МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский педагогический колледж»
Отделение школьное
Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик
Проект на тему: «Приемы упрощения изображения: чертеж, схема, модуль»
по специальности: 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Работа защищена с оценкой ___________________
Преподаватель: Рыбалко Вероника Сергеевна
Студентка: Кожевникова Полина Андреевна
«___» ______________ 2019 г.
Магнитогорск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ..................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................4
ГЛАВА 1 Теоретическая часть приемов упрощение изображения: чертеж, схема, модуль..........................................................................................................5
1.1. Прием упрощения изображения: чертеж......................................................................................................................5
1.2. Прием упрощения изображения: схема.........................................................9
1.3. Прием упрощения изображения: чертеж......................................................13
ГЛАВА 2 Практическая часть приемов упрощение изображения: чертеж, схема, модуль......................................................................................................................17
2.1. Прием чертеж в практической деятельности.................................... ...........17
2. 2. Прием схема в практической деятельности............................................................................................................18
2.3. Прием чертеж в практической деятельности................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Применение раздаточного материала на уроках изобразительного искусства...................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................21
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................22
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры
2. Прием — это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.
3. Изображение — предмет, изображающий кого-что-нибудь, художественный образ, воспроизведение чего-нибудь.
4. Чертёж — графическое изображение, выполненное в определённом масштабе, с указанием размеров и условно выраженных технических условий, соблюдение которых должно быть обеспечено при изготовлении изделия.
5. Модуль — исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей
6. Схема — изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах, упрощённо
7. Упрощение — действие упростить, облегчить что-либо
8. Фигура — внешнее очертание, вид, форма предмета
9. Линия — это воображаемая черта, соединяющая две точки или являющаяся границей пересечения двух поверхностей.
10. Рисование – это один из жанров в изобразительном искусстве, а также соответствующая техника, позволяющая создавать всевозможные изображения на различных поверхностях или объектах
ВВЕДЕНИЕ
Приемы наблюдений лежат в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приемам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях полностью формируются способности детей.
В начальных классах на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, но сегодня мы рассмотрим, именно приемы упрощения изображения (чертеж, схема, модуль). Которая раскроет способность обучающихся в начальных классах воспринимать предмет в совокупности его, объединять и обобщать изображения, для упрощения в рисовке. Данная тема присутствует во всех классах начальной школы.
Цель проекта: знакомство с приемами упрощения изображения: чертеж, схема, модуль.
Задачи:
1. Раскрыть теоретическую часть приемов упрощение изображения: чертеж, схема, модуль
2. Раскрыть практическую часть приемов упрощения изображения: чертеж, схема, модуль
Глава 1: Теоретическая часть приемов упрощение изображения: чертеж, схема, модуль
1.1. Прием упрощения изображения: чертеж
Чертеж - это работа с помощью линейки и карандаша. На изображении не должно имеется штриховки и других отвлекающих приемов. Изложение в общих чертах, упрощение изображения.
Линейка используется как инструмент, позволяющий построить:
а) отрезок, соединяющий две построенные точки;
б) прямую, проходящую через 2 построенные точки;
в) точку, принадлежащую какой-либо построенной фигуре.
Учитель должен систематически проводить работу по формированию умений и навыков применения чертежных и измерительных инструментов, построению изображений геометрических фигур, умений описывать словесно процесс работы, выполняемой учеником, и ее результат, умений применять усвоенную символику и терминологию. Важным методическим условием реализации этой системы является сначала осознание выполнения действий и лишь за тем автоматизация этих действий.
Результатом обучения в 1-4 классах бывает формирование первоначальных представлений о точности построений и измерений.
Работа по формированию навыков проводиться распределено и постепенно, почти на каждом уроке изобразительного искусства. Это создает условие для более частого применения этих навыков в учебной и практической деятельности, обеспечивает необходимую их прочность.
Для построения многоугольников, содержащих прямые углы, в 1 классе сначала используют линии клетчатой бумаги, образующие прямые углы.
Наблюдение и построение различных многоугольников наглядно убеждает детей в том, что только у четырёхугольника все углы могут быть прямыми. Такие четырёхугольники называются прямоугольниками.
В результате измерений сторон прямоугольников выясняется, что есть прямоугольники, у которых все стороны равны между собой.
