«Приключения Волка и Зайца на лесной поляне» Конспект урока по теме «Деление с остатком» (урок 2)

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК 2.docx

«Приключения Волка и Зайца на лесной поляне»

Конспект урока по теме

«Деление с остатком» (урок 2)

Автор: Бисева Ольга Сергеевна, учитель математики, МОУ Брейтовская СОШ, Ярославской области.

Тема учебного раздела: Натуральные числа.

Продолжительность: 45 минут.

Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс.

Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Н.Я. Виленкин,  В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс.

Тип урока: урок комплексного применения знаний по теме «Деление с остатком».

Формы организации труда: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Форма проведения: урок-игра (прогулка по лесной поляне).

Связь с другими науками: природоведением.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, система голосования АctivЕхpression 2 (приготовлены на столах заранее), смайлики по 3 штуки на каждого обучающегося.

Пояснительная записка: при  подготовке урока в 5 классе  я руководствовалась возрастными особенностями учащихся и государственным стандартом по математике.

Цели урока

1.     Образовательные:

- продолжать способствовать формированию навыков выполнения действия деления с остатком, навыков нахождения неизвестных компонентов из формулы а= сb + d, где а -делимое, с –неполное частное,b- делитель и d- остаток;

- проверить уровень сформированности навыка проверки выполнения действия деления с остатком.

          2. Воспитательные:

- способствовать воспитанию чувства уважения, взаимопомощи, взаимопонимания;

- воспитывать уверенности в себе, мотивацию к обучению.

3.     Развивающие:

- содействовать формированию  навыка выполнения действия деления с остатком;

- формировать умение решать текстовые задачи;

- формировать умение учащихся работать в паре;

- способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету при использовании заданий, показывающих взаимосвязь математики с другими предметами, с жизнью;

- способствовать развитию вычислительной культуры учащихся;

- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, мышления, внимания.

Здоровье сберегающий аспект урока:

- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

- чёткая организация урока;

- подвижная физкультминутка для снятия усталости.

 

Структура урока:

1. Организационный момент ( сообщение темы и целей урока).

2. Актуализация опорных знаний (правила и устный счет).

4. Работа по теме урока.

5. Математическая физкультминутка.

6. Повторение ранее изученного материала.

7. Самостоятельная работа (тест) .

8. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

8. Рефлексия

 

 

                                                   ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Технологии,

применяемые

на уроке

Решаемые

проблемы

Виды деятельности

(элементы содержания,

контроль)

 

Планируемые результаты

предметные

УУД

личностные

Здоровьесбережения, личностно-ориентированного  обучения, применение ИКТ.

Как связаны между собой компоненты деления с остатком? 

устная работа, работа в парах, работа у доски, тестирование, индивидуальная работа.

 ПРЕДМЕТНЫЕ

Знать:

- названия компонентов деления с остатком;

- правило нахождения делимого при делении с остатком.

Уметь:

- выполнять деление с остатком;

- планировать решение задачи;

- находить неизвестные компоненты действий деления и умножения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ.

-выполнять алгоритм деления с остатком в столбик.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать других.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата, составлять план

Познавательные: уметь устанавливать аналогии.

- Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

- развитие логического мышления, аккуратности, внимательности при решении задач, умения общаться в коллективе;

 

№ стр.

 

Этап урока,

страницы флипчарта

 

Действия учителя (ДУ)

Формы организации работы учителя

 

Действия обучающихся

 

Формы организации работы обучающихся

 

 

 

2

1.     Организационный этап.

Сообщение темы и цели урока.

 

 

 

- Здравствуйте! Садитесь! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

ДУ: обращает внимание на доску. Кликает на вопрос.

Мотивация.

  -Прочитайте выражения. На какие 2 группы  их можно разделить?

- Как вы думаете, какую тему мы с вами сегодня будем изучать?

ДУ: вызывает ученика к доске и просит его перенести выражения, которые делятся с остатком на первую доску, а без остатка на вторую.

 (добивается сообщения темы урока от учащихся, цели ставит учитель)

 

- Мы изучили с вами тему «Деление с остатком», научились находить неизвестные компоненты деления с остатком. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по изученной теме.

Работа со страницей на ИД:  нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока «Деление с остатком»

 

 

 

 

 

Читают выражения вслух.

Ответы детей.

-делятся с остатком и делятся без остатка.

Формулируют тему урока.

- деление с остатком.

 

Работа со страницей на ИД:  с помощью инструмента «Выбор» распределяют выражения на две доски.

 

Записывают тему урока в тетрадях.

