Причины нарушения самоконтроля и значимость
в работе логопеда.
Учитель-логопед МДОАУ №11 г.Новокубанск
Е.А. Апанасова
Актуальность работы обусловлена тем, что в современной системе дошкольного образования основной трудностью процесса обучения является недостаточная сформированность навыков саморегуляции, волевых усилий, а также навык самоконтроля у воспитанников. Одним из главных вопросов исследования приходится роль самоконтроля в развитии речевой деятельности дошкольников. Это обусловлено тем, что самоконтроль выступает как важнейшая функция в своевременном обнаружении и предотвращении ошибок. Поэтому несформированность данной функции ведет к стойкой неуспеваемости и задержке развития.
В научных психологических исследованиях П.К. Анохина, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломоваи других самоконтроль рассматривается не только как компонент саморегуляции, но и как условие развития адекватной и целенаправленной психики.
Изучение самоконтроля в процессе обучения начинается в работах отечественных педагогов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптеров, К.Д. Ушинский). Трактуя самоконтроль как условие повышения эффективности обучения, они считали его одним из проявлений личности в процессе самопознания. По мнению учёных, выделение саморегуляции и самоконтроля как компонента учебной деятельности заключается в анализе и регулировании ее хода и результатов.
С.А. Дудникова исследовала формирование навыка самоконтроля в поведении дошкольников, Н.М Гнездова в процессах запоминания.
Операции самоконтроля речевой деятельности являются включенными в структуру всех речевых действий, играют существенную роль в осознанном усвоении языковых и речевых средств, формировании языковой компетентности и речевой коммуникации (П. К. Анохин, Т. В. Ахутина, П. Я. Гальперин, Ж. М. Глозман, С. Н. Карпова, А. Р. Лурия, М. И. Лисина, Л. С. Цветкова).
В ряде работ указываются особенности психофизического развития дошкольников с ОНР, среди которых выделяют быструю утомляемость и низкую работоспособность, а также состояние повышенной возбудимости, импульсивности, неусидчивости и наличие фоновых движений. В результате снижается внимание и задерживается формирование самоконтроля речевой функции.
И. Т. Власенко и Р. И. Мартынова указывают на ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации, снижение функций внимания, речеслуховой памяти, саморегуляции, самоконтроля у детей с легкими формами дизартрии. Они отмечают, что при сохранности познавательного интереса и предметно-практической деятельности у этой категории детей наблюдается своеобразие отдельных сторон психического развития, несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, незрелость самоорганизации, недостаточность саморегуляции, несформированность самоконтроля речевой деятельности.
В исследованиях С. В. Дьякова, С. П. Кондрашова, Е. М. Мастюковой, Т. С. Овчинниковой, Л. И. Ростягайловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной отражены специфические особенности произвольной деятельности у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: снижение познавательных интересов, целенаправленности и мотивации в деятельности, недостаточность различных сторон внимания, саморегуляции деятельности, несформированность операциональных компонентов, недостаточная сформированность произвольной регуляции деятельности. Исследователиотмечают, что на процесс и результаты решения мыслительных задач у таких детей влияет недостаток знаний и нарушение самоорганизации, эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость, негативизм (чаще речевой). Для детей характерно замедление темпа мыслительной деятельности, большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении операций мышления.
Существует огромное количество причин низкого самоконтроля: быстрая утомляемость истощаемость ЦНС; с педагогической точки зрения – это отсутствие внимания к развитию данного навыка в семье. Как следствие – это выше перечисленные проблемы.
Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только тогда когда их контролирует педагог и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, малопонятным.
Для детей, имеющих низкий уровень самоконтроля, характерно:
- мышечная (двигательная) слабость речевого аппарата (отсюда, сильное слюноотделение, открытый рот и высунутый язык);
- бедность и недифференцированность словаря;
- недостаточно сформирована грамматическая сторона речи и связная устная речь;
- недостатки и сложности в формировании фонетико-фонематической стороны речи, в формировании навыка чтения и письма.