Такие прямоугольники называют квадратами. Большое значение при этом имеют упражнения, в которых по заданным точкам – вершинам, нужно построить прямоугольник (квадрат). Вначале задаются все четыре вершины, затем три – в этих случаях задача имеет единственное решение.
Учащимся рассказывают, что кроме многоугольников, существуют окружности, для их вычерчивания есть специальный инструмент – циркуль. В момент показа работы циркуля, когда ещё не вся окружность начерчена, полезно заметить, что одна ножка циркуля (с силой) стоит на одном месте, неподвижна. Эту точку называют центром окружности. Другая ножка циркуля движется, и её конец вычерчивает линию. Эту линию называют окружность. Полезно показать учащимся, как можно вычертить окружность с помощью планки (картонной полоски, кусочка шпагата). Полоска прибивается гвоздиком к доске. К другому концу прикладывается мел. Затем учащиеся знакомятся с радиусом окружности. Для этого на окружности отмечают, какую – ни будь точку, и соединяют эту точку отрезком с центром. Детям объясняют, что отрезок, соединяющий точку окружности с центром, называют радиусом.
Ученики любят выполнять задания с геометрическим материалом, потому что на этих занятиях они удовлетворяют свой познавательный интерес с помощью таких видов деятельности, которые соответствуют их возрасту: рисования, вырезания, рассматривания иллюстраций, дидактической игры. Организованная таким образом геометрическая работа оказывает положительное влияние на формирование пространственных представлений обучающихся, совершенствование их математической речи, развитие интереса к изучению математики в целом.
Задания на «геометрию формы» начинают выполнять с 1-го класса с игр на составление целого из частей (геометрические фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры «Составь картинку», геометрические мозаики. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр. Эти игры дают развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Ребята учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку по образцу, указанию учителя, по собственному замыслу.
Очень интересны игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой». На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, и ребёнок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре данную геометрическую форму. Аналогичные упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например, треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: ёлку, домик и др. Во время игр у детей развивается геометрическое воображение, пространственное представление, закрепляются знания о геометрических фигурах, их свойствах. Дети привлекаются к оценке работ, подчёркивается разнообразие работ.
1.2. Прием упрощения изображения: схема
Схема – изображение только с помощью линий. Изложение чего-либо в общих чертах, упрощенный показ того или иного явления. При изображении какого-либо сложного объекта в рисунке бывает затруднительно сразу показать всю форму в завершенном виде, из-за этого можно применить прием «Схема».
Художественные произведения народных мастеров, оформлявших быт, отражают своеобразие, свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко и непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта, природы, среди которой жил и трудился народ. Поэтому произведения народных умельцев отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.
В общеобразовательной школе с основами декоративно прикладного искусства дети знакомятся на уроках декоративного рисования. Декоративное рисование в I — IV классах основано на декоративной переработке (стилизации) форм и цвета объектов растительного и животного мира и составления из них узоров, орнаментов. Как правило, декоративные работы представляют собой обобщение формы и цвета, изображаемых с натуры объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. п.
К декоративному рисованию относится и творческое составление праздничных открыток, эскизов елочных игрушек, карнавальных костюмов.
В первом полугодии в I классе учащиеся выполняют декоративные рисунки с образца. Со второй половины I класса /все декоративные работы творчески составляются самими детьми. Особое внимание школьников обращается на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в декоративных работах. В III классе учащиеся должны понимать тесную, неразрывную связь декоративного оформления предмета и его практического назначения, должны самостоятельно отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством и прежде всего на уроках декоративного рисования, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, лепке, изготовлении игрушек, вышивке и т. п. Многие из этих изделий можно сделать по предварительным эскизам, рисункам, выполненным на уроках декоративного и тематического рисования, а некоторые из них, уже готовые, желательно украсить орнаментом также на уроках декоративного рисования.
Ознакомление детей с произведениями декоративно прикладного искусства осуществляется непосредственно на уроках декоративного рисования в тесной, органической связи с содержанием конкретного учебного задания, а не выделяется в специальные уроки-беседы о декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, глубже осмыслить особенности декоративного узора, орнамента и в конечном итоге способствует более яркому, выразительному выполнению собственного рисунка.
