Приложение 8 к проекту о хлебе
Оценка 4.6

Приложение 8 к проекту о хлебе

Оценка 4.6
doc
15.10.2021
Приложение 8 к проекту о хлебе
Приложение 8 к проекту о хлебе Особенности экспериментальной деятельности.doc

 

Особенности экспериментальной деятельности в рамках проекта в обучении детей с ОВЗ

 

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами».

Г.Э. Лессинг:

Автор: Моисеева Раиса Ивановна

 

Эксперимент «Удивительное зёрнышко» (слайд №1)

(слайд №2)База реализации эксперимента

Школа-интернат №15, обучающиеся 6 «б» класса слабослышащего отделения в количестве шести человек.

(слайд №3) В чём заключаются особенности экспериментальной деятельности в обучении детей с ОВЗ?

P1230391У учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях I и II вида отсутствует интерес к проектной деятельности, они безразличны к самостоятельному поиску, исследованию, экспериментированию, проектированию. Почему это происходит? Одна из причин – нарушение слуховых функций и как следствие недоразвитие речевой деятельности. Когнитивная сфера, познавательная активность в целом на низком уровне развития.

P1230408(слайд №4) Что нас сподвигло к началу экспериментальной деятельности, что явилось мотивом заняться данной деятельностью?

Мотивом явилось небрежное отношение младших школьников к хлебу. Во время приёма пищи, дети кидаются друг в друга хлебом, роняют его на пол, недоеденные кусочки выбрасывают в мусорное ведро.

(слайд №5) Была поставлена цель:

Создание условий для эксперимента с целью заинтересованности учащихся новыми «неразгаданными» для них тайнами природы.

Посредством наблюдения за ростом и развитием культурного злакового растения – пшеничного колоска, активизировать интерес к миру природы, заложить основы нового экологического мышления у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, проявляющиеся в его этико-гуманном отношении к хлебу, хлебным изделиям, к людям труда. 

(слайд №6) Исходя из цели, поставили задачи:

Ø P1230414провести наблюдение за ростом зерна пшеницы в искусственно созданных условиях;

Ø изучить литературу о хлебе;

Ø определить значение хлеба в жизни человека;

Ø написать памятки «Бережное обращение к хлебу»

Ø осветить результаты социально-предметного направления «Хлебе к обеду в меру бери – хлеб драгоценность, им дорожи»;

Ø составить полезные советы для хозяйки о хранении хлеба;

Ø познакомить более углубленно с историей хлеба и применением этого продукта питания в разных климатических условиях, разных странах мира.

Для себя поставила такую задачу:

проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с условиями, возможностями и особенностями развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

 (слайд №7) Выдвинули предположение, гипотезу, основополагающий вопрос:

Можно ли вырастить пшеницу в искусственных условиях?

Были поставлены проблемные вопросы:

Если посадить маленькое пшеничное зёрнышко в горшочек…

Прорастёт ли оно в искусственных условиях?

Сформируется ли стебель или нет?

Вызреет ли росток, появится ли колос?

Можно ли собрать урожай зёрен?

Вопросов было много, а ответов – ни одного, поэтому, чтобы получить ответы на поставленные вопросы, решили заняться экспериментом. Прежде всего, объяснила детям в доступной форме, что такое гипотеза, эксперимент?  Эксперимент – это проба, опыт, другими словами предметная деятельность в науке, а в нашем случае – это проверка гипотезы. Гипотеза – это предположение или догадка, которая вытекает из доказательств. Нам надо доказать или опровергнуть наше предположение, обозначенное вопросами.

Подготовка материала и оборудования

Для проведения исследования необходим следующий материал::

Тетради для оформления результатов наблюдений.

Карандаши, фломастеры.

Фотографии, иллюстрации с изображением злаковых растений.

Высушенные растения и плоды злаковых культур.

Земля, пророщенные зёрна пшеницы.

Чтение литературных произведений В. Сухомлинского: «Драгоценный колосок» и др.

P1230531 (слайд №8) В процессе экспериментальной  деятельности была определена сфера применения результатов

Эксперимент как метод исследования:

служит для проверки гипотезы;

активно взаимодействует с изучаемым объектом;

 развивает любознательность, познавательный интерес;

оказывает положительное влияние на преодоление вторичных проявлений (нарушение речи) – следствий первичного дефекта (нарушение работы слухового анализатора) и как результативность прослеживается в экологическом, языковом, практико-предметном, информационном направлениях.

(слайд №9) В рамках проекта «Золотой колосок» была организована разнообразная деятельность, которая объединяла младших школьников всего слабослышащего отделения:

Беседы, викторина, уроки, внеурочные мероприятия, конкурсы, выставки и др.

Для расширения кругозора была представлена презентация виртуальная экскурсия «От зёрнышка до каравая».

