Прикладной курс по географии Биогеография
Оценка 5

Прикладной курс по географии Биогеография

Оценка 5
Разработки курсов
doc
география
11 кл
10.05.2017
Прикладной курс по географии    Биогеография
Пояснительная записка 1. Актуальность изучения курса «Биогеография». В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением распределения организмов и их сообществ по земному шару и с выяснением основных причин и закономерностей такого размещения. Иными словами, при реализации курса биогеографии школьники изучают особенности пространственной организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности и животного населения. В основу курса положен принцип сравнительно-географичеоского и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира Земли и отдельных ее регионов.Пояснительная записка 1. Актуальность изучения курса «Биогеография». В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением распределения организмов и их сообществ по земному шару и с выяснением основных причин и закономерностей такого размещения. Иными словами, при реализации курса биогеографии школьники изучают особенности пространственной организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности и животного населения. В основу курса положен принцип сравнительно-географичеоского и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира Земли и отдельных ее регионов.
11 класс ПР.doc
Утверждаю: Директор Караозекской СШ  ___________/Даирова К.Е. «___»__________20___г. Согласовано: Завуч по УР ___________/Юрченко В.А. «___»___________20___г. Рассмотрено:  на заседании МО Протокол № ___________ от «___»________20___г. Прикладной курс по географии Биогеография                                   Предмет: География Класс: 11 «Б»    Тематическое планирование составила: Нурметова Ф.Р. 2016­2017 учебный год  Пояснительная записка 1. Актуальность изучения курса «Биогеография». В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением   распределения   организмов   и   их   сообществ   по   земному шару   и   с   выяснением   основных   причин   и   закономерностей   такого размещения.   Иными   словами,   при   реализации   курса   биогеографии школьники   изучают   особенности   пространственной   организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности   и   животного   населения.   В   основу   курса   положен принцип сравнительно­географичеоского и эколого­географического анализа   ареалов,   флор,   фаун,   растительности   и   животного   мира Земли и отдельных ее регионов.  2. Особенности курса.             Настоящая   программа   отражает   современные   подходы   к пониманию   общих   закономерностей   строения   и   распределения биомов по земной поверхности. В программе находят отражение и проблемы рационального использования жизненного использования жизненно важных для человека природных ресурсов.           В   лекционном   курсе   выясняются   наиболее   общие   проблемы биогеографии   –   учение   об   ареале,   флоре   и   фауне,   их   структуре, региональные   особенности,   исторические   изменения,   принципы районирования,   растительность   и   животное   население,   влияние антропогенных факторов на их размещение и структуру и др. В   ходе   освоения   курса   учащимися   осваиваются   такие   виды деятельности,   как   проектные   задания,   пресс   –   конференции, заочные   и   очные   экскурсии,   мультимедийные   уроки,   работа   с атласами. Результатом   успешного   прохождения   программы   может   служить участие     олимпиадах, интеллектуальных играх по географии. Полученные в рамках данного курса географические знания в дальнейшем могут служить основой для подготовки учащихся к выбору определенных профессий. Учащиеся должны знать (объяснять): –  распределение   организмов   и   их   сообществ   по   земному   шару, основные причины и закономерности такого размещения; географических викторинах, в – понятийно­категориальный аппарат; – особенности распространения биогеоценоза различных природных зон; – структурный видовой состав отдельных систем. Учащиеся должны уметь (называть, показывать): –  работать   с   контурной   картой   и   наносить   биогеографические области и царства; – давать комплексную характеристику природных зон, биот; –  делать   сравнительно­географическую   и   эколого­географический анализ   ареалов,   флор,   фаун,   растительности   и   животного   мира Земли и отдельных регионов; – строить и создавать картосхемы, диаграммы и их анализировать.  