найдите причастные обороты
– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).
– Обозначим это графически.
– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).
– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.
– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).
– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.
– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.34), прочитайте правило.
Подведем итог:
– Что такое причастный оборот?
– Что такое определяемое слово?
– Каким членом предложения является причастный оборот?
– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?
Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий (знакомство с алгоритмом в памятках).
VII. Физминутка
VIII. Закрепление изученного материала
Упражнение 63 (устно по цепочке).
Упражнение 64.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Какие открытия были совершены?
– Определим, какие цели урока уже реализованы.
Ученики:
Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
X. Домашнее задание: пар. 9, упр.66.
XI. Выставление отметок за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.