Дети с сохранным интеллектом имеют потенциальные возможности усваивать предусмотренные программой знания. Для этого необходимо создать условия, адекватные психофизическому развитию детей.
По устранению данной проблемы использую разнообразные методы, приём, виды и формы работы. Ведущая форма – это игра. Она может быть сюжетной, сюжетно-ролевой, дидактической, настольной и т. д.
Работа по формированию речевого самоконтроля у детей с нарушением речи, состоит из трех этапов.
Подготовительный этап направлен на развитие модально специфических видов внимания и самоконтроля на основе активизации межполушарного взаимодействия.
Особое значение придается развитию зрительного внимания детей дошкольного возраста. Зрительный анализатор одним из первых начинает активно функционировать и создает основу для развития речевых реакций ребенка, т. е. формируется механизм координации зрительного, кинестетического слухового анализаторов. Поэтому стимуляция зрительного восприятия и внимания создает основу для формирования более сложных видов самоконтроля.
Для создания начальной положительной мотивации можно использовать упражнения, направленные на стимуляцию зрительного восприятия, таких как:
1. Кратковременную повторяющуюся демонстрацию ярких зрительных образов (отдельных геометрических фигур, основных цветов, узоров, отдельных предметных картинок, их серии) и их нахождение среди предложенных методом непосредственного зрительного соотнесения и памяти, называние демонстрируемых изображений;
2. Выделение изображения среди множества различных по цвету, форме, размеру, стилистике, контурных и пунктирных изображений, на зашумленной картинке.
3. Составление композиций на основе непосредственного зрительного соотнесения и по памяти.
4. Определение сходств и различий в изображениях.
5. Элементов картинки на основе зрительного соотношения с шаблонами.
6. Недостающих или ошибочных элементов изображения.
7. Зрительный диктант.
8. Лишнего или отсутствующего изображения в предложенном ряде.
Следующее направление коррекционно-педагогической деятельности подготовительного периода включает развитие слухомоторной координации и тренировку в ориентации звука в пространстве, совершенствование функций неречевого слухового гнозиса, формирование акустико-кинестетического восприятия и воспроизведение звуковых и графических ритмов, развитие речевого внимания на основе лексических игр и расширение объема слухоречевой памяти.
Кинестетический контроль осуществляется в процессе произнесения речевого высказывания одновременно с движением артикуляционных органов. По мере произнесения он подкрепляется слуховым контролем. Четкие кинестетические раздражения помогают ребенку правильно воспроизводить звуковую последовательность слова, замечать и исправлять ошибки произношения.
Для этого можно использовать игры на выполнение многошаговых инструкций по опорным символам, словесной инструкции, дифференциации и кинестетическому анализу состояния напряжения и расслабления в общей и мелкой моторике (кинезиологические упражнения, развитию кинестетического восприятия и анализа в мелкой пальчиковой, мимической и артикуляционной моторике в условиях предпороговых нагрузок (упражнения с дополнительной нагрузкой - резинкой, сжатием кистей рук в кулаки, гантелями, удержанием пальчиковой позы). Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими ритмичными.
Основной период работы состоит из трех этапов. Здесь используются различные приёмы интонационной стимуляции самоконтроля, кинестетического анализа, активизирующего самоконтроля на фонематическом уровне, звуко-буквенного анализа, позволяющего формировать координацию в работе слухоречевого и двигательно-кинестетического анализаторов. Они позволяют активизировать функции различения, запоминания и воспроизведения последовательности действий в процессе поэтапного усложнения деятельности.
1. Этап постановки звука. Здесь широко
используются знания детей, сформированные на подготовительной стадии: о
строении артикуляционного аппарата, об общих и дифференциальных признаках
фонем, воспроизведении правильной артикуляции звука и др.