«Деление с остатком»

 

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Устный счёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа по теме урока.

 

 

- Ребята, чтобы вам на уроке было интересно и не скучно Волк и Заяц предлагают вам совершить прогулку по лесной тропинке, на которой ждут приключения  и  таинственный домик

(обращает внимание на картинку ).

Волк и Заяц очень любопытны и хотят знать, что в находится внутри домика.

- А вы хотите узнать, что это за таинственный домик?

ДУ:  просит на пультах ответить (экспресс-голосование да/нет)

 

 

 

 

 

- Я вижу, что вы все дружно ответили, да!

Не будем терять времени, отправляемся с нашими героями по лесной тропинке к  таинственному домику.

 

 

- На пути у нас три пчёлки. Посмотри, что они хотят.

Работа со страницей на ИД:  кликает на цифру 1 (первая пчёлка). С изображения сделан переход на страницу с заданием.

 

- Первая пчёлка проголодалась и хочет подкрепиться нектаром, для этого вы должны ответить на вопросы.

ДУ: предлагает учащимся устно дать ответы на предложенные на доске вопросы.

- Может ли остаток быть больше делителя?

- Может ли остаток быть равен делителю?

 

-Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

 

 

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» нажимает

 по розовым цветкам  1, 2, 3 появляются вопросы.

- затем нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

 

- Посмотрим, что предлагает вторая пчёлка.

 

Работа со страницей на ИД:  кликает на цифру 2 (вторая пчёлка). С изображения сделан переход на страницу с заданием.

 

- после выполнения задания нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

-У нас осталась ещё третья пчёлка.

 

Работа со страницей на ИД:  кликает на цифру 3 (третья пчёлка). С изображения сделан переход на страницу с заданием.

 ДУ: С помощью пера предлагает детям произвести вычисления на стикер, который находится внизу страницы, затем проверить свой результат, стерев прямоугольники с помощью инструмента волшебные чернила.

Первую строчку выполняем у доски, а вторую и третью по вариантам, затем учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы, учитель вызывает по ученику от каждого варианта.

- Затем, кликает на знак вопроса, появляется вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как проверить ответ?

 

- после выполнения задания нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

- Двигаемся дальше, посмотрите навстречу бежит ёж!

  ДУ: кликает по ежу.(осуществляется переход на страницу с заданием)

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают устно на вопросы, записанные на доске.

 

 

 

 

 

- нет.

 

-да, тогда число делится нацело (без остатка)

 

- формулируют правило.

 

 

 

 

 

 

 

Двое учащихся  по очереди работают у доски (стальные помогают), один  выполняет букву а), второй букву б).

 

Работа со страницей на ИД:  Из правого "контейнера" переносим с помо-щью инструмента "выбор" ответы в прямоугольники-контейнеры (примеры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со страницей на ИД:  ученик решает на стикере пример, затем проверяет ответ, используя волшебные чернила.

На стикер наложено действие «пере-тащить копию», инструменты для выполнения задания также находится на стикере.

Выполняют деление уголком в тетрадях.

Взаимопроверка.

Делают выводы, обобщение после заданного учителем вопроса.

- Неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на пультах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная устная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

 

 

 

Работа у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостояте-льная работа.

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ёж, предлагает  вам придумать число при делении которого…

- Работаем в паре.

Работа со страницей на ИД:

Учитель вращает "вертушку", используя инструмент «выбор», учащиеся выполняют задание в тетрадях, затем можно попросить несколько пар по очереди записать ответ на стикере, на который наложено действие "перетащить копию".

 

-нажимает на изображение «полянки» (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

- Шагаем  по тропинке дальше, посмотрите, из-за травы выглядывает муравей.

 

ДУ: кликает по муравью.(осуществляется переход на страницу с заданием)

 

 

- Муравей просит вас помочь Волку и решить задачу.

- Откройте учебник на странице 82,

 № 531.

- Прочитайте задачу.

- Сколько деталей необходимо отлить?

ДУ(работа на ИД): кликает на заголовок «Количество деталей» ( появляется ответ).

 

-Какова масса каждой детали?

 

ДУ(работа на ИД): кликает на заголовок «Масса одной детали» ( появляется ответ).

 

- Прочитайте, что нужно узнать в задаче?

 

ДУ(работа на ИД): кликает на заголовок «Всего чугуна» ( появляется ответ).

- Посмотрите на таблицу и составьте план решения задачи.

 

ДУ: просит учащихся записать решение самостоятельно, а затем проверяет ответ вместе с учащимися.

