Классный час на тему « О чем говорят фамилии. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб»
Оценка 4.9

Классный час на тему « О чем говорят фамилии. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб»

Оценка 4.9
doc
16.04.2022
Классный час на тему « О чем говорят фамилии. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб»
! Классный час на тему « О чем говорят фамилии. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб».doc

Классный час на тему « О чем говорят фамилии. Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб»

Цель: расширить знания о таких понятиях, как имя, фамилия, род; привлечь внимание и сформировать глубокий интерес детей к истории их семьи, рода; развивать исследовательские качества, творческие способности, любознательность.  

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Работа по теме занятия:

Игра "Устами младенца"

Сегодня, ребята, мы собрались чтобы подвести итог нашей огромной работы. Но сначала мы немного отдохнем и поиграем в игру "Устами младенца"(в записи детские голоса)

1. Самый дорогой в мире человек для каждого из нас? (мама)

2. Она печет нам пирожки, вяжет варежки и шарфы, на ней держится весь наш дом? (бабушка)

3. Место, где собираются все вместе? (дом)

4. Вещь, которая передается от рода к роду? (семейная реликвия)

5. Когда все вместе: папа, мама, бабушка, дедушка, дети? (семья)

3. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о вашей родословной. Когда-то люди хорошо знали своих предков, гордились ими.

3. Сообщения о возникновении фамилий

У каждого знатного человека была записана своя родословная.

Вот, например, древний род Пушкиных ведет свое начало с арапа Петра I Ганнибала, который родом из Африки. Издавались книги с описанием историй знатных родов. Мы с вами люди незнатные, простые, но и у нас есть предки, иначе прадеды.

А вот фамилии и отчества существовали не всегда, как выяснили ребята.

Сообщения детей о возникновении фамилий:

1. Слово фамилия на древнеримском(латинском) языке обозначает семья. В этом смысле оно и употреблялось когда-то.  Теперь фамилия - это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Таких родовых имен, т.е. фамилий вначале не было. Почему? В древности человечество было очень малочисленным. Люди жили в крошечных поселениях и все хорошо знали друг друга. Достаточно было запомнить личное имя, и его уже не спутаешь ни с кем другим.

2. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. В первую очередь фамилии, или точнее родовые прозвания, появились у людей знатных - бояр, князей, богатых купцов. Например, князья Галицкие, Шуйские, Волынские, Ростовские. Это еще не фамилии, а указание места, откуда они, какими землями владеют.

3. Вот, например, в былинах о богатырях мы встречаем имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.  Муромец - не фамилия, а прозвище, напоминавшее, что Илья из Мурома, Добрыня Никитич - сын Никиты, Алёша Попович - сын попа, т.е. молодой попович. Ни у одного былинного богатыря нет фамилии. Микула Селянинович - значит из села, Никита Кожемяка - мял кожу, Вольга Всеславович - сын Всеслава.

4. А вот русский первопечатник Иван Фёдоров. Фёдоров - не фамилия, а указание на то, что он сын Фёдора. Его помощник Пётр Мстиславец, видимо, был из Мстиславля.  Сын же Ивана Фёдорова уже звался Иван Друкаревич, т.е. сын печатника (друкарь по-белорусски означает печатник).

Всем известны руководители народного ополчения Минин и Пожарский. Князь Пожарский унаследовал свое "родовое прозвание" от предков, владеющих селом Пожар, а торговец Минин был так назван по отцу - сын Мины (очень распространенное православное имя). Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами.

 

4. А как образовались фамилии?

1. Некоторые фамилии образовались от личных имен: Иванов, Петров, Минин, Данилов, Марьин. Это значит, их далеких предков звали Иван, Петр, Данила, Марья.

Многие фамилии происходят от названий национальностей или мест, откуда пришли люди, где жили: Горки- Горский, Мстиславль - Мстиславский, Кривичи- Кривицкий.  Особенно много таких фамилий в Белоруссии и на Украине.

2. Часть фамилий указывает на профессию, род занятий, который был у первых представителей рода: Бронников (оружейники), Резников (мясник-резник), Фурманов (фурман-извозчик), Мечников (мечник-воин). Многим людям прошлых веков давались имена и прозвища, произошедшие от названий зверей, насекомых, растений: Волков, Медведев, Зайцев, Уткин, Комаров, Бобров, Мухин, Малинин. Интересны фамилии, которые дают представление о пище, одежде, орудиях труда, предметах домашнего быта: Кашин, Похлебкин, Кулешов, Ковригин, Дрожжин,  Лаптев, Телегин, Шубин.

А когда появились отчества? Что такое отчество?

1. Отчество - это имя отца, которое дают его детям. Раньше отчеств не было, просто говорили Иванов сын, Алексеев сын. Потом отчество стали произносить и писать с суффиксом -вич. Но так можно было назвать только очень знатных и богатых людей.

Например, во времена Екатерина II выходит постановление: писать с "вичем" самых важных чиновников, генералов, чиновников нижних классов на "ов", а всех остальных - без отчеств. Только в 19 веке начинают употребляться привычные нам сегодня отчества.

5. Разгадывание ребусов

                          

 

Что у нас получилось? (имена)

 

6. Откуда люди берут имена? Как выбирают имена? Что они обозначают?

1. Раньше, когда ребенка крестили, ему выбирали имя в церковном календаре (святцах, месяцесловах), где были записаны имена святых. Каждое имя что-то обозначало. Имена брались в основном латинские, греческие, славянские, древнерусские.

7. Собери пословицу(работа в группе)

Не имя красит человека, а человек -  имя.

Тигр бережёт свою шкуру, а человек — имя.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

8. Моя родословная

А теперь, ребята, я предлагаю вам рассказать о том, что вы узнали о своей родословной, о своих семейных реликвиях.

Рассказы детей и их родителей о своих родословных, показ фотографий из семейного альбом и семейных реликвий.

9. Итог: Каждая семья имеет свою древнюю историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Каждый человек должен знать свое родословное древо предков двенадцати поколений, знать свои корни. Это нужно, чтобы человек ощущал себя не одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со своим народом, с человечеством в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные методы соответствовали материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем класса.

На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким-то одним видом дельности.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия.

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.

Выводы и рекомендации:

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были выполнены. Считаю, что классный час построен логично, а этапы урока взаимосвязаны. Практикантка справилась с этим заданием.


Классный час на тему « О чем говорят фамилии

Классный час на тему « О чем говорят фамилии

Слово фамилия на древнеримском(латинском) языке обозначает семья

Слово фамилия на древнеримском(латинском) языке обозначает семья

Часть фамилий указывает на профессию, род занятий, который был у первых представителей рода:

Часть фамилий указывает на профессию, род занятий, который был у первых представителей рода:

Не имя красит человека, а человек - имя

Не имя красит человека, а человек - имя

Использованные методы соответствовали материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем класса

Использованные методы соответствовали материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2022