Умение воспроизводить положения органов артикуляционного аппарата позволяет
более эффективно овладеть правильной артикуляцией звука (на основе как
кинестетических, так и слуховых ощущений, а также с привлечением зрительного
анализатора и тактильно-вибрационной чувствительности). Иначе говоря,
использование словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля
приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции
звукопроизношения.
2. Этап закрепления и автоматизации. Эта работа начинается с включения новой артикуляции в слог, слово, без длительного закрепления ее изолированного произношения. Слоги отрабатываются по традиционной методике (с учетом фонетически оптимальной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка особо акцентируется на приемах самоконтроля. Здесь используется метод интонационной стимуляции самоконтроля, метод кинестетического анализа, активизирующего самоконтроля на фонематическом уровне и др.
3. Этап дифференциации звуков. Работа базируется на усвоенном материале. Проводится дифференциация звуков как по артикуляторным, так и по акустическим характеристикам: выделяется дифференцируемая пара и уточняются опорные признаки при проговаривании слогов, слов, словосочетаний с ней.
На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (во всех режимных моментах, в повседневном общении и т.д.) Посредством внешнего контроля вводятся приобретенные навыки в самостоятельную речь.
Таким образом, поэтапное формирование функций самоконтроля на логопедических занятиях способствует повышению потенциала автоматизации и более эффективному закреплению сформированных умений и навыков в различных ситуациях речевого общения, а также позволяет учителю-логопеду значительно сократить сроки формирования правильного звукопроизношения, активизировать мыслительную деятельность, воспитать целенаправленность.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
3. 2. Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! - М., 2007. - 176с.
4. Криницына, Г. М. Исследования функций контроля и самоконтроля у дошкольников подготовительной группы с псевдобульбарной дизартрией, имеющих общее недоразвитие речи / Г. М. Криницына // Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Тюм. гос. ун-т. - Тюмень, 2006. - 0,6 п. л.
5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002. – 680с.
6. Михайлова Н.В. Развитие у детей старшего дошкольного возраста действий самоконтроля // Социально-педагогическая деятельность по защите дошкольного детства: Сборник научных статей. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 112с.
7. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа, 1988, №10
8. Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников // Дошкольное воспитание, 1994, № 10.
9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. - С. 155- 156.
Приложение 1.
Игры на улучшение навыков самоконтроля у дошкольников при автоматизации поставленных звуков.
Игра «На болоте».
Цель: автоматизация звука «Л» (в слогах, словах или предложениях – зависит от этапа автоматизации; речевой материал подбирается логопедом с учетом произносительных возможностей ребенка, максимально наполненный автоматизированным звуком и располагается в порядке усложнения).
Ребенку предъявляется сюжетная картинка с изображением болота и предметные картинки с изображением лягушек.
Затем предлагается повторить за логопедом слоги (слоговые ряды, слова и т.д.), следя за правильным произношением звука «Л». При этом ребенку объясняются условия игры:
I вариант: Если при повторении речевого материала допускается ошибка (звук пропускается или произносится неправильно), то на болото прискакивает лягушка. В конце игры ребенок наглядно видит, сколько он допустил ошибок и может сравнить свои результаты с предыдущими.
II вариант: На болоте уже сидят лягушки. Если ребенок повторяет речевой материал правильно, то лягушка исчезает. В результате на болоте не должно быть ни одной лягушки.
При любом варианте игры, ребенок старается, чтобы болото было без лягушек. Запоминает свои результаты, постоянно их сравнивает с предыдущими и радуется, если удалось в этот раз сделать меньше ошибок.
Игра «Остров сокровищ».
Цель: автоматизация любого поставленного звука.
Ребенку предъявляется сюжетная картинка с изображением острова в океане и предметные картинки: сундуки с сокровищами, корабли, пират.
I вариант: На побережье острова разложены картинки с изображением сундуков. Если при повторении речевого материала допускается ошибка (звук пропускается или произносится неправильно), то пират на корабле увозит сундуки с сокровищами с острова. В конце игры подсчитывается, сколько на острове осталось сундуков. Чем больше осталось, тем лучше, т.к. меньше пиратов смогли увезти с острова сундуки с сокровищами.
