Причастный оборот
Оценка 4.8

Причастный оборот

Оценка 4.8
docx
29.05.2021
Причастный оборот
15.Причастный оборот..docx

Урок русского языка в 7 классе № 15

Тема: Причастный оборот.

Тип урока: урок-исследование нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

·                                        дать понятие о причастном обороте;

·       формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;

·       рассмотреть условия обособления причастного оборота;

·       показать роль причастного оборота в речи.

Развивающие:

·       способствовать развитию логического мышления;

·       развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать,      делать выводы;

·       развивать умение мыслить самостоятельно;

·       развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные:

·       способствовать воспитанию культуры общения;

·       продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

·       воспитывать любовь к русскому языку.

·       формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач

Ход урока

I. Оргмомент. 

II. Мобилизующий этап.

– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом.  Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.

III. Этап формулирования темы урока и целей урока.

Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по теме.

IV. Актуализация знаний по теме.

Фронтальный опрос:

– Что такое причастие? 

– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?

– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)

– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием: глагол + слово который).

– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)

– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).

– Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).

V. Проверка домашнего задания. 

VI. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы.

Учитель:

от движущейся колонны                      отразившаяся в озере

к отворившейся калитке                      собирающиеся в стаи

– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать? (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

 – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.

– Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.

– Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?

– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).

Распределительный диктант.

– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы:  

X

 

X

а) прич.

+сущ., б) прич. +

сущ.

– Какие из них можем назвать причастным оборотом?

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.

Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами.

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.

За полем расположена заросшая цветами усадьба.

– Найдите причастные обороты

– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).

– Обозначим это графически.

– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).

– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).

– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.

– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).

– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.         

– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.34), прочитайте правило.

Подведем итог:

– Что такое причастный оборот?

– Что такое определяемое слово?

– Каким членом предложения является причастный оборот?

– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

 Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий (знакомство с алгоритмом в памятках). 

VII. Физминутка

VIII. Закрепление изученного материала

Упражнение 63 (устно по цепочке).

Упражнение 64.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Сегодняшнее исследование успешно завершено!

– Какие открытия были совершены?

– Определим, какие цели урока уже реализованы.

Ученики:

Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);

Усвоили, как выделяется на письме  причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).

 X. Домашнее задание: пар. 9, упр.66.

XI. Выставление отметок за урок.


 

Урок русского языка в 7 классе № 15

Урок русского языка в 7 классе № 15

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021