Пояснительная записка
1. Актуальность изучения курса «Биогеография».
В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением распределения организмов и их сообществ по земному шару и с выяснением основных причин и закономерностей такого размещения. Иными словами, при реализации курса биогеографии школьники изучают особенности пространственной организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности и животного населения. В основу курса положен принцип сравнительно-географичеоского и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира Земли и отдельных ее регионов.Пояснительная записка
1. Актуальность изучения курса «Биогеография».
В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением распределения организмов и их сообществ по земному шару и с выяснением основных причин и закономерностей такого размещения. Иными словами, при реализации курса биогеографии школьники изучают особенности пространственной организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности и животного населения. В основу курса положен принцип сравнительно-географичеоского и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира Земли и отдельных ее регионов.
Утверждаю:
Директор Караозекской СШ
___________/Даирова К.Е.
«___»__________20___г.
Согласовано:
Завуч по УР
___________/Юрченко В.А.
«___»___________20___г.
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № ___________
от «___»________20___г.
Прикладной курс по географии
Биогеография
Предмет: География
Класс: 11 «Б»
Тематическое планирование составила: Нурметова Ф.Р.20162017 учебный год
Пояснительная записка
1. Актуальность изучения курса «Биогеография».
В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с
изучением распределения организмов и их сообществ по земному
шару и с выяснением основных причин и закономерностей такого
размещения. Иными словами, при реализации курса биогеографии
школьники изучают особенности пространственной организации
растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся
познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и
географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью
растительности и животного населения. В основу курса положен
принцип сравнительногеографичеоского и экологогеографического
анализа ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира
Земли и отдельных ее регионов.
2. Особенности курса.
Настоящая программа отражает современные подходы к
пониманию общих закономерностей строения и распределения
биомов по земной поверхности. В программе находят отражение и
проблемы рационального использования жизненного использования
жизненно важных для человека природных ресурсов.
В лекционном курсе выясняются наиболее общие проблемы
биогеографии – учение об ареале, флоре и фауне, их структуре,
региональные особенности, исторические изменения, принципы
районирования, растительность и животное население, влияние
антропогенных факторов на их размещение и структуру и др.
В ходе освоения курса учащимися осваиваются такие виды
деятельности, как проектные задания, пресс – конференции,
заочные и очные экскурсии, мультимедийные уроки, работа с
атласами.
Результатом успешного прохождения программы может служить
участие
олимпиадах,
интеллектуальных играх по географии. Полученные в рамках данного
курса географические знания в дальнейшем могут служить основой
для подготовки учащихся к выбору определенных профессий.
Учащиеся должны знать (объяснять):
– распределение организмов и их сообществ по земному шару,
основные причины и закономерности такого размещения;
географических
викторинах,
в– понятийнокатегориальный аппарат;
– особенности распространения биогеоценоза различных природных
зон;
– структурный видовой состав отдельных систем.
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
– работать с контурной картой и наносить биогеографические
области и царства;
– давать комплексную характеристику природных зон, биот;
– делать сравнительногеографическую и экологогеографический
анализ ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира
Земли и отдельных регионов;
– строить и создавать картосхемы, диаграммы и их анализировать.
Система оценивания успешности прохождения курса
В процессе изучения данного курса выполняются две зачетные
(промежуточные) практические работы и одна итоговая – на
последнем занятии. На зачетной работе учащийся выполняет роль
экскурсовода по одному из материков. Итоговая зачетная работа –
проектная деятельность в группах по 23 человека по объектам
природного наследия мира. После выполнения практических работ
ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.
3. Общие цели программы:
вызвать интерес к предмету «Биогеография»;
сформировать у школьников систему знаний о закономерностях
распределения живых организмов по поверхности земного шара и их
функциональной роли в экосистемах.
в процессе изучения курса познакомить учащихся с различными
современными технологиями, методами и формами представления
географической информации;
в процессе изучения тем курса развиваются способности к
самоопределению, возможно определение будущего профиля
профессии, связанного с географией.
4. Общие задачи программы:
ознакомиться с основами хорологиинауки об ареалах;
изучить определения и понятия биогеографии;
изучить теоретические основы ботанической географии;
изучить теоретические основы зоогеографии;
изучение различных типов наземных и водных экосистем и
принципов их функционирования.
5. Информационное обеспечение курса. Данный курс обеспечен
следующими информационными материалами:
набором научных и научнопопулярных видеофильмов о природе;научнопопулярными книгами, статьями и прочими материалами о
распространении растений и животных по земному шару.
программой Google Eаrth 5.1.
интернетресурсами
II. Содержание курса «Биогеография» для 11 класса (34 часа).
Тема 1. Биогеография: предмет её изучения и основные понятия
1. Почему организмы обитают именно там, где они обитают;
2. Предмет и понятия биогеографии;
3. Ареал – хорология (наука об ареалах).
Тема 2. Ареал. Типология ареалов. Динамика их границ и
структура
расселения видов
1. Понятие об ареале;
2. Типы ареалов;
3. Структура ареала – распределение вида внутри ареала;
4. Динамика границ ареалов.
Тема 3. Основы ботанической географии
Вопросы:
1. Понятия ботанической географии. Фитохорология;
2. Флора, её объём, историческое развитие, элементы;
3. Флористическое районирование;
4. Флора СНГ.
Тема 4. Основные этапы эволюции флоры Земли построение
таблицы
1. Флора Протерозойской эры;
2. Флора Палеозойской эры;
3. Флора Мезозойской эры;
4. Флора Кайнозойской эры
Тема 5. Растительность. Фитоценоз
1. Определение растительности и фитоценоза, состав фитоценоза;
2. Классификация фитоценозов;
3. Влияние среды на фитоценозы;
4. Зональная и высотная поясность.