II вариант: Если ребенок повторяет речевой материал правильно, то пират привозит на остров сундуки с монетами. При этом изначально картинки с сундуками лежат на корабле. По окончанию игры подсчитывается количество привезенных сундуков. Чем больше сундуков оказалось на острове, тем лучше результат.
Игра «Джунгли».
Цель: автоматизация звука «Р».
Ребенку предъявляется сюжетная картинка с изображением джунглей и предметные картинки с тиграми.
I вариант: На сюжетную картинку раскладываются картинки с тиграми. Если при повторении речевого материала допускается ошибка (звук пропускается или произносится неправильно), то при каждой ошибке, из джунглей убегает тигр и ребенок одновременно с этим длительно произносит звук «Р». В конце игры видно, если в джунглях осталось много тигров, значит допускалось мало ошибок.
II вариант: Если ребенок повторяет речевой материал правильно, то тигр радуется, услышав его любимый звук, прибегает в джунгли и при этом рычит. (Ребенок длительно произносит данный звук). Если в конце игры ребенок видит много тигров на сюжетной картинке, значит допущено минимальное количество ошибок или их совсем нет. Количество предметных картинок с тиграми так же подсчитывается.
Игра «Прогулка в лес»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, согласованности движений, внимания и воображения.
Ход игр:
Детей приглашают прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.
Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.
Игра «Изобрази явление»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности и воображения.
Ход игры:
Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
Игра «Самолеты»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания
Ход игры:
Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».
Педагог говорит:
- Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
- Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды воспитателя. Так делается несколько раз.
Упражнение «Раз, два, три - говори!»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и памяти.
Ход:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Педагог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Педагог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три - говори!».
Картина дополняется поочередно всеми детьми.
Упражнение «Раз, два, три - говори!»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и памяти.
Ход:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Педагог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Педагог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три - говори!».
Картина дополняется поочередно всеми детьми.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания и эмоционально-выразительных движений.
Ход игры:
Педагог говорит:
А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как
медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.
Игра «Светофор»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, согласованности движений и внимания.
Ход игры:
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого - «гудеть» и маршировать на месте, зеленого - продолжать движение.
По окончании упражнения педагог говорит:
- А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» - сажать ребенка на стульчик.
Игра «Знаете ли вы цифры?»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Педагог говорит:
- Давайте посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.
Воспитатель рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают.
Игра «Знаете ли вы буквы?»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Педагог говорит:
- Давайте посмотрим, знаете ли вы буквы. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.
Педагог рисует в воздухе какую-нибудь букву, а через некоторое время дает команду: «Говори!». Дети хором отвечают.
Игра «Летает - не летает»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и умения выделять главные признаки предметов.
Ход игры:
Все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.
Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.
Игра «Море волнуется»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и эмоциональной выразительности, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход игры:
Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Педагог говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Педагог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.
Игра «Расскажем и покажем»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, слухового внимания и пространственного восприятия.
Ход игры:
Дети встают полукругом напротив педагога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.
Руку правую - на плечо,
Руку левую - на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую - на плечо,
Руку правую - на бочок.
Руки вверх, руки вниз,
И налево повернись.
Упражнение повторяется несколько раз.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля и слухового внимания.
Ход игры:
Дети строятся в ряд. Педагог берет мяч и встает напротив детей. (Расстояние между воспитателем и детьми - 5 шагов.)
Педагог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного - отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до педагога, становится ведущим.
Игра повторяется.
Игра: «Да» и «нет» не говори»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и речи.
Ход игры:
Дети садятся на стульчики. Педагог говорит:
- Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».
Воспитатель поочередно задает детям следующие вопросы:
- Ты сейчас дома?
- Тебе 6 лет?
- Ты учишься в школе?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
У тебя есть брат?