В I классе дети должны усвоить по разделу декоративного рисования простейшие сведения о создании предметов декоративно-прикладного искусства, их основных особенностях: связь формы предмета декоративно-прикладного искусства с его практическим назначением (функцией), связь декоративного украшения (орнамент, цвет и т. п.) с формой предмета, с материалом, из которого создан предмет. Дети должны научиться выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных форм животного и растительного мира.
Содержание занятий по декоративному рисованию в I классе: рисование узоров и декоративных элементов с образца; самостоятельное выполнение в полосе, квадрате, круге узоров из форм растительного и животного мира (декоративная переработка листьев деревьев, кустарников, цветов, грибов и т. д.), а также геометрических форм (кругов, треугольников, прямоугольни-ков. И В процессе выполнения декоративной работы дети учатся применять линии симметрии, чередование элементов.
На уроке дети получают первые сведения об изделиях декоративно прикладного искусства; учатся правильно вести работу (карандашом и красками) над простейшим декоративным рисунком из геометрических форм.
На уроке у учащихся формируются умения самостоятельно составлять узоры в полосе из более сложных, растительных форм. Дети учатся использовать в декоративных рисунках цвет как средство художественной выразительности.
1.3 Прием упрощения изображения: модуль
Модуль — это величина, принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы.
Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.
На уроках рисования дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. Дети умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию предметов, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать предметы, используя различные геометрические фигуры.
Все это предоставляет большие возможности при обучении детей рисованию животных, используя различные приемы и техники.
При обучении рисованию животных учитель сначала предлагает назвать форму туловища и головы животного, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их форму (туловище - овальное, голова - круглая, клюв, хвост и т.п.). За образец животных берутся простые по форме и строению игрушки.
Анализ строения тела животного педагог проводит, показывая игрушку или рисунок.
Учитель рассказывает детям не только о животных, но и о насекомых птицах. Он показывает общее строение жучков, бабочек, затем показывает последовательность их изображения. Эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему.
Предлагает мысленно разделить объект на составляющие - туловище, шею, голову, хвост - сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования. Алгоритмический подход к рисованию означает, что каждый рисунок должен быть выполнен многократно - до 38 раз каждый с тем, чтобы довести до автоматизма навыки рисования
Дети могут рисовать животных в статике и в движении. При изображении того или иного животного они обращают внимание не только на его внешнюю форму, но и на характер, особенности поведения
Дети рисуют не только домашних животных, знакомых каждому ребенку, но и диких лесных животных, с которыми они знакомятся по иллюстрациям, игрушкам, а также в ходе посещения зоопарка.
Дети также часто рисуют животных с натуры. Для того чтобы умело работать с натуры, совсем не обязательно рисовать всех зверей. Вполне достаточно изучить формы двух, наиболее совершенных представителей животных, которых не так уж сложно заполучить в натурщики.
Речь идет, во-первых, о кошке. Кстати, домашняя кошка - самый трудный зверек для изображения. Она дает ключ к рисованию всего семейства кошачьих, например, львов, тигров.
Рисование животных предполагает использование самых разных методических приемов, которые позволяют учитывать взаимосвязь между видами деятельности, развивать творческие способности детей, что положительно влияет на результат продуктивной изобразительной деятельности
Рисование животных является очень важным видом деятельности. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию
Главная задача педагога при этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. У ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.
Раздел 2. Практическая часть приемов упрощение изображения: чертеж, схема, модуль
2.1. Прием чертеж в практической деятельности
Главной особенностью этого приема является – линейчатая линия, создающая фигуру или предмет.
Для обучения детей этому приему, много оборудования не понадобиться всего лишь: белый лист, острозаточенный карандаш и линейка, ластик
Рассмотрим поэтапное рисование по приему чертеж:
1. Сначала находим место для расположения вашего предмета/фигуры
2.Находим высоту вашего предмета/фигуры
3. Рисуем основание вашего предмета/фигуры
4. Достраиваем с помощью линейки вашу фигуру/ предмет
5. И в заключении с помощью ластика убираем ненужные вам линии.
Надо стремиться, чтобы дети сами рассказывали, какие действия и в каком порядке они выполняют при построении каждой фигуры, или какими инструментами они пользуются на каждом шаге построения.