Система оценивания успешности прохождения курса В   процессе   изучения   данного   курса   выполняются   две   зачетные (промежуточные)   практические   работы   и   одна   итоговая   –   на последнем  занятии.  На  зачетной  работе  учащийся  выполняет  роль экскурсовода по одному из материков. Итоговая зачетная работа – проектная   деятельность   в   группах   по   2­3   человека   по   объектам природного  наследия  мира. После  выполнения  практических  работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.  3. Общие цели программы: ­вызвать интерес к предмету «Биогеография»; ­сформировать   у   школьников   систему   знаний   о   закономерностях  распределения живых организмов по поверхности земного шара и их функциональной роли в экосистемах.  ­в   процессе   изучения   курса   познакомить   учащихся   с   различными современными   технологиями,   методами   и   формами   представления географической информации; ­в   процессе   изучения   тем   курса   развиваются   способности   к самоопределению,   возможно   определение   будущего   профиля профессии, связанного с географией.  4. Общие задачи программы: ­ознакомиться с основами хорологии­науки об ареалах; ­изучить определения и понятия биогеографии; ­изучить теоретические основы ботанической географии; ­изучить теоретические основы зоогеографии; ­изучение   различных   типов   наземных   и   водных   экосистем   и принципов их функционирования.  5.   Информационное   обеспечение   курса.   Данный   курс   обеспечен следующими  информационными материалами: ­набором научных и научно­популярных видеофильмов о природе; ­научно­популярными   книгами,   статьями   и   прочими   материалами   о распространении растений и животных по земному шару. ­программой Google Eаrth 5.1. ­ интернет­ресурсами  II. Содержание курса «Биогеография» для 11 класса (34 часа).   Тема 1. Биогеография: предмет её изучения и основные понятия 1. Почему организмы обитают именно там, где они обитают; 2. Предмет и понятия биогеографии; 3. Ареал – хорология (наука об ареалах).   Тема 2.  Ареал. Типология ареалов. Динамика их границ и структура расселения видов 1. Понятие об ареале; 2. Типы ареалов; 3. Структура ареала – распределение вида внутри ареала; 4. Динамика границ ареалов. Тема 3. Основы ботанической географии Вопросы: 1. Понятия ботанической географии. Фитохорология; 2. Флора, её объём, историческое развитие, элементы; 3. Флористическое районирование; 4. Флора СНГ.   Тема 4. Основные этапы эволюции флоры Земли   ­ построение таблицы 1. Флора Протерозойской эры; 2. Флора Палеозойской эры; 3. Флора Мезозойской эры; 4. Флора Кайнозойской эры   Тема 5. Растительность. Фитоценоз 1. Определение растительности и фитоценоза, состав фитоценоза; 2. Классификация фитоценозов; 3. Влияние среды на фитоценозы; 4. Зональная и высотная поясность.   Тема 6. Основные этапы эволюции фауны Земли   ­ построение 1. Фауна Архейской эры; таблицы 2. Фауна Протерозойской эры; 3. Фауна Палеозойской эры; 4. Фауна Мезозойской эры; 5. Фауна  Кайнозойской эры.   Тема 7. Влажно­тропические или дождевые леса 1. Особенности флоры дождевых лесов; 2. Ярусность; 3. Жизненные формы; 4. Распространение.   Тема 8. Экологические ниши 1. Понятие экологической ниши; 2. Правило конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе; 3. Способы выхода из конкуренции: способ фуражировки, размерная дифференциация,   размерная   дифференциация,   поведенческие различия, пространственная дифференциация, различия во времени активности.               Тема 9. Саванны 1. Определение саванны; 2. Саванны Африки; 3. Саванны Восточной Азии; 4. Саванны Южной Америки; 5. Саванны Австралии.   Тема 10. Степи 1. Определение степей; 2. Степи Евразии; 3. Степи (прерии) Северной Америки; 4. Степи (пампасы) Южной Америки.   Тема 11. Пустыни 1. Характеристика пустынь; 2. Пустыни СНГ; 3. Пустыни Центральной Азии; 4. Пустыни Северной Америки; 5. Пустыни Африки; 6. Пустыни Австралии.   Тема 12. Леса умеренных широт северного полушария 1. Листопадные леса Евразии; 2. Листопадные леса Северной Америки; 3. Хвойные леса Евразии; 4. Хвойные леса Северной Америки.   