Ты вчера ходил в детский сад?
Ты умеешь кататься на велосипеде?
- Кошки умеют лаять?
- Яблоки растут на елке?
- Сейчас ночь? И т.п.
Если ре6енок употре6ляет при ответе слова «да» или «нет», педагог повторяет вопрос.
В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-3 вопроса.
Игра: «Слушай команду»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Педагог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.).
Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.
Игра: «Прошепчи ответ»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и мышления.
Ход игры:
Дети садятся на стульчики. Педагог говорит:
- Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.
Дети выполняют задание.
- Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.
Педагог задает следующие вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой сегодня день недели?
- Как называется город, в котором вы живете?
- Какое число следует за числом пять?
- Как называется детеныш коровы?
- Сколько лап у собаки?
- Сколько лап у двух собак? и т.п.
Игра: «Флажок»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Ход игры:
Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу педагога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется
.
Игра: «Сова»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий - «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек. По команде педагога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда педагог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».
Игра: «Руки-ноги»
Цель: развитие внимания и координации движений, снятие мышечного напряжения.
Ход игры:
Дети прыгают на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе – руки врозь.
Ноги врозь – руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе.
Ноги врозь – руки врозь.
Игра: «Буратино»
Цель: развитие внимания, координации движений, пространственного восприятия, снятие мышечного напряжения.
Ход игры:
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх + прыжок на правой ноге.
Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Игра: «Клубочек»
Цель: развитие самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход игры:
Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это клубочек волшебный. Как только дети начинают его сматывать, так сразу же успокаиваются.
Игра: «Послушай тишину»
Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие слухового внимания.
Ход игры:
Дети садятся на пол и закрывают глаза. Им предлагается последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
Игра: «Карлики и великаны»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
Ход игры:
По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Команды даются в быстром темпе, в произвольном порядке.
Игра: «Минута тишины»
Цель: развитие самоконтроля, временного восприятия.
Ход игры:
Детям предлагается точно одну минуту посидеть в тишине, при этом никто не должен разговаривать, ходить по группе тоже запрещается. Секундомер можно дать одному ребенку и показать, когда он должен будет сказать, что минута прошла.
Игра: «Кричалки – шепталки – молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции.
Ход игры:
Необходимы три силуэта ладони, сделанные из разноцветного картона: красный, желтый, зеленый. Это – сигналы. Когда педагог поднимает зеленую ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую – «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; красную – «молчалку» - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Игра: «Важные хлопки»
Цель: тренировка внимания и обучение контролю двигательной активности и тренировка внимания.
Ход игры:
Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз – дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); если ведущий хлопнет два раза – дети должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу); если ведущий хлопнет три раза – дети возобновляют ходьбу.
Игра: «Необычное приветствие»
Цель: развитие самоконтроля, переключения внимания, снятие мышечного напряжения.
Ход игры:
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Игра: «Пчелки»
Цель: развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности.
Ход игры:
Все участники превращаются в пчелок, которые «летают»№ и громко жужжат. По сигналу педагога: «ночь» - пчелки садятся и замирают. По сигналу педагога: «день» - «пчелки» снова летают и громко «жужжат».
Игра: «Костер»
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Ход игры:
Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду педагога. По команде «жарко» дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши.
Игра: «Сова»
Ход игры:
Ребенок – это мышка. Взрослый объявляет: «День наступает, все оживает». Ребенок может прыгать, бегать, до того момента, пока взрослый не объявит: «Ночь наступает, все замирает». Ребенок должен замереть в той позе, в которой он находится, если он пошевелится, «сова» может его поймать.
Игра: «Вопрос – ответ»
Ход игры:
Взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок должен ответить на них, но не сразу, а только тогда, когда взрослый скажет ему: «Говори». Это научит ребенка сдерживаться, контролировать свою природную импульсивность.
