«Приключения Волка и Зайца на лесной поляне»
Конспект урока по теме
«Деление с остатком» (урок 2)
Автор: Бисева Ольга Сергеевна, учитель математики, МОУ Брейтовская СОШ, Ярославской области.
Тема учебного раздела: Натуральные числа.
Продолжительность: 45 минут.
Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс.
Тип урока: урок комплексного применения знаний по теме «Деление с остатком».
Формы организации труда: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Форма проведения: урок-игра (прогулка по лесной поляне).
Связь с другими науками: природоведением.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, система голосования АctivЕхpression 2 (приготовлены на столах заранее), смайлики по 3 штуки на каждого обучающегося.
Пояснительная записка: при подготовке урока в 5 классе я руководствовалась возрастными особенностями учащихся и государственным стандартом по математике.
Цели урока
1. Образовательные:
- продолжать способствовать формированию навыков выполнения действия деления с остатком, навыков нахождения неизвестных компонентов из формулы а= сb + d, где а -делимое, с –неполное частное,b- делитель и d- остаток;
- проверить уровень сформированности навыка проверки выполнения действия деления с остатком.
2. Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства уважения, взаимопомощи, взаимопонимания;
- воспитывать уверенности в себе, мотивацию к обучению.
3. Развивающие:
- содействовать формированию навыка выполнения действия деления с остатком;
- формировать умение решать текстовые задачи;
- формировать умение учащихся работать в паре;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету при использовании заданий, показывающих взаимосвязь математики с другими предметами, с жизнью;
- способствовать развитию вычислительной культуры учащихся;
- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, мышления, внимания.
Здоровье сберегающий аспект урока:
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- чёткая организация урока;
- подвижная физкультминутка для снятия усталости.
Структура урока:
1. Организационный момент ( сообщение темы и целей урока).
2. Актуализация опорных знаний (правила и устный счет).
4. Работа по теме урока.
5. Математическая физкультминутка.
6. Повторение ранее изученного материала.
7. Самостоятельная работа (тест) .
8. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
8. Рефлексия
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Технологии, применяемые на уроке |
Решаемые проблемы |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Планируемые результаты |
||
предметные |
УУД |
личностные |
|||
Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, применение ИКТ. |
Как связаны между собой компоненты деления с остатком? |
устная работа, работа в парах, работа у доски, тестирование, индивидуальная работа. |
ПРЕДМЕТНЫЕ Знать: - названия компонентов деления с остатком; - правило нахождения делимого при делении с остатком. Уметь: - выполнять деление с остатком; - планировать решение задачи; - находить неизвестные компоненты действий деления и умножения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. -выполнять алгоритм деления с остатком в столбик.
|
Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать других. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата, составлять план Познавательные: уметь устанавливать аналогии. |
- Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. - развитие логического мышления, аккуратности, внимательности при решении задач, умения общаться в коллективе;
|
№ стр. |
Этап урока, страницы флипчарта
|
Действия учителя (ДУ) Формы организации работы учителя
|
Действия обучающихся
|
Формы организации работы обучающихся |
2 |
1. Организационный этап. Сообщение темы и цели урока.
|
- Здравствуйте! Садитесь! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. ДУ: обращает внимание на доску. Кликает на вопрос. Мотивация. -Прочитайте выражения. На какие 2 группы их можно разделить? - Как вы думаете, какую тему мы с вами сегодня будем изучать? ДУ: вызывает ученика к доске и просит его перенести выражения, которые делятся с остатком на первую доску, а без остатка на вторую. (добивается сообщения темы урока от учащихся, цели ставит учитель)
- Мы изучили с вами тему «Деление с остатком», научились находить неизвестные компоненты деления с остатком. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по изученной теме. Работа со страницей на ИД: нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Деление с остатком» |
Читают выражения вслух. Ответы детей. -делятся с остатком и делятся без остатка. Формулируют тему урока. - деление с остатком.
Работа со страницей на ИД: с помощью инструмента «Выбор» распределяют выражения на две доски.
Записывают тему урока в тетрадях. «Деление с остатком»
|
Фронтальная работа.
|
3
4
4
5
6 |
2.Актуализация опорных знаний.
3.Устный счёт.