 

 

 

Работа со страницей на ИД:

С помощью инструмента «Выбор» кликает на "прямоугольник", просит ученика рассказать действия, а сам в это время кликает на 1), 2),3) и 4) (проверяем действия вместе с классом).

-  Возвращаемся на полянку.

 

- Посмотрите на тропинку выбежал мышонок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

Работа у доски  «пером» на стикере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

- 41деталь.

 

 

 

- 12 кг.

 

 

Работают индивидуально в тетрадях.

- Сколько потребуется болванок по 16 кг? Сколько чугуна останется?

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа (устно)

 и индивидуальная ( в тетрадях).

 

 

 

 

9

 

 

 

 

5. Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Математическая физкультминутка (1 мин.)
Цель: повторение признаков делимости.

-Я называю числа. Если они делятся на 2, то поднимаете руки вверх.

Я называю числа. Если они делятся на 3, то наклон.

Я называю числа. Если они делятся на 4, то приседаете.

Я называю числа. Если они делятся на 5, то хлопок в ладоши, если нет, то ничего не делаете.

Я называю числа. Если они делятся на 9, то руки в стороны.

 

Работа со страницей на ИД: 

- кликает по «мыши», появляется движение которое необходимо выполнить, затем щёлкает по порядку на предыдущее движение, появляется новое и т.д.

 - нажимает на «полянку» (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют подвижную физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

10

 

6. Повторение ранее изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, посмотрите,  пока мы с вами шли, и не заметили, как оказались вблизи большого муравейника.

- Давайте рассмотрим его поближе.

Работа со страницей на ИД: 

- кликает по «муравейнику» (осуществляется переход на другую страницу)

- Муравьи предлагают вам решить про них задачи?

ДУ: кликает сначала на « большого муравья», в зелёной «тучке» появляется условие задачи, дети устно, а если кто затрудняется, то в тетрадях их решают.

- Число 132 разделите на число лапок муравья и вы узнаете, сколько видов этих насекомых насчитывается в нашей области.

- На 1 га леса должно быть от 2-х до 5-ти муравейников. Будет ли достаточно 27 муравейников для леса в 5 га? Ответ обоснуйте.

- Вычислите высоту нашего муравейника

  65 см умножьте на 2 . Ответ выразите в метрах и сантиметрах.

(Если будет позволять время на уроке, то можно посмотреть материал для любознательных, кликнув на значок книги в правом верхнем углу.)

 

Работа со страницей на ИД:   затем кликает по муравьям в муравейнике, в зелёной «тучке» снова появляются задачи.

- нажимает на «полянку» (осуществляется переход на другую страницу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачи.

 

 

 

 

 

 

Дают ответы на задачи.

 

 

- 132: 6 = 22

 

- да, т.к. 27:5= 5  муравейников на 1 га и 2 останутся.

 

- 65×2 = 135 см = 1м 35 см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы с вами у дверей домика.

Работа со страницей на ИД:  кликает по изображению «божьей коровки» , Волк и Заяц оказываются у дверей домика.

- Откроем дверь и «зайдём» в него.

Работа со страницей на ИД:  кликает по изображению «двери», осуществляется переход на другую страницу.

 

 

 

 

 

- Ребята, посмотрите на столе лежат пульты и какая-то книга.

 

Работа со страницей на ИД:  кликает по изображению «пультов», осуществляется переход на страницу тестирования.

 

ДУ: проводит тестирование.

 

Работа со страницей на ИД:  кликает по синей стрелке слева внизу, осуществляется  переход на предыдущую страницу.

 

- Давайте посмотрим, что это за книга.

Работа со страницей на ИД:  кликает по изображению «книги».

- Прочитайте, что на ней написано?

- А кто автор?

 

Учащиеся с интересом наблюдают за происходящим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают: «Арифметика»

Отвечают

- автора нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовая работа.

(на пультах)

 

 

 

 

12

 

7. Домашнее задание.

 

 

 

- С учебником «Арифметики» и её автором мы познакомимся на следующем уроке.

- Давайте подведём итог урока.

 

ДУ: подводит итоги урока.

 

- Запишите домашнее задание.

 

Работа со страницей на ИД:   щёлкает по прямоугольнику, появляется домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Фронтальная работа

 

 

 

8. Рефлексия.

 

 

 

 

 

- У каждого из вас по 3 смайлика (весёлый, грустный, равнодушный). Положите в конверт тот смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

 

-- СПАСИБО  ЗА УРОК!

Складывают в конверт смайлики, соответствующие настроению после урока.