Игра: «Спортивная ходьба»
Ход игры:
Ребенок должен пройти определенную дистанцию, как можно быстрее, но при этом не переходить на бег. Также важны игры, выполняемые по определенному образцу. Это может быть складывание разноцветных геометрических фигур в определенном порядке, рисование узора по картинке, и другие подобные задания.
Игра: «Четыре стихии»
Ход игры:
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх,
слово «огонь» — произвести вращение руками в
лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра: «Что слышно?»
Ход игры:
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, на улице, затем просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно предложить подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя (кто больше услышал).
Игра: «Веселые клоуны»
Ход игры:
«Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок», становится водящим.
Игра: «Как превратить "о" в "и"»
Ход игры:
Ребенок доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Я буду читать слоги, а ты во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и]. Столбики со слогами:
Примечание: Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания: 1. пропускать все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний";
2. менять в слогах звук [п] на звук [с] и т.д.
Игра: «Сделай так же»
Ход игры:
Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:
б) елочку из треугольников:
в) узор из геометрических фигур:
г) композицию:
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:
Задания легко видоизменяются. Например, задание с
пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета,
набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в
основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров
колец).
Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с
образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с
нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:
Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.
Это же задание усложняется. Каждому ребенку дается карточка с нарисованными не закрашенными кружочками.
Ребенок должен их закрасить, ориентируясь на образец:
5 – красный
4 – синий
3 – желтый
2 – коричневый
1 – черный.
Выполнив работу, ребенок самостоятельно проверяют ее по образцу.
Игра: «Фабрика игрушек»
Ход игры:
Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые действия «мастера», «художника», «упаковщика» и «контролера». Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует так же и обозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей. В обязанности контролера входит наблюдение затем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей. Во время занятий обособленная роль контролера снимается, и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязанности — проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры (контролер — проверяемый) способствуют усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений.
После этого игру можно видоизменить, а формирование приема контроля перенести с товарища на самого себя. Детям дается задание — отсортировать фигурки по размеру.
После того как ребенок получает инструкцию, учитель прикалывает ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будет проверять. Этот прием используется для того, чтобы связать освоенные ребенком в игре правила контроля за действиями партнеров с требованием самоконтроля. После проведения серии таких обучающих упражнений у детей появляется устойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неигровой ситуации.
Игра: «Сохрани слово в секрете»
Ход игры: Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Примечание: Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое.
Варианты:
1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4. нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например:
1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается.
Игра: «Как сказать слово, не произнося не звука»
Ход игры:
Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.
Под каждой из них написана цифра: она указывает на
количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться.
Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и
прохлопать.
Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два
хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ".
Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.
Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК",
"КИСА".
А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.
Игра: «Не смеяться»
Ход игры:
Выполняя подобные действия, ребенок должен сохранять абсолютно серьезное выражение лица (не смеяться, не улыбаться).Кто засмеется, выходит из игры.
а) По хлопку изображают длинный нос и хором говорят «Я Буратино!». Интервал 2-3 секунды.
б) По кругу, приседая, опираясь руками на колени по очереди говорят «Я луноход!».
в) Задавать любые вопросы, а ребенок должен отвечать на них «Колбаска!».
г) В кругу щекотать локоть соседа находящейся по правую руку от него.
Игра: «Сядьте так, как»
Ход игры:
Участникам предлагается сесть таким образом, чтобы изобразить своим видом различные ситуации.
Например: Футболист забивает гол.
Игра: «Медвежата на прогулке»
Ход игры:
Сначала ведущий говорит: «Вы все – маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) – как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока. После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные.
В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные. Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро, реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.
Игра: «Помоги пчёлке собрать урожай»
Ход игры:
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте,
какое слово должно получиться, и составьте "пространственную"
инструкцию.
Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за
перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.
Вариант 1. Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.
Вверх, вверх, вверх, остановка.
Вниз, остановка.
Направо, вверх, остановка.
Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?
Вариант 2. Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее.
Дальше она полетела так:
Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.
Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка.
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.