Тема   13. Построение   карты   биоценозов   суши   восточного   и западного полушария   Тема 14. Тундра, луга, болото 1. Тундра; 2. Азональные типы растительности; 3. Луговая растительность; 4. Болота Тема 15. Происхождение культурных растений 1.   Вклад   Н.   И.   Вавилова   в   учение   о   происхождении   культурных растений; 2. Центры происхождения культурных растений.   Тема16. Материковая фауна СН 1. Зона тундры; 2. Тайга; 3. Широколиственные и смешанные леса.     Тема 17. Фауна степи и пустынь 1. Степи; 2. Пустыни.                      Тематическое планирование курса   «Биогеография» для 11 класса. (34 часа).   № Тема урока.    Количес­ тво часов  Практические работы            Форма контроля   Дата 1 Биогеография: 1 1 Тест предмет её изучения и основные понятия 2 Ареал. Типология ареалов.   Динамика   их границ и структура 2 расселения видов 3 Основы   ботанической 1 географии 4 Основные эволюции Земли   этапы   флоры   5 Растительность. 1 Фитоценоз 6 Основные эволюции Земли   этапы     фауны 7 Влажно­тропические 1 или дождевые леса 8 Экологические ниши 9 Саванны 10 Степи 11 Пустыни 1 1 1 1 12 Леса умеренных широт 1 северного полушария 13 Построение биоценозов восточного полушария карты   суши     13 Построение биоценозов западного полушария карты   суши     14 Тундра, луга, болота 15 Происхождение 1   1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Викторина Доклады с презентациями Построение таблицы Тест Построение таблицы Электронная презентация Тест Викторина Устный опрос Тест Опрос Работа с контурной картой Работа с контурной картой Тест Работа с контурной картой культурных растений 16 Материковая   фауна 2 СНГ 17 Фауна степи и пустынь   1 1 Работа с контурной картой Работа   в   малых   группах   (по   5 человек)   по   изготовлению   макетов различных   наземных   экосистем   с отображением   ландшафтных   видов животных Итого 14 20               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   1. Баранова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.Н.Елховская, В.В.Николина. ­ М.: Просвещение, 1988. – 152 с. 2.   Григорович,   Л.А.   Педагогика   и   психология:   Учеб.   пособие   / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардирики, 2003. – 480 с. 3.   Абрамова,   Г.С.   Возрастная   психология:   Учебник   для   студентов вузов.­ М.: Академический проспект, 2001. – 704 с. 4.   Смолин,   Н.К.   Внеклассная   работа   по   географии.   –   М.: Просвещение, 1979. – 160 с. 5.   Ахмадалиев,   Ю.   Топонимический   кружок   //   География   в   школе, 1988. №6. – С. 59 ­60. 6. Даринский, А.В. Методика преподавания географии. Учеб. пособие для   студентов   географ.   специальн.   педагогических   ин­тов.   –   М.: Просвещение, 1975. – 368 с. 7.   Душина,   И.В.   Как   научить   школьников   географии:   Пособие   для начинающих   учителей   и   студентов   педагогических   институтов   и университетов   по   географическим   специальностям   /   И.В.Душина, Г.А.Понурова. – М.: «Московский Лицей», 1996. – 192 с. 8.   Каргалова,   С.Ф.   Методика   преподавания   географии   / С.Ф.Каргалова,   Т.С.Панфилова,   В.Г.Эрдели.   –   М.:   Просвещение, 1966. – 320 с. 9. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин­тов по геогр. спец. / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с. 10. Методические рекомендации по педагогической практике / Сост. Н.А.Кильдишева, И.В.Харитонова, Ж.Г.Гаранина. – Саранск: Изд­во Мордов. ун­та, 2004. – 24 с. 11.   Молодых,   П.Ф.   Школьное   краеведение.   –   Ростов­Дон:   Изд­во РГУ, 1977. – 96 с. 12. Нуркова, В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с. 13.   Обухова,   Л.Ф.   Возрастная   психология.   Учебник.   –   М.:  Педагогическое общество, 2001. – 442 с. 14. Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. – Минск: Нар. Асвета, 1980. – 143 с. 15. Психология / Под ред. В.Н.Дружининой.СПб.: Питер, 2007. ­ 650 с. 16.   Пятунин,   В.Б.   Моделирующие   компьютерные   программы   в формировании опыта творческой деятельности учащихся. География в школе, 3 5, 1993. С. 34 – 36.

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография

Прикладной курс по географии Биогеография

Прикладной курс по географии    Биогеография
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017