Прикладной курс по географии Биогеография

  • Разработки курсов
  • doc
  • 10.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка 1. Актуальность изучения курса «Биогеография». В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением распределения организмов и их сообществ по земному шару и с выяснением основных причин и закономерностей такого размещения. Иными словами, при реализации курса биогеографии школьники изучают особенности пространственной организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности и животного населения. В основу курса положен принцип сравнительно-географичеоского и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира Земли и отдельных ее регионов.Пояснительная записка 1. Актуальность изучения курса «Биогеография». В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением распределения организмов и их сообществ по земному шару и с выяснением основных причин и закономерностей такого размещения. Иными словами, при реализации курса биогеографии школьники изучают особенности пространственной организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности и животного населения. В основу курса положен принцип сравнительно-географичеоского и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительности и животного мира Земли и отдельных ее регионов.
Иконка файла материала 11 класс ПР.doc
Утверждаю: Директор Караозекской СШ  ___________/Даирова К.Е. «___»__________20___г. Согласовано: Завуч по УР ___________/Юрченко В.А. «___»___________20___г. Рассмотрено:  на заседании МО Протокол № ___________ от «___»________20___г. Прикладной курс по географии Биогеография                                   Предмет: География Класс: 11 «Б»    Тематическое планирование составила: Нурметова Ф.Р.2016­2017 учебный год  Пояснительная записка 1. Актуальность изучения курса «Биогеография». В настоящее время актуальность приобретают знания, связанные с изучением   распределения   организмов   и   их   сообществ   по   земному шару   и   с   выяснением   основных   причин   и   закономерностей   такого размещения.   Иными   словами,   при   реализации   курса   биогеографии школьники   изучают   особенности   пространственной   организации растительного и животного мира планеты. Одновременно учащиеся познают взаимосвязь и взаимообусловленность органического мира и географической среды, знакомятся с ландшафтообразующей ролью растительности   и   животного   населения.   В   основу   курса   положен принцип сравнительно­географичеоского и эколого­географического анализа   ареалов,   флор,   фаун,   растительности   и   животного   мира Земли и отдельных ее регионов.  2. Особенности курса.             Настоящая   программа   отражает   современные   подходы   к пониманию   общих   закономерностей   строения   и   распределения биомов по земной поверхности. В программе находят отражение и проблемы рационального использования жизненного использования жизненно важных для человека природных ресурсов.           В   лекционном   курсе   выясняются   наиболее   общие   проблемы биогеографии   –   учение   об   ареале,   флоре   и   фауне,   их   структуре, региональные   особенности,   исторические   изменения,   принципы районирования,   растительность   и   животное   население,   влияние антропогенных факторов на их размещение и структуру и др. В   ходе   освоения   курса   учащимися   осваиваются   такие   виды деятельности,   как   проектные   задания,   пресс   –   конференции, заочные   и   очные   экскурсии,   мультимедийные   уроки,   работа   с атласами. Результатом   успешного   прохождения   программы   может   служить участие     олимпиадах, интеллектуальных играх по географии. Полученные в рамках данного курса географические знания в дальнейшем могут служить основой для подготовки учащихся к выбору определенных профессий. Учащиеся должны знать (объяснять): –  распределение   организмов   и   их   сообществ   по   земному   шару, основные причины и закономерности такого размещения; географических викторинах, в– понятийно­категориальный аппарат; – особенности распространения биогеоценоза различных природных зон; – структурный видовой состав отдельных систем. Учащиеся должны уметь (называть, показывать): –  работать   с   контурной   картой   и   наносить   биогеографические области и царства; – давать комплексную характеристику природных зон, биот; –  делать   сравнительно­географическую   и   эколого­географический анализ   ареалов,   флор,   фаун,   растительности   и   животного   мира Земли и отдельных регионов; – строить и создавать картосхемы, диаграммы и их анализировать.  