Планируемые УУД:
Регулятивные:
принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществление актуального контроля на уровне произвольного внимания;
адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные:
устанавливание причинно-следственных связей;
обучение основам изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное;
работа с метафорами.
Планируемые УУД:
Коммуникативные:
учитывание разных мнений;
формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование и координирование её с позициями партнёров;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения, выбором;
аргументация своей точки зрения, спор и отстаивание своей позиции не враждебным для оппонентов образом;
задавание вопросов;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач
Личностные:
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
овладение основами социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями
уважение к личности и её достоинствам.
Пошаговое описание приема
1. После формулировки темы урока (на выбор учащихся «Проблема духовности / бездуховности в повести М. Булгакова «Собачье сердце») детям предложено по ходу урока при обсуждении главных героев в тетрадях фиксировать основные характеристики героев по предложенным учителем параметрам (см. фото)
Пошаговое описание приема
2. Опираясь на текст и схему, составленную дома (система образов повести), ребята давали характеристику героям повести, обменивались мнениями о характерах, условиях их формирования, взаимоотношениях и т.п. При этом заполняли «паспорта героев», фиксируя самое необходимое на их взгляд.
Пошаговое описание приема
3. После характеристики каждого образа учащиеся обменивались сведениями из «паспорта», в результате обсуждения убирали что-то лишнее или же, напротив, добавляли.
Пошаговое описание приема
4. Таким образом, у каждого в тетради появлялась краткая характеристика героя, в которой очень четко просматривались черты характера, необходимые для обоснования того, какая, духовная или бездуховная личность представлена нам автором.
Выводы
Прием «Паспорт героя» великолепно «вписался» в тему урока по изучению героев повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Прием позволил учащимся более наглядно увидеть героев повести с их сложными характерами, отношениями друг с другом и пониманием окружающей действительности.
«Паспорт героя» позволил систематизировать разрозненные знания, структурировать их, что, бесспорно, поможет написать сочинение, где будет необходима характеристика героя (ев).
Бесспорно, прием имеет право на жизнь на уроках литературы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.