Проведён обобщающий комбинированный урок для младших школьников слабослышащего отделения «Золотой колосок»;

 (слайд №10) Процесс взаимодействия в рамках эксперимента «Удивительное зёрнышко»

Для детей: собрать иллюстрации с изображением злаковых растений, загадки, стихи, пословицы, поговорки, небольшие рассказы о хлебе, пшеничном колоске.

Для родителей: помочь ребятам отобрать нужную информацию, читать русский фольклор, разучить стихи, объяснить смысловую нагрузку пословиц, поговорок, создать плакат-газету с рубрикой «Мамины рецепты».

(слайд №11) Типология эксперимента

По характеру координации проекта – непосредственный.

По характеру контактов – как внутриклассный, так частично межклассный.

По количеству участников – групповой.

По продолжительности – средний, длился 6 месяцев с 01.10.2012г.  по 30.03.2013г.

(слайд №12) Актуальность эксперимента

Главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – учащиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей.

(слайд №13) Выводы

P1230653На основе наблюдения за ростом и развитием пшеничного зёрнышка, дети сделали вывод о том, что зерно в искусственных условиях даёт корни, росток, стебель не формируется, не закладывается колос. Был сделан вывод, что в искусственных условиях вырастить пшеницу невозможно, необходимы естественные условия.  «Зерно пшеницы – не картошка, не вырастет на окошке!». На основе сбора информации о хлебе, изучения дополнительной литературы, Интернет-ресурсов обучающиеся определили, что хлеб – это самый важный продукт для всех людей.

(слайд №14) результативность эксперимента

Эксперимент способствовал развитию у обучающихся общечеловеческих ценностей: любви к хлебу, трудолюбия, благородства, уважения к людям труда.

Эксперимент содействовал воспитанию у детей чувства бережного отношения к хлебу, игрового творчества, смекалки, наблюдательности.

Эксперимент явился причиной бережного отношения к хлебу, обогащению словарю, развитию коммуникативной компетенции, сформированности информационно-познавательной компетенции, осознанию предметно-практических действий.

(слайд №15) Достижение дидактических целей

Систематизированы знания детей о хлебе, как злаковой культуре.

Сформированы представления о ценности хлеба для человека.

Прослеживается личностная траектория развития каждого участника эксперимента  по результатам решения поставленной проблемы. Дети увидели воочию, и получили отрицательный результат выдвинутой гипотезы: «Нет, нельзя вырастить пшеницу в искусственных условиях?». Необходимо затрачивать много сил, времени, ресурсов, большого труда, чтобы получить хлеб. Дети поняли, что хлеб имеет огромное значение для человека, поэтому к нему надо относиться по особенному: бережно, по-хозяйски, благоразумно, не пренебрежительно.

Необходимые начальные УУД знания, умения и навыки:

Знание использования хлебобулочных изделий в бытовых условиях.

Умение слушать, наблюдать, делиться впечатлениями, четко и внятно отвечать на вопросы педагога.

Умение ставить цель своей работы, работать с разными источниками информации, выделять главное по заданной теме, делать выводы.

Умение использовать коммуникативные навыки при работе в группе.

Методы, средства, этапы исследования

Определение проблемного поля (что хотим узнать?, поиск решения проблемы, выводы по наводящим вопросам);

Использование исследовательских методов – экспериментирования, наблюдений, размышлений (самостоятельно определяют задачи, проводят исследование по вопросам педагога, выполняют работу по выбранной теме);

P1230412Получение информации из различных источников: энциклопедий, Интернет-источников, художественной литературы, бесед, просмотра презентаций;

Предлагают проблему, ищут информацию в сети интернет, с помощью педагога выделяют главное, формулируют определения, ставят простые опыты, с помощью педагога проводят защиту.

Практическое значение эксперимента

Результаты работы апробированы и внедрены в начальный блок слабослышащего отделения школы-интерната №15 и могут быть использованы другими школьными учреждениями, в том числе учреждениями I, II вида.

Благодарю за внимание!

 

Паспорт участников эксперимента «Удивительное зёрнышко»

Образовательное учреждение:

ТОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15,  I  II вида»

Дата старта эксперимента:

06.11.2012год

Фамилия, имя, отчество:

1.   Ивойлов Данила Сергеевич

2.   Месхи Алёна Иллиановна

3.   Миклуха Ксения Евгеньевна

4.   Кедрачёва Екатерина Тимуровна

5.   Саратова Надежда Владимировна

6.   Червяков Дмитрий Анатольевич

Возрастная группа:

6 «б» класс (11-14 лет)

Руководитель эксперимента:

Раиса Ивановна Моисеева

Название работы:

«Удивительное зёрнышко»

Работа выполнена:

коллективно

Предметное направление:

естествознание

 

Комментарии

В эксперименте приняли участие обучающиеся  младшего школьного возраста, имеющие сенсоневральную тугоухость различной степени, поэтому вопрос психологического комфорта стоял на первом месте.  В процессе данного вида деятельности нами учитывались возрастные особенности слабослышащих детей. Исследование было посильным, интересным и полезным для каждого ребёнка, исходя из его психофизиологических особенностей:

Ø  от простого к