Тема: «Приключение Незнайки и его друзей. Легко ли стать музыкантом?»
Цель урока:
Формировать основы духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
- Прививать любовь и уважение к музыке, как предмету искусства;
- формировать эмоциональную отзывчивость на окружающий мир;
- обучать основам музыкальной грамоты;
- воспитывать чувство уважения к творческому труду;
- развивать вокально – хоровые навыки.
Музыкальный материал:
- «В траве сидел кузнечик» Н.Носов, В.Шаинский;
- Песня о Незнайке «Меладзе»
Дополнительный материал:
Н.Носов «Как Незнайка хотел стать музыкантом»;
Оборудование:
- музыкальные инструменты
- интерактивное оборудование;
- фонохрестоматия, нотная хрестоматия.
Ход урока:
Добрый день, дорогие ребята!!! Посмотрите на меня и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь, а теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь мы проверим какое у вас настроение, у вас на столе лежат карточки с веселыми и грустными мордашками, поднимите карточку, соответствующую вашему настроению в данный момент (дети поднимают карточки). Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие, а ещё со встречи с нашим давним знакомым, кто он такой вы поймете из рассказа.
КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ
Если он брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он выучился только по слогам, а писать умел только печатными буквами.
Он был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться.
Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательный музыкант. У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них. Все слушали музыку и очень хвалили. Ему было завидно, что хвалят Гуслю, вот он и стал просить его:
– Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.
– Учись, – согласился Гусля. – На чем ты хочешь играть?
– А на чем легче всего выучиться?
– На балалайке.
– Ну, давай сюда балалайку, я попробую.
Гусля дал ему балалайку. Он забренчал на струнах. Потом говорит:
– Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, по громче.
Гусля дал ему скрипку. Он принялся пиликать смычком по струнам и сказал:
– А еще громче ничего нет?
– Еще труба есть, – ответил Гусля.
– Давай-ка ее сюда, попробуем.
Гусля дал ему большую медную трубу. Он как подует в нее, труба как заревет!
– Вот это хороший инструмент! – обрадовался он. – Громко играет!
– Ну, учись на трубе, если тебе нравится, – согласился Гусля.
Так какой же герой будет присутствовать сегодня на нашем занятии?
На каких музыкальных инструментах пытался играть Незнайка?
(балалайка, скрипка, труба)
Мы с вами знаем, что все музыкальные инструменты делятся на три группы, скажите, на какие три основные группы делятся все музыкальные инструменты?
( струнные, духовые, ударные), а какие вы ещё знаете инструменты, мы сейчас узнаем загадав вам музыкальные загадки.
1. Деревяшка, три струны,
Натянутых, тонких,
Вы узнать её должны, играет очень звонко!
Поскорее угадайка, что же это? (балалайка)
2. В лесу вырезана, гладко вытесана.
Поёт-заливается, как называется?
3. Первые марши играют военные, дяденьки дуют лишь в них, здоровенные.
А вот вторые на крышах стоят, дружно зимою все сильно дымят.
4.
Деревянные
сестрички,
Две сестрички-невелички,
Застучали по бокам.
Я ответил: трам-там-там.
5. От гармони Он родился,
С пианино подружился.
Он и
на баян похож.
Как его ты назовёшь?
6.
У него рубашка в
складку, Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем, с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян Голосистый мой…
7.
Я стою на трёх
ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?
У
какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Элегантный наш ...
8. Форте – громко,
пиано – тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно…
-Ребята, а давайте сейчас с вами попробуем сыграть на различных инструментах (Учитель одевает на одного ребенка из класса шляпу Незнайки и просит сыграть на различных муз. инструментах).
- Вам понравилась игра ребят, которые, так же как и Незнайка не умели играть на этих музыкальных инструментах? (нет).
- А, почему не понравилась? (музыка звучала не красивая, грубая, шумная, и т.д.)
- Вот именно поэтому жители Цветочного городка и не захотели слушать игру горе – музыканта Незнайки.
Вот и Незнайка принялся дуть в трубу, а так как играть он не умел, то труба у него и ревела, и хрипела, и визжала, и хрюкала. Гусля слушал, слушал… Наконец ему надоело. Он надел свою бархатную тужурку, нацепил на шею розовый бантик, который носил вместо галстука, и ушел в гости.
Вечером, когда все малыши собрались дома. Незнайка снова взялся за трубу и принялся дуть в нее, сколько хватало сил:
– Бу-бу-бу-у! Ду-ду-ду-у!
– Что за шум? – закричали все.
– Это не шум, – ответил Незнайка. – Это я играю.
– Перестань сейчас же! – закричал Знайка. – От твоей музыки уши болят!
– Это потому, что ты к моей музыке еще не привык. Вот привыкнешь – и уши не станут болеть.
– А я и не хочу привыкать. Очень мне нужно!
Но Незнайка не слушал его и продолжал играть
И малыши прогнали его на улицу
Незнайка пошел на улицу и стал играть– его стали и оттуда гнать, а он решил им назло играть и играть. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. Насилу он убежал от них со своей трубой.
С тех пор Незнайка перестал играть на трубе.
– Моей музыки не понимают, – говорил он. – Еще не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут – сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть.
- Почему жители цветочного города не захотели слушать музыку Незнайки?
-Из- за чего Незнайка так и не стал музыкантом?
- Что нужно знать, чтобы красиво исполнять музыку?
- А вы знаете ноты? (да)
- А это мы сейчас проверим, сыграв в игру:
«Угадай, какая нотка спряталась?». Работа на нотном стане.
- Ребята, вот если бы Незнайка учился, не ленился, не хитрил, то наверняка бы научился играть на музыкальных инструментах.
-Ребята, скажите, а можем ли мы назвать Незнайку исполнителем?
- А что можно исполнять?
Музыкально- танцевальная разминка.
Ребята, вот мы говорим с вами, что Незнайке, чтобы стать музыкантом нужно было трудиться, а знаете ли вы русские пословицы о трудею Это мы сейчас проверим (каждому ребенку раздаются слова, котрые он должен сложить в единую пословицу.
Русские пословицы:
- Ребята, а что же еще любил делать незнайка, кроме игры на музыкальных инструментах? (песни петь)
- А какую песню любил петь Незнайка? Давайте ее споем с вами.
- А как мы будем исполнять эту песню? (весело, задорно)
«В траве сидел кузнечик». Н.Носов, В.Шаинский – исполнение песни.
Итог урока:- Сегодня на уроке, мы занимались разными видами деятельности, пели, слушали музыку, играли.
- Скажите, а легко ли быть настоящими музыкантами?
- Чему мы еще должны научиться? (слушаем ответы детей)
- Что бы стать настоящим музыкантам, надо долго учиться, сначала в музыкальной школе, а потом в колледже искусств или в консерватории. Надо обладать музыкальным слухом, большой усидчивостью, терпением, старанием, упорством, как впрочем, и в любом деле, за которое бы вы не взялись. Пожелаем нашим ребятам, всех этих качеств в учебе и в труде! И тогда у вас все обязательно получится!
Рефлексия «Веселые и грустные мордашки»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.