Тема 6. Основные этапы эволюции фауны Земли построение
1. Фауна Архейской эры;
таблицы2. Фауна Протерозойской эры;
3. Фауна Палеозойской эры;
4. Фауна Мезозойской эры;
5. Фауна Кайнозойской эры.
Тема 7. Влажнотропические или дождевые леса
1. Особенности флоры дождевых лесов;
2. Ярусность;
3. Жизненные формы;
4. Распространение.
Тема 8. Экологические ниши
1. Понятие экологической ниши;
2. Правило конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе;
3. Способы выхода из конкуренции: способ фуражировки, размерная
дифференциация, размерная дифференциация, поведенческие
различия, пространственная дифференциация, различия во времени
активности.
Тема 9. Саванны
1. Определение саванны;
2. Саванны Африки;
3. Саванны Восточной Азии;
4. Саванны Южной Америки;
5. Саванны Австралии.
Тема 10. Степи
1. Определение степей;
2. Степи Евразии;
3. Степи (прерии) Северной Америки;
4. Степи (пампасы) Южной Америки.
Тема 11. Пустыни
1. Характеристика пустынь;
2. Пустыни СНГ;
3. Пустыни Центральной Азии;
4. Пустыни Северной Америки;
5. Пустыни Африки;
6. Пустыни Австралии.
Тема 12. Леса умеренных широт северного полушария1. Листопадные леса Евразии;
2. Листопадные леса Северной Америки;
3. Хвойные леса Евразии;
4. Хвойные леса Северной Америки.
Тема 13. Построение карты биоценозов суши восточного и
западного полушария
Тема 14. Тундра, луга, болото
1. Тундра;
2. Азональные типы растительности;
3. Луговая растительность;
4. Болота
Тема 15. Происхождение культурных растений
1. Вклад Н. И. Вавилова в учение о происхождении культурных
растений;
2. Центры происхождения культурных растений.
Тема16. Материковая фауна СН
1. Зона тундры;
2. Тайга;
3. Широколиственные и смешанные леса.
Тема 17. Фауна степи и пустынь
1. Степи;
2. Пустыни.
Тематическое планирование курса
«Биогеография» для 11 класса. (34 часа).
№ Тема урока.
Количес
тво
часов
Практические
работы
Форма контроля
Дата
1 Биогеография:
1
1
Тест
предмет её изучения и
основные понятия2 Ареал.
Типология
ареалов. Динамика их
границ и структура
2
расселения видов
3 Основы ботанической
1
географии
4 Основные
эволюции
Земли
этапы
флоры
5 Растительность.
1
Фитоценоз
6 Основные
эволюции
Земли
этапы
фауны
7 Влажнотропические
1
или дождевые леса
8 Экологические ниши
9 Саванны
10 Степи
11 Пустыни
1
1
1
1
12 Леса умеренных широт
1
северного полушария
13 Построение
биоценозов
восточного полушария
карты
суши
13 Построение
биоценозов
западного полушария
карты
суши
14 Тундра, луга, болота
15 Происхождение
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Викторина
Доклады с презентациями
Построение таблицы
Тест
Построение таблицы
Электронная презентация
Тест
Викторина
Устный опрос
Тест
Опрос
Работа с контурной картой
Работа с контурной картой
Тест
Работа с контурной картойкультурных растений
16 Материковая фауна
2
СНГ
17 Фауна степи и пустынь
1
1
Работа с контурной картой
Работа в малых группах (по 5
человек) по изготовлению макетов
различных наземных экосистем с
отображением ландшафтных видов
животных
Итого
14
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова,
Л.Н.Елховская, В.В.Николина. М.: Просвещение, 1988. – 152 с.
2. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие /
Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардирики, 2003. – 480 с.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов
вузов. М.: Академический проспект, 2001. – 704 с.
4. Смолин, Н.К. Внеклассная работа по географии. – М.:
Просвещение, 1979. – 160 с.
5. Ахмадалиев, Ю. Топонимический кружок // География в школе,
1988. №6. – С. 59 60.6. Даринский, А.В. Методика преподавания географии. Учеб. пособие
для студентов географ. специальн. педагогических интов. – М.:
Просвещение, 1975. – 368 с.
7. Душина, И.В. Как научить школьников географии: Пособие для
начинающих учителей и студентов педагогических институтов и
университетов по географическим специальностям / И.В.Душина,
Г.А.Понурова. – М.: «Московский Лицей», 1996. – 192 с.
8. Каргалова, С.Ф. Методика преподавания географии
/
С.Ф.Каргалова, Т.С.Панфилова, В.Г.Эрдели. – М.: Просвещение,
1966. – 320 с.
9. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для
студентов пед. интов по геогр. спец. / Под ред. Л.М. Панчешниковой.
– М.: Просвещение, 1983. – 320 с.
10. Методические рекомендации по педагогической практике / Сост.
Н.А.Кильдишева, И.В.Харитонова, Ж.Г.Гаранина. – Саранск: Издво
Мордов. унта, 2004. – 24 с.
11. Молодых, П.Ф. Школьное краеведение. – РостовДон: Издво
РГУ, 1977. – 96 с.
12. Нуркова, В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484
с.
13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.:
Педагогическое общество, 2001. – 442 с.
14. Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии.
– Минск: Нар. Асвета, 1980. – 143 с.
15. Психология / Под ред. В.Н.Дружининой.СПб.: Питер, 2007. 650 с.
16. Пятунин, В.Б. Моделирующие компьютерные программы в
формировании опыта творческой деятельности учащихся. География
в школе, 3 5, 1993. С. 34 – 36.