Урок развития речи: «Есть хлеб – будет жизнь!»
Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Цель урока: раскрытие значения хлеба и его необходимости для человека.
Задачи:
Ø расширить знания о хлебе и о его пользе;
Ø формировать интерес к истории хлеба, русскому народному творчеству, литературе, искусству;
Ø воспитывать чувство бережного отношения к хлебу;
Ø расширить кругозор, повысить культуру учащихся;
Ø учить детей работать в группе.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» 4 класс 1часть авт. Н.Ф.Виноградова
Тетрадь по окружающему миру 4 класс 1часть авт. Н.Ф.Виноградова Выставка книг на переносном стенде, пословиц, загадок о хлебе. Хлебобулочные изделия на большом блюде, покрытом рушником.
Иллюстрации зерновых культур. Компьютер, проектор. Рисунки колосков, расположенные на стене компьютерного класса.
Индивидуальные слуховые аппараты, фонетический экран.
Ход урока
I. Организационный момент (Педагог уходит за фонетический экран, речевой материал обучающиеся воспринимают на слуховой основе)
Учитель (Далее У.:)
Хлеб, хлебный колосок, хлебушко, хлеб – всему голова, мама испекла хлеб, мягкий хлеб и т.д.
II. Актуализация темы:
У.: Ребята, хочу рассказать вам историю. Встретились два человека. Один говорит: Хлеб – это самое дорогое, что есть у человека. Другой говорит: Нет, золото дороже всего на свете, даже дороже хлеба.
Как вы думаете, кто из них прав? (Произвольные ответы детей)
У.: Если у человека есть золото, он не должен этим гордиться. Давайте представим себе, что человек целую неделю будет жить без хлеба. Он, конечно, отдаст всё своё золото за хлеб, потому что без хлеба человек не может жить. Вы каждый день едите хлеб? Он вам не надоедает? Человек может прожить без хлеба? (Произвольные ответы)
Вот теперь и подумайте, что самое ценное в нашей жизни?
Дети (Далее Д.:)Хлеб.
У.:Так о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
III. Постановка темы и цели урока
У.: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. О том, как хлеб необходим человеку. Тема нашего урока «Есть хлеб – будет жизнь!».
Послушайте Алёну:
Вот он, хлебушко
душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Пышный, мягкий,
пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной,
Шёл к тебе издалека.
IV. Знакомство с новым материалом
У.: Ребята, египтяне самые первые начали выпекать хлеб. Этот хлеб был в виде лепёшек, и выпекали египтяне его на горячих камнях, прогретых солнцем. Как вы думаете, из каких зёрен делали пшеничный и ячменный хлеб? (Произвольные ответы детей, показ колосков ячменя и пшеницы)
На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого теста. В тесто добавляли дрожжи, муку, яйца, соль. После того как тесто постоит какое-то время, из него выпекали хлеб. Хлеб на Руси всегда ласково называли хлеб-батюшка. А почему? Потому что хлеб был основным средством пропитания, давал человеку силу и энергию.
В России мастера хлебопёки демонстрировали своё кулинарное искусство на ежегодных ярмарках. Россия славилась хлебопеками, которые демонстрировали своё мастерство на ярмарках. В городе Саратове пекли огромный калач, покрывали его чистой тряпкой, везли на ярмарку и маленькие ребята могли на нём прыгать как на перине. Большой калач не терял формы, оставался таким же круглым, и не терял вкуса. Вот такая история у русского хлебушка. А сейчас предлагаю вам побывать на ярмарке и поиграть в старинную игру «Пирог».
V. Динамическая пауза «Русский пирог». (Все встают в круг, берутся за руки, дружно начинают расхваливать пирог, сопровождая слова действиями)
Пирог высоконький,
(Руки вверх)
Пирог мяконький, (Ладонь прижать к ладони)
Пирог широконький. (Руки широко в стороны)
Гости за
стол, пирог на стол. (Жестовый показ пальцами стула, затем стола)
Режь его да ешь! Повторить 3 раза.
У.: Ребята, вспомните, без чего хлеб не может вырасти? Какие силы природы ему нужны в помощники?
Д.: Земля, солнце, вода, воздух, труд человека.
У.: Можно сказать, что это большие друзья маленького зёрнышка?
Д.: Да.
У.: С чего начинается большой каравай?
Д.: С маленького зёрнышка.
У.: Да, хлебный каравай начинается с зёрнышка. У маленького зёрнышка трудный, нелёгкий путь. Этот путь начинается ранней весной, когда на поля выходят стальные машины-трактора. Надо землю вспахать. Через некоторое время на поле выходят другие машины- сеялки. Вот только тогда маленькие зёрнышки попадут в землю. (Показ зёрен) Эти зёрна прорастут, превратятся в золотые колоски. Всё, хлеб созрел, на поле выходят другие машины-комбайны. Комбайнёры убирают урожай, ссыпают зерно в грузовые машины и везут на элеватор. Зерно обязательно надо просушить, влажное зерно испортится и пропадёт. Зерно сушат, да проветривают, чтобы сохранить урожай. А потом его везут на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там, на хлебозаводе зёрна превращают в муку. А из муки замешивают тесто и выпекают хлеб. (Показ иллюстрации)
VI. Работа с речевым материалом
У.: Подберите к слову хлеб определения, ответьте на вопрос «Хлеб какой?» (Дети подбирают эпитеты. Если испытывают трудности, предложить готовые речевые карточки для считывания)
Богатый, высокий, золотистый, золотой, налитой, родительский, свежий, созревший, тёплый, трудовой, хороший, славный, честный.
