После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.
Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.
Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.
Приемы КМ.docx
Приемы развития критического мышления
Название
«Корзина»
идей, понятий,
имен
Составление
кластера
(пучок,
созвездие), т.е.
схемы
Учебный
мозговой штурм
Ассоциации
«Дерево
предсказаний»
«Карта
познания»
«Перепутанные
логические
цепочки»
Пометки на
полях (инсерт)
Составление
маркировочной
таблицы «ЗУХ»
Характеристика
На доске можно нарисовать корзинку, где условно
собирается все, что дети знают по данной проблеме.
Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно
детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик
самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что
он знает в этой связи (12 мин); 3) обмен информацией в
парах (группах); каждая пара называет одно сведение или
факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде
тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи,
включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации
исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.
В центре доски записывается ключевое слово, от него
рисуются стрелкилучи в разные стороны к другим
понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже
расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации
кластер видоизменяется.
1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы
(принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок,
около 1015 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и
предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных
решений.
«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?
«Ствол дерева» тема, «ветви» предположения, «листья»
обоснования предположений, аргументы. Приём разработан
для работы с художественным текстом, чтобы строить
предположения о развитии сюжета, но с успехом
применяется для обсуждения социально значимых проблем.
От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски),
отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с
помещенными на них словами, связанными с ключевым
понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с
понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо
стремиться использовать для создания «карты» меньше слов,
но больше символов, рисунков, цвета.
Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений),
последовательность которых нарушена; дети расставляют
события в нужном порядке.
Учащиеся читают текст, делая пометки:
«v» известная информация;
«+» новая информация;
«?» непонятная информация;
« » информация, идущая вразрез с имеющимися
представлениями и знаниями.
После работы с текстом – обсуждение с обязательным
обращением к исходному тексту, цитированием.
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами.
Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) –
У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) –
Применение
«вызов»,
«рефлексия»
«вызов»,
другие этапы
урока,
домашнее
задание
«вызов»,
«осмысление»
«вызов»
«вызов»,
«рефлексия»,
домашнее
задание
«вызов»,
«рефлексия»
«вызов»,
«рефлексия»
«осмысление»,
«рефлексия»
«осмысление»,
«рефлексия»,
контроль знаний,
домашнее
задание
«осмысление»
«осмысление»
«осмысление»
«осмысление»
«осмысление»,
«рефлексия»
«рефлексия»
(«ЗХУ»)
У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.
Лекция с
остановками
Эффективная
лекция с
использованием
«бортового
журнала»
Чтение с
остановками
Работа в
динамических
парах /группах
(«обучение
сообща»)
Игра «Как вы
думаете»
(«обучение
сообща»)
Написание
синквейна
(пятистрочный
белый стих)
После каждой смысловой части лекции учителя делается
пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный
поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются
дополнительные задания.
Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная
информация и предположения (заполняется до лекции на
стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант
использования приема – работа в парах: один ученик ставит
«+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую
информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает
полученное, готовится к общей работе с классом.
Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее
разделен на части; к каждой из них сформулированы
вопросы (простые (факты, воспроизведение информации),
уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)
«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс
разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4.
Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с
соответствующим номером, затем первые номера
объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для
обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа
по теме и выбора представителя, который проведет
итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу,
школьники по схеме рассказывают о своей части текста,
слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты
от каждого номера проводят презентации своих тем, все
остальные вносят уточнения и дополнения.
Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из
них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где
располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети
берут по очереди карточки, читают суждения и по своему
усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки
на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные
члены группы читают про себя суждения и, если считают,
что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее
текстом вниз; затем происходит обсуждение.
1. Одно существительное – тема синквейна.
2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме,
характеризующие или объясняющие суть происходящих
событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая
ученику выразить свое отношение к теме или содержащая
вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы;
содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2)
привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4)
зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать
варианты (по желанию учеников). Можно начинать с Составление
таблицы
«тонких» и
«толстых»
вопросов
РАФТ
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема)
Дискуссия
«Зигзаг»
коллективного сочинения синквейна, с работы в парах,
группах.
«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа
(Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему?
Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что
будет, если…
«рефлексия»
Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего
лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он
пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения.
Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.
«рефлексия»
Цель: не решить проблему, а углубить понимание её
важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной,
содействовать активному вовлечению учащихся в диалог.
Дискуссии предшествует подготовительная работа с
источниками информации. Часто используемый вариант –
перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и
защищают аргументы «за» и «против».
1 этап учащиеся делятся на группы, в группах
рассчитываются на такое количество, сколько групп
все этапы,
особая модель
Осмысление
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/,
каждая группа получает определенное задание, в группе
изучают,
составляют
опорные
схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди
рассказывают новый материал взаимообучение
«Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика
дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте
грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся
Осмысление
Рефлексия «Карусель»
Стратегия
«Галерея»
дают на задание выпавшей грани.
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы
открытого характера по количеству групп. Необходимо
подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на
них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя
листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно
дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на
доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный
ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить,
какая группа дала лучший ответ.
Осмысление
Рефлексия
Приемы развития критического мышления
Приемы развития критического мышления
Приемы развития критического мышления
Приемы развития критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.