Система оценивания успешности прохождения курса В   процессе   изучения   данного   курса   выполняются   две   зачетные (промежуточные)   практические   работы   и   одна   итоговая   –   на последнем  занятии.  На  зачетной  работе  учащийся  выполняет  роль экскурсовода по одному из материков. Итоговая зачетная работа – проектная   деятельность   в   группах   по   2­3   человека   по   объектам природного  наследия  мира. После  выполнения  практических  работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.  3. Общие цели программы: ­вызвать интерес к предмету «Биогеография»; ­сформировать   у   школьников   систему   знаний   о   закономерностях  распределения живых организмов по поверхности земного шара и их функциональной роли в экосистемах.  ­в   процессе   изучения   курса   познакомить   учащихся   с   различными современными   технологиями,   методами   и   формами   представления географической информации; ­в   процессе   изучения   тем   курса   развиваются   способности   к самоопределению,   возможно   определение   будущего   профиля профессии, связанного с географией.  4. Общие задачи программы: ­ознакомиться с основами хорологии­науки об ареалах; ­изучить определения и понятия биогеографии; ­изучить теоретические основы ботанической географии; ­изучить теоретические основы зоогеографии; ­изучение   различных   типов   наземных   и   водных   экосистем   и принципов их функционирования.  5.   Информационное   обеспечение   курса.   Данный   курс   обеспечен следующими  информационными материалами: ­набором научных и научно­популярных видеофильмов о природе;­научно­популярными   книгами,   статьями   и   прочими   материалами   о распространении растений и животных по земному шару. ­программой Google Eаrth 5.1. ­ интернет­ресурсами  II. Содержание курса «Биогеография» для 11 класса (34 часа).   Тема 1. Биогеография: предмет её изучения и основные понятия 1. Почему организмы обитают именно там, где они обитают; 2. Предмет и понятия биогеографии; 3. Ареал – хорология (наука об ареалах).   Тема 2.  Ареал. Типология ареалов. Динамика их границ и структура расселения видов 1. Понятие об ареале; 2. Типы ареалов; 3. Структура ареала – распределение вида внутри ареала; 4. Динамика границ ареалов. Тема 3. Основы ботанической географии Вопросы: 1. Понятия ботанической географии. Фитохорология; 2. Флора, её объём, историческое развитие, элементы; 3. Флористическое районирование; 4. Флора СНГ.   Тема 4. Основные этапы эволюции флоры Земли   ­ построение таблицы 1. Флора Протерозойской эры; 2. Флора Палеозойской эры; 3. Флора Мезозойской эры; 4. Флора Кайнозойской эры   Тема 5. Растительность. Фитоценоз 1. Определение растительности и фитоценоза, состав фитоценоза; 2. Классификация фитоценозов; 3. Влияние среды на фитоценозы; 4. Зональная и высотная поясность.   Тема 6. Основные этапы эволюции фауны Земли   ­ построение 1. Фауна Архейской эры; таблицы2. Фауна Протерозойской эры; 3. Фауна Палеозойской эры; 4. Фауна Мезозойской эры; 5. Фауна  Кайнозойской эры.   Тема 7. Влажно­тропические или дождевые леса 1. Особенности флоры дождевых лесов; 2. Ярусность; 3. Жизненные формы; 4. Распространение.   Тема 8. Экологические ниши 1. Понятие экологической ниши; 2. Правило конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе; 3. Способы выхода из конкуренции: способ фуражировки, размерная дифференциация,   размерная   дифференциация,   поведенческие различия, пространственная дифференциация, различия во времени активности.               Тема 9. Саванны 1. Определение саванны; 2. Саванны Африки; 3. Саванны Восточной Азии; 4. Саванны Южной Америки; 5. Саванны Австралии.   Тема 10. Степи 1. Определение степей; 2. Степи Евразии; 3. Степи (прерии) Северной Америки; 4. Степи (пампасы) Южной Америки.   Тема 11. Пустыни 1. Характеристика пустынь; 2. Пустыни СНГ; 3. Пустыни Центральной Азии; 4. Пустыни Северной Америки; 5. Пустыни Африки; 6. Пустыни Австралии.   Тема 12. Леса умеренных широт северного полушария1. Листопадные леса Евразии; 2. Листопадные леса Северной Америки; 3. Хвойные леса Евразии; 4. Хвойные леса Северной Америки.   Тема   13. Построение   карты   биоценозов   суши   восточного   и западного полушария   Тема 14. Тундра, луга, болото 1. Тундра; 2. Азональные типы растительности; 3. Луговая растительность; 4. Болота Тема 15. Происхождение культурных растений 1.   Вклад   Н.   И.   Вавилова   в   учение   о   происхождении   культурных растений; 2. Центры происхождения культурных растений.   Тема16. Материковая фауна СН 1. Зона тундры; 2. Тайга; 3. Широколиственные и смешанные леса.     Тема 17. Фауна степи и пустынь 1. Степи; 2. Пустыни.                      Тематическое планирование курса   «Биогеография» для 11 класса. (34 часа).   № Тема урока.    Количес­ тво часов  Практические работы            Форма контроля   Дата 1 Биогеография: 1 1 Тест предмет её изучения и основные понятия2 Ареал. Типология ареалов.   Динамика   их границ и структура 2 расселения видов 3 Основы   ботанической 1 географии 4 Основные эволюции Земли   этапы   флоры   5 Растительность. 1 Фитоценоз 6 Основные эволюции Земли   этапы     фауны 7 Влажно­тропические 1 или дождевые леса 8 Экологические ниши 9 Саванны 10 Степи 11 Пустыни 1 1 1 1 12 Леса умеренных широт 1 северного полушария 13 Построение биоценозов восточного полушария карты   суши     13 Построение биоценозов западного полушария карты   суши     14 Тундра, луга, болота 15 Происхождение 1   1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Викторина Доклады с презентациями Построение таблицы Тест Построение таблицы Электронная презентация Тест Викторина Устный опрос Тест Опрос Работа с контурной картой Работа с контурной картой Тест Работа с контурной картойкультурных растений 16 Материковая   фауна 2 СНГ 17 Фауна степи и пустынь   1 1 Работа с контурной картой Работа   в   малых   группах   (по   5 человек)   по   изготовлению   макетов различных   наземных   экосистем   с отображением   ландшафтных   видов животных Итого 14 20               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   1. Баранова, И.И. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.Н.Елховская, В.В.Николина. ­ М.: Просвещение, 1988. – 152 с. 2.   Григорович,   Л.А.   Педагогика   и   психология:   Учеб.   пособие   / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардирики, 2003. – 480 с. 3.   Абрамова,   Г.С.   Возрастная   психология:   Учебник   для   студентов вузов.­ М.: Академический проспект, 2001. – 704 с. 4.   Смолин,   Н.К.   Внеклассная   работа   по   географии.   –   М.: Просвещение, 1979. – 160 с. 5.   Ахмадалиев,   Ю.   Топонимический   кружок   //   География   в   школе, 1988. №6. – С. 59 ­60.6. Даринский, А.В. Методика преподавания географии. Учеб. пособие для   студентов   географ.   специальн.   педагогических   ин­тов.   –   М.: Просвещение, 1975. – 368 с. 7.   Душина,   И.В.   Как   научить   школьников   географии:   Пособие   для начинающих   учителей   и   студентов   педагогических   институтов   и университетов   по   географическим   специальностям   /   И.В.Душина, Г.А.Понурова. – М.: «Московский Лицей», 1996. – 192 с. 8.   Каргалова,   С.Ф.   Методика   преподавания   географии   / С.Ф.Каргалова,   Т.С.Панфилова,   В.Г.Эрдели.   –   М.:   Просвещение, 1966. – 320 с. 9. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин­тов по геогр. спец. / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с. 10. Методические рекомендации по педагогической практике / Сост. Н.А.Кильдишева, И.В.Харитонова, Ж.Г.Гаранина. – Саранск: Изд­во Мордов. ун­та, 2004. – 24 с. 11.   Молодых,   П.Ф.   Школьное   краеведение.   –   Ростов­Дон:   Изд­во РГУ, 1977. – 96 с. 12. Нуркова, В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с. 13.   Обухова,   Л.Ф.   Возрастная   психология.   Учебник.   –   М.:  Педагогическое общество, 2001. – 442 с. 14. Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. – Минск: Нар. Асвета, 1980. – 143 с. 15. Психология / Под ред. В.Н.Дружининой.СПб.: Питер, 2007. ­ 650 с. 16.   Пятунин,   В.Б.   Моделирующие   компьютерные   программы   в формировании опыта творческой деятельности учащихся. География в школе, 3 5, 1993. С. 34 – 36.