Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 имени В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 210-370
Тема выступления:
«Приемы поддержания дисциплины на уроках»
Выступление подготовила
учитель начальных классов
Бойко Н.А.
Главной составной частью учебного процесса, является урок. Каждый педагог мечтает войти в класс, где порядок и дисциплина. Но увы, мечты и реальность не всегда совпадают.
Каждый учитель из своего опыта знает, как трудно работать в классе, который не слушает и не слышит педагога. Проблема дисциплины на уроке волнует многих - как начинающих учителей, так и педагогов со стажем.
Что же такое дисциплина?
Дисциплина в распространенном понимании – это правила поведения, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.
Каждый ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали, учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, работоспособности класса и каждого ученика.
Самыми частыми нарушениями дисциплины во время урока, являются: разговоры с другом или соседом по классу; хождения по классу во время урока; опоздания на уроке; споры учеников кто пойдет к доске. Для избегания таких моментов, я предлагаю некоторые способы, для поддержания дисциплины в классе во время учебного процесса.
В моём классе раньше очень часто ребята спорили во время урока о том, кто пойдёт к доске. В результате шум, обиды – дисциплина нарушена. В своей работе я стала использовать приём «Жеребьёвка». У меня на столе стоит стаканчик с палочками, на которых записаны имена детей. Я не глядя достаю из стакана любую палочку с именем ребёнка, который выйдет к доске. Такой метод позволяет опросить детей не повторяясь, вызывает интерес у ребят. Также можно предложить ребенку, который отвечает у доски вытянуть палочку с именем того, кто следующий пойдет к доске.
«Меняемся ролями». Когда ученик работает у доски, я работаю в его тетради. Ученик отвечающий у доски более раскрепощён, так как он не видит строгого педагога, который стоит у него над душой. Ребята, видящие учителя в роли ученика становятся тише, нет желания шептаться или перекидываться записками во время урока. А ученик, в тетради которого пишет педагог, видит образец оформления записи и стремиться к нему.
«Батарейка». На доске висит изображение полной батарейки. Объясняю ребятам, что в начале рабочего дня наш класс полон сил и энергии, как эта батарейка. Но каждое нарушение дисциплины нашу батарейку разряжают (убираю съёмные, закрашенные детали с изображенной батарейки). Если в конце учебного дня наша батарейка окажется пустой, то ребята получают дополнительное домашнее задание.
«Кто меня слышит». Если в классе шум, учитель тихо говорит: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики слышат и поднимут руку. Этот жест привлечет внимание некоторой части учеников. Но обычно это те, которые непосредственно не принимали участия в нарушение дисциплины на уроке. Далее учитель повторяет, слегка изменяя тон и тембр голоса: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают. После этого еще некоторое количество учащихся отвлекутся от разговоров и прислушаются к учителю. Далее они также будут выполнять распоряжения учителя. Затем учитель говорит, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». В классе раздаются хлопки, которые невозможно не услышать, и они настораживают остальных. После этого учитель говорит: «Кто меня слышит, встаньте». Обычно после этих слов встает весь класс. Затем учитель предлагает ученикам сесть и продолжает урок. Этот прием очень действенный, но его нельзя использовать часто.
«Тишина». Учитель на доске пишет слово ДИСЦИПЛИНА/ТИШИНА. Каждый раз, когда в классе становится слишком шумно, стирается одна буква. Если к концу урока от слова ничего не осталось, то класс получает наказание или взыскание.
Таких приемов можно придумать много, подключить простые подручные средства и фантазию. Менять их от урока к уроку. Приемы достаточно простые, но эффективные. Можно применять в своей работе и без подготовки, используя просто мел, доску и тряпку. Дисциплина в классе при правильном подходе достигается всего за несколько уроков. После чего ее достаточно поддерживать с помощью этих приемов.
Также стоит понимать, что дисциплина складывается из многих показателей, является порядком и залогом здоровой атмосферы в классе. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда. И именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания психологических особенностей детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.