Прием "Фишбоун" на уроках русского языка
Оценка 4.6

Прием "Фишбоун" на уроках русского языка

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
pub
русский язык
5 кл—11 кл
30.04.2018
Прием "Фишбоун" на уроках русского языка
Приём “Фишбоун” (рыбный скелет). Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. Русский язык: голова - Орфограммы-гласные буквы верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные нижние косточки - морфема, правило хвост - знать условия выбора буквы. Прием "Фишбоун" особенно актуален во время внедрения ФГОС, поскольку он развивает критическое мышление учащихся, является частью проблемного обучения. Данный прием удачен для индивидуальной работы, работы в парах и групповой работе. Учащимся задается проблема, которую они вписывают в голову "скелета", затем идет поиск информации, которой они заполняют "кости рыбы", а затем находя решение поставленной проблемы и записывают в"хвост" рыбы.
Прием ФИШБОУН Русский язык.pub
Примеры  .  Тема. Части речи.  Цели урока:  Ø обобщить представления учащихся о частях  реи: имени существительном, имени  прилагательном, глаголе;  Ø научить детей различать части речи,  классифицировать слова­предметы, слова­ признаки, слова­действия по группам;  Ø воспитывать любовь к русскому языку.  Постановка проблемного вопроса.    В  какие  группы  можно  распределить  разные  слова? Составим и заполним следующую схему о  разновидностях  частей  речи.  Схема  наша  очень  похожа  на  скелет  рыбы.  В  голове  рыбы  запишем  проблему, которую мы будем решать на уроке.  Решение поставленной проблемы  На  какие  три  группы  можно  разделить  всё  многообразие  слов,  которые  мы  изучали?  Напишем  название  этих  групп  на  верхних  косточках.    к  слова  относятся  Какие  именам  существительным? Кто догадался, как проверить,  что  данное  слово  ­  существительное?      Запишем  это  на  соответствующей  нижней  косточке.      Приведите примеры.      к  слова  относятся  Какие  именам  прилагательным?   Приведите примеры.     А есть  такие  слова,  которые  обозначают  действия  предметов. Как поступить в этом случае? К какой  группе отнести эти слова? Приведите примеры.  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение   «Большесосновская средняя  общеобразовательная школа»  Прием  «ФИШБОУН»  на уроках  русского  языка Суть дидактического приёма  .  «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») –  упрощённое название метода японского учёного  Каору Исикавы. Эта графическая техника  представления информации позволяет  образно продемонстрировать ход анализа  какого­либо явления через выделение  проблемы, выяснение её причин и  подтверждающих фактов и формулировку  вывода по вопросу. В процессе составления  «рыбьего скелета» ученики:  учатся работать в группе или парах;  визуализируют причинно­следственные связи;  ранжируют различные факторы по их  значимости;  развивают способность критически мыслить;  обучаются давать оценку явлениям  действительности.  Схема «рыбьего скелета» позволяет  подбирать подходящее решение для любой  проблемной ситуации, генерируя новые идеи,  направленные на ускорение и облегчение  процесса мышления. Особенно полезно  пользоваться приёмом во время «мозгового  штурма», чтобы дети учились быстро и  чётко формулировать мысли.  Правила составления «рыбьего скелета»  «Фишбоун» составляется заранее или  заполняется вместе с учениками. Современные  технологические возможности позволяют  быстро сделать цветной и красивый  шаблон «рыбьего скелета» в графическом  редакторе, но и на обычном листе бумаги  формата А3 или доске схема получается ничуть  не хуже.  Существуют два типа расположения:  .  горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет  рыбы), его предпочтительнее использовать на  уроках в 5 классах;  вертикальное, позволяющее разместить на  «косточках» больший объем информации  (подходит для старшеклассников).  «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:  головы, в которой обозначается вопрос или  проблема;  косточек вверху (или справа), где фиксируются  причины и основные понятия того или иного  явления, проблемы;  косточек внизу (слева), подтверждающих наличие  тех или иных причин;  Способ составления «рыбьего скелета»  может быть:  индивидуальным (ученикам даётся вопрос и  минут 10–15 на обдумывание и составление  «рыбьего скелета», затем обсуждаются  результаты работы каждого);  групповым (всем участникам группы раздаётся  текст, после его прочтения и по ходу  обсуждения заполняется схема).  «Фишбоун» можно использовать в качестве:  домашнего задания по теме;  опорного конспекта на уроке;  самостоятельной работы по проверке качества  хвоста, содержащего выводы и обобщения по  усвоения материала;  вопросу.  Очень важно, чтобы решения проблемы были  выстроены по степени актуальности: чем ближе к  голове, тем насущнее. Составление записей на  «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко,  точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2  существительных для обозначения того или иного  пункта, которые будут чётко отражать суть явления.  «Фишбоун» – универсальный приём, которым можно  пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее  эффективно «рыбья кость» применяется на  занятиях обобщения и систематизации  полученных знаний, чтобы помочь учащимся  организовать полученную информацию в  стройную систему с чёткими взаимосвязями  между элементами. Что касается места технологии  в конспекте урока, то она может выступать  как способ организации части урока, либо же в  качестве стратегии всего занятия по теме.  делать  акцент  должна  подтверждать  подтверждения  элементов.  Иногда  проектной работы.  Особенно  на  важно  презентации результатов заполнения схемы.  Она  значимость  проблемы  и  показывать  взаимосвязь  всех  обозначенных  дети  определяют  несколько  проблем,  а  вот  с  аргументами  возникают  сложности:  учащимся  непросто найти  для  каждой. Это  нормальная  ситуация,  ведь  в  жизни тоже предположений всегда больше, чем  подтверждений.  Поэтому  нижние  (или  левые)  «косточки»  могут  оставаться  пустыми.  Что  касается  вывода,  то  есть  хвоста  рыбы,  то  его  можно  предлагать  в  готовом  виде  или  оставлять  на  доработку  ребятам.  Завершение  работы  на  определении  дальнейших  действий:  либо  продолжать  исследование  либо  формулировать его решения.  вопроса,  со  «скелетом»  строится

Прием "Фишбоун" на уроках русского языка

Прием "Фишбоун" на уроках русского языка

Прием "Фишбоун" на уроках русского языка

Прием "Фишбоун" на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018