Особую задачу при изучении геометрического материала приобретает использование метода практической работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета.
2.2. Прием схема в практической деятельности
Главная особенность – извилистая линия, создающая упрощённую фигуру или предмет
Для обучения детей этому приему, много оборудования не понадобиться всего лишь: острозаточенный карандаш, лист бумаги
Рассмотрим поэтапное рисование по приему схема:
1. Находим, где вы будете располагать своё изображение
2. Наметив размер вашего изображения
3. Ставим точку, где будет начинаться ваше изображения
4. Начинаем вырисовывать, где вы поставили точку, непрерывно ведя линию
5. Ставим точку там, где закончили ваше изображение
Примерные задания в I классе: рисование в полосе, круге, квадрате узоров из форм растительного и животного мира, а также из геометрических форм на белой и цветной бумаге с образца и самостоятельно.
2.3. Прием модуль в практической деятельности
Главная особенность приема – фигуры
Для обучения детей этому приему, много оборудования не понадобиться всего лишь: острозаточенный карандаш, лист бумаги
Рассмотрим поэтапное рисование по приему схема:
1.Сначала находим место для расположения вашего изображения
2. Делим ваше изображения на цельные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат и т.д.)
3. Перерисовываем на лист бумаги, в точности по фигурам.
4. Обводим по внешнему контуру фигуру.
5. Добавляем маленькие элементы в изображения, для более реалистичного вида изображению.
6. Подправляем, если надо, ластиком
Приведем пример алгоритмической схемы рисования домашнего животного - кошки с помощью геометрической фигуры - круга. Нарисовать круг , внутри круга в нижней его части нарисовать круг поменьше - это голова. На голове с помощью небольших треугольничков нарисовать ушки. Рисуем мордочку - две параллельные точки - глаза, одна жирная точка пониже - носик. С помощью горизонтальных линий рисуем усы. Дугообразной линией изображаем рот. Добавим с помощью небольших овалов две лапки и хвостик. Лишние линии нужно стереть, рисунок раскрасить по желанию ребенка
Изображение животного по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основе туловища животного, к которой последовательно дорисовываются голова, ноги, хвост.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение раздаточного материала на уроках изобразительного искусства
В главах я рассказала, о теоретической части каждого приема, и привела практическую деятельность, как можно объяснять детям эти приемы.
Мой раздаточный материал разделен на 3 столбца, 1 столбец 1 прием. В каждом столбце я описывала сам прием, главную особенность, оборудование для поэтапного рисования приема и сами этапы. Также это сопровождается картинками данного приема. Моё наглядное пособие можно использовать с 1 по 4 класс.
Раздаточный материал, который я создала, можно применять на уроках изобразительного искусства, для объяснения детям нового материала или же, в общем, давать детям читать, смотреть, и записывать важное. Раздаточный материал, который я создала, облегчит учителям начальных классов в объяснение приемов: чертеж, схема модуль, также облегчит в наглядности, так как в моем раздаточном материале уже имеется наглядности для объяснения темы урока, или же отдельного приема.
Знакомство с приемами упрощения на уроках
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Чертеж |
Знакомство с линией, точкой, углом, ломанной |
Построение четырехугольников, треугольников |
Многоугольник Круг. Окружность. Треугольники равносторонние, равнобедренные и разносторонние. |
Геометрические фигуры в пространстве |
Схема |
Выполняют декоративные рисунки с образца |
Выполняют декоративные рисунки сами, без образца, насекомых |
Выполняют декоративные рисунки животных и составляют маленькие композиции |
Составляют полноценные композиции |
Модуль |
Знакомство и отработка фигур для выполнения композиций |
Выполнение по модулям, насекомых и грызунов |
Выполнение сложных животных: медведь, тигр, волк. Составление незначительных композиций |
Выполнение сложные сюжетные композиции |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://studfiles.net/preview/4436918/page:6/
2. https://helpiks.org/8-97343.html
3. https://design.wikireading.ru/13133
4. https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/01/21/metody-i-priemy-obucheniya-izobrazitelnomu-iskusstvu
5. http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson4/
6. https://studwood.ru/1038921/pedagogika/metodika_obucheniya_doshkolnikov_risovaniyu_zhivotnyh
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.