-Молодцы,
а теперь прочитайте однокоренные слова к слову хлеб.
Д. хлебница, хлебный, хлебозавод, хлебопашец, хлебопекарня,
хлебопродукты, хлеборезка, хлебороб, хлебушек.
У. На Руси всегда почитали хлеб. Считалось преступлением бросить даже его маленький кусочек. Предлагаю вам внимательно посмотреть репродукцию по картине А.А. Пластова.
Работа по картине А.А. Пластова «Жатва»
Дополнительный материал. Посмотрите на картину. Что вы можете сказать? Кого изобразил художник на этой картине? Чем они занимаются? (Произвольные ответы детей, далее комментирует учитель). Мы видим около снопов только что сжатого хлеба обедают старик и маленькие дети. У них серьёзные, усталые лица, они выполнили долг, собрали урожай хлеба. Обратите внимание на образ старика. Это русский человек, человек земли-матушки, земля его кормилица. Художник показал внутреннюю красоту и благородство старика. Старик прожил долгую трудовую жизнь, во всей его фигуре просматривается усталость, но в тоже время чувствуется уверенность в завтрашнем дне, старик как бы думает «Есть хлеб – будет жизнь». Ребята, хлеб – это самый главный продукт для человека. Золотом насыщено полотно этой картины. Обратите внимание на детей, они совсем маленькие, но уже выполняют взрослую работу. С какой любовью передан образ девочки, ей бы в куклы играть, а она наравне с дедом выполняет важное дело – убирает хлеб с полей. Вот так на Руси с малых лет детей приучали трудиться, дети вырастали, и эта привычка трудиться у них сохранялась на всю жизнь, и так было из поколения в поколение. Вам понравилась картина? Когда вы смотрите на неё, вам становится грустно или весело? Почему грустно? (Произвольные ответы)
VII. Индивидуальная работа.
У.: Пришло время поработать с пословицами. На столе лежат пословицы, выберите себе одну, самую знакомую, которую вы понимаете. (Каждый выбирает карточку с пословицей и объясняет её значение)
Не будет хлеба, не будет и обеда.
Много снега - много хлеба.
Есть хлеб – будет жизнь.
Будет хлеб, будет обед.
Каравай хлеба не свалится с неба.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб наш насущный, хоть чёрный, да вкусный.
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
У.: А теперь все вместе закрепим правила обращения с хлебом. (Хоровое считывание с речевых карточек)
1. Никогда не бросай хлеб.
2. Не оставляй недоеденных кусков.
3. Береги хлеб, он дорого достается.
4. Подними брошенный кусок, отдай птицам.
5. Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им дорожи.
У.: Ребята, хлеб – бесценное богатство. Мы не имеем право бросать его, играть с ним, ведь часто можно видеть такую картину, как вы, ребята, кидаете друг в друга хлеб – это большой грех, это неуважение ко всем тем людям, которые делают этот хлеб. Договорились?
Д.: Договорились. (Сопряжённое проговаривание)
VIII. Физминутка. Игра “Каравай”
(Обучающиеся становятся в круг, берутся за руки и медленно, плавной поступью двигаются вправо и поют)
Как на Катино рожденье испекли мы каравай,
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
(Играющие поднимают руки вверх, вытягивают их по ширине, приседают, руки опускают к полу, встают и сжимают круг, показывая вышину, ширину, низину, ужину каравая)
IX. Коллективная работа. Кроссворд «Ответь на вопросы, назови ключевое слово»
|
1. Человек, который выращивает и убирает хлеб.
2. На соломинке дом, сто ребяток живёт в нём.
3. Человек, который печёт хлеб.
4. Белый, сдобный хлеб.
(Ответы: 1. хлебороб 2. колосок 3. пекарь 4. булка)
У.: Какое ключевое слово получилось? Хлеб.
X. Закрепление.
У.: Вам понравился урок?
Что вам больше всего понравилось?
Как на Руси люди ласково называли хлеб?
Назовите самую первую страну, где начали печь хлеб?
Какие правила бережного отношения вы знаете?
XI. Домашнее задание:
Поговорите с родителями, узнайте, что можно приготовить из чёрствого хлеба. Запишите рецепт.
XII. Итог урока
Подведём итог урока. (Сопряжённое считывание с речевой карточки)
«Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
«Есть хлеб – будет жизнь!»
XIII. Рефлексия.
У.: Молодцы ребята, хорошо поработали. Старались правильно говорить, считывать речевой материал. А сейчас оцените свою работу. На доске две вазы, одна золотая как ваши колоски, а другая синяя, как небо. Если вам было интересно, всё понятно, и вы для себя узнали много нового, вы поставьте свои колоски в золотую вазу. Если кто-то что-то не совсем понял – ваши колоски будут стоять в синей вазе.
Напутствующее слово педагога.
Берегите, дети, хлеб:
Крошечки все собирайте,
Никогда их не топчите,
Птичкам лучше отдавайте.
Это интересно, послушайте.
В Швейцарском городе Цюрихе нашли окаменелый хлеб на дне озера при раскопках. Когда-то очень-очень давно, он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!
А знаете ли вы, что в Нью-Йорке в музее искусств сохранился круглый хлеб, испеченный 3400 лет назад!
Оказывается, в хлебе есть все необходимые человеку питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.
Напоминание.
Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г. а остальные - 125 грамм хлеба.
Пластов Аркадий Александрович, Жатваwebstarco.narod.ru - 740 × 573 - Другие размеры
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.