4.Работа по теме урока.
|
- Ребята, чтобы вам на уроке было интересно и не скучно Волк и Заяц предлагают вам совершить прогулку по лесной тропинке, на которой ждут приключения и таинственный домик (обращает внимание на картинку ). Волк и Заяц очень любопытны и хотят знать, что в находится внутри домика. - А вы хотите узнать, что это за таинственный домик? ДУ: просит на пультах ответить (экспресс-голосование да/нет)
- Я вижу, что вы все дружно ответили, да! Не будем терять времени, отправляемся с нашими героями по лесной тропинке к таинственному домику.
- На пути у нас три пчёлки. Посмотри, что они хотят. Работа со страницей на ИД: кликает на цифру 1 (первая пчёлка). С изображения сделан переход на страницу с заданием.
- Первая пчёлка проголодалась и хочет подкрепиться нектаром, для этого вы должны ответить на вопросы. ДУ: предлагает учащимся устно дать ответы на предложенные на доске вопросы. - Может ли остаток быть больше делителя? - Может ли остаток быть равен делителю?
-Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» нажимает по розовым цветкам 1, 2, 3 появляются вопросы. - затем нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).
- Посмотрим, что предлагает вторая пчёлка.
Работа со страницей на ИД: кликает на цифру 2 (вторая пчёлка). С изображения сделан переход на страницу с заданием.
- после выполнения задания нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).
-У нас осталась ещё третья пчёлка.
Работа со страницей на ИД: кликает на цифру 3 (третья пчёлка). С изображения сделан переход на страницу с заданием. ДУ: С помощью пера предлагает детям произвести вычисления на стикер, который находится внизу страницы, затем проверить свой результат, стерев прямоугольники с помощью инструмента волшебные чернила. Первую строчку выполняем у доски, а вторую и третью по вариантам, затем учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы, учитель вызывает по ученику от каждого варианта. - Затем, кликает на знак вопроса, появляется вопрос.
- Как проверить ответ?
- после выполнения задания нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).
- Двигаемся дальше, посмотрите навстречу бежит ёж! ДУ: кликает по ежу.(осуществляется переход на страницу с заданием)
|
Внимательно слушают учителя.
Отвечают устно на вопросы, записанные на доске.
- нет.
-да, тогда число делится нацело (без остатка)
- формулируют правило.
Двое учащихся по очереди работают у доски (стальные помогают), один выполняет букву а), второй букву б).
Работа со страницей на ИД: Из правого "контейнера" переносим с помо-щью инструмента "выбор" ответы в прямоугольники-контейнеры (примеры).
Работа со страницей на ИД: ученик решает на стикере пример, затем проверяет ответ, используя волшебные чернила. На стикер наложено действие «пере-тащить копию», инструменты для выполнения задания также находится на стикере. Выполняют деление уголком в тетрадях. Взаимопроверка. Делают выводы, обобщение после заданного учителем вопроса. - Неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.
|
Работа на пультах.
Фронтальная устная работа.
Работа в тетрадях.
Работа у доски.
Самостояте-льная работа.
|
7
8
8 |
|
- Ёж, предлагает вам придумать число при делении которого… - Работаем в паре. Работа со страницей на ИД: Учитель вращает "вертушку", используя инструмент «выбор», учащиеся выполняют задание в тетрадях, затем можно попросить несколько пар по очереди записать ответ на стикере, на который наложено действие "перетащить копию".
-нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).
- Шагаем по тропинке дальше, посмотрите, из-за травы выглядывает муравей.
ДУ: кликает по муравью.(осуществляется переход на страницу с заданием)
- Муравей просит вас помочь Волку и решить задачу. - Откройте учебник на странице 82, № 531. - Прочитайте задачу. - Сколько деталей необходимо отлить? ДУ(работа на ИД): кликает на заголовок «Количество деталей» ( появляется ответ).
-Какова масса каждой детали?
ДУ(работа на ИД): кликает на заголовок «Масса одной детали» ( появляется ответ).
- Прочитайте, что нужно узнать в задаче?
ДУ(работа на ИД): кликает на заголовок «Всего чугуна» ( появляется ответ). - Посмотрите на таблицу и составьте план решения задачи.
ДУ: просит учащихся записать решение самостоятельно, а затем проверяет ответ вместе с учащимися.
Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» кликает на "прямоугольник", просит ученика рассказать действия, а сам в это время кликает на 1), 2),3) и 4) (проверяем действия вместе с классом). - Возвращаемся на полянку.
- Посмотрите на тропинку выбежал мышонок.
|
Выполняют задание.
Работа у доски «пером» на стикере.
Отвечают на вопросы. - 41деталь.
- 12 кг.
Работают индивидуально в тетрадях. - Сколько потребуется болванок по 16 кг? Сколько чугуна останется?
|
Работа в парах.
Коллективная работа (устно) и индивидуальная ( в тетрадях).
|
9
|
5. Физкультминутка.
|
- Математическая физкультминутка (1 мин.) -Я называю числа. Если они делятся на 2, то поднимаете руки вверх. Я называю числа. Если они делятся на 3, то наклон. Я называю числа. Если они делятся на 4, то приседаете. Я называю числа. Если они делятся на 5, то хлопок в ладоши, если нет, то ничего не делаете. Я называю числа. Если они делятся на 9, то руки в стороны.
Работа со страницей на ИД: - кликает по «мыши», появляется движение которое необходимо выполнить, затем щёлкает по порядку на предыдущее движение, появляется новое и т.д. - нажимает на «полянку» (осуществляется переход на другую страницу).
|
Выполняют подвижную физкультминутку. |
|
10 |
6. Повторение ранее изученного материала.
|
- Ребята, посмотрите, пока мы с вами шли, и не заметили, как оказались вблизи большого муравейника. - Давайте рассмотрим его поближе. Работа со страницей на ИД: - кликает по «муравейнику» (осуществляется переход на другую страницу) - Муравьи предлагают вам решить про них задачи? ДУ: кликает сначала на « большого муравья», в зелёной «тучке» появляется условие задачи, дети устно, а если кто затрудняется, то в тетрадях их решают. - Число 132 разделите на число лапок муравья и вы узнаете, сколько видов этих насекомых насчитывается в нашей области. - На 1 га леса должно быть от 2-х до 5-ти муравейников. Будет ли достаточно 27 муравейников для леса в 5 га? Ответ обоснуйте. - Вычислите высоту нашего муравейника 65 см умножьте на 2 . Ответ выразите в метрах и сантиметрах. (Если будет позволять время на уроке, то можно посмотреть материал для любознательных, кликнув на значок книги в правом верхнем углу.)
Работа со страницей на ИД: затем кликает по муравьям в муравейнике, в зелёной «тучке» снова появляются задачи. - нажимает на «полянку» (осуществляется переход на другую страницу).
|
Решают задачи.
Дают ответы на задачи.
- 132: 6 = 22
- да, т.к. 27:5= 5 муравейников на 1 га и 2 останутся.
- 65×2 = 135 см = 1м 35 см |
Работа в тетрадях. |
11 |
|
- Мы с вами у дверей домика. Работа со страницей на ИД: кликает по изображению «божьей коровки» , Волк и Заяц оказываются у дверей домика. - Откроем дверь и «зайдём» в него. Работа со страницей на ИД: кликает по изображению «двери», осуществляется переход на другую страницу.
- Ребята, посмотрите на столе лежат пульты и какая-то книга.
Работа со страницей на ИД: кликает по изображению «пультов», осуществляется переход на страницу тестирования.
ДУ: проводит тестирование.
Работа со страницей на ИД: кликает по синей стрелке слева внизу, осуществляется переход на предыдущую страницу.
- Давайте посмотрим, что это за книга. Работа со страницей на ИД: кликает по изображению «книги». - Прочитайте, что на ней написано? - А кто автор? |
Учащиеся с интересом наблюдают за происходящим.
Читают: «Арифметика» Отвечают - автора нет. |
Тестовая работа. (на пультах)
|
12 |
7. Домашнее задание.
|
- С учебником «Арифметики» и её автором мы познакомимся на следующем уроке. - Давайте подведём итог урока.
ДУ: подводит итоги урока.
- Запишите домашнее задание.
Работа со страницей на ИД: щёлкает по прямоугольнику, появляется домашнее задание. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
Фронтальная работа |
|
8. Рефлексия.
|
- У каждого из вас по 3 смайлика (весёлый, грустный, равнодушный). Положите в конверт тот смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.
-- СПАСИБО ЗА УРОК! |
Складывают в конверт смайлики, соответствующие настроению после урока.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.