Классный час на тему « О чем говорят фамилии. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб»
Цель: расширить знания о таких понятиях, как имя, фамилия, род; привлечь внимание и сформировать глубокий интерес детей к истории их семьи, рода; развивать исследовательские качества, творческие способности, любознательность.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Работа по теме занятия:
Игра "Устами младенца"
Сегодня, ребята, мы собрались чтобы подвести итог нашей огромной работы. Но сначала мы немного отдохнем и поиграем в игру "Устами младенца"(в записи детские голоса)
1. Самый дорогой в мире человек для каждого из нас? (мама)
2. Она печет нам пирожки, вяжет варежки и шарфы, на ней держится весь наш дом? (бабушка)
3. Место, где собираются все вместе? (дом)
4. Вещь, которая передается от рода к роду? (семейная реликвия)
5. Когда все вместе: папа, мама, бабушка, дедушка, дети? (семья)
3. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о вашей родословной. Когда-то люди хорошо знали своих предков, гордились ими.
3. Сообщения о возникновении фамилий
У каждого знатного человека была записана своя родословная.
Вот, например, древний род Пушкиных ведет свое начало с арапа Петра I Ганнибала, который родом из Африки. Издавались книги с описанием историй знатных родов. Мы с вами люди незнатные, простые, но и у нас есть предки, иначе прадеды.
А вот фамилии и отчества существовали не всегда, как выяснили ребята.
Сообщения детей о возникновении фамилий:
1. Слово фамилия на древнеримском(латинском) языке обозначает семья. В этом смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия - это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Таких родовых имен, т.е. фамилий вначале не было. Почему? В древности человечество было очень малочисленным. Люди жили в крошечных поселениях и все хорошо знали друг друга. Достаточно было запомнить личное имя, и его уже не спутаешь ни с кем другим.
2. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. В первую очередь фамилии, или точнее родовые прозвания, появились у людей знатных - бояр, князей, богатых купцов. Например, князья Галицкие, Шуйские, Волынские, Ростовские. Это еще не фамилии, а указание места, откуда они, какими землями владеют.
3. Вот, например, в былинах о богатырях мы встречаем имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Муромец - не фамилия, а прозвище, напоминавшее, что Илья из Мурома, Добрыня Никитич - сын Никиты, Алёша Попович - сын попа, т.е. молодой попович. Ни у одного былинного богатыря нет фамилии. Микула Селянинович - значит из села, Никита Кожемяка - мял кожу, Вольга Всеславович - сын Всеслава.
4. А вот русский первопечатник Иван Фёдоров. Фёдоров - не фамилия, а указание на то, что он сын Фёдора. Его помощник Пётр Мстиславец, видимо, был из Мстиславля. Сын же Ивана Фёдорова уже звался Иван Друкаревич, т.е. сын печатника (друкарь по-белорусски означает печатник).
Всем известны руководители народного ополчения Минин и Пожарский. Князь Пожарский унаследовал свое "родовое прозвание" от предков, владеющих селом Пожар, а торговец Минин был так назван по отцу - сын Мины (очень распространенное православное имя). Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами.
4. А как образовались фамилии?
1. Некоторые фамилии образовались от личных имен: Иванов, Петров, Минин, Данилов, Марьин. Это значит, их далеких предков звали Иван, Петр, Данила, Марья.
Многие фамилии происходят от названий национальностей или мест, откуда пришли люди, где жили: Горки- Горский, Мстиславль - Мстиславский, Кривичи- Кривицкий. Особенно много таких фамилий в Белоруссии и на Украине.
2. Часть фамилий указывает на профессию, род занятий, который был у первых представителей рода: Бронников (оружейники), Резников (мясник-резник), Фурманов (фурман-извозчик), Мечников (мечник-воин). Многим людям прошлых веков давались имена и прозвища, произошедшие от названий зверей, насекомых, растений: Волков, Медведев, Зайцев, Уткин, Комаров, Бобров, Мухин, Малинин. Интересны фамилии, которые дают представление о пище, одежде, орудиях труда, предметах домашнего быта: Кашин, Похлебкин, Кулешов, Ковригин, Дрожжин, Лаптев, Телегин, Шубин.
А когда появились отчества? Что такое отчество?
1. Отчество - это имя отца, которое дают его детям. Раньше отчеств не было, просто говорили Иванов сын, Алексеев сын. Потом отчество стали произносить и писать с суффиксом -вич. Но так можно было назвать только очень знатных и богатых людей.
Например, во времена Екатерина II выходит постановление: писать с "вичем" самых важных чиновников, генералов, чиновников нижних классов на "ов", а всех остальных - без отчеств. Только в 19 веке начинают употребляться привычные нам сегодня отчества.
5. Разгадывание ребусов
Что у нас получилось? (имена)
6. Откуда люди берут имена? Как выбирают имена? Что они обозначают?
1. Раньше, когда ребенка крестили, ему выбирали имя в церковном календаре (святцах, месяцесловах), где были записаны имена святых. Каждое имя что-то обозначало. Имена брались в основном латинские, греческие, славянские, древнерусские.
7. Собери пословицу(работа в группе)
Не имя красит человека, а человек - имя.
Тигр бережёт свою шкуру, а человек — имя.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
8. Моя родословная
А теперь, ребята, я предлагаю вам рассказать о том, что вы узнали о своей родословной, о своих семейных реликвиях.
Рассказы детей и их родителей о своих родословных, показ фотографий из семейного альбом и семейных реликвий.
9. Итог: Каждая семья имеет свою древнюю историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Каждый человек должен знать свое родословное древо предков двенадцати поколений, знать свои корни. Это нужно, чтобы человек ощущал себя не одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со своим народом, с человечеством в целом.
Использованные методы соответствовали материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем класса.
На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким-то одним видом дельности.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия.
По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.
Выводы и рекомендации:
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были выполнены. Считаю, что классный час построен логично, а этапы урока взаимосвязаны. Практикантка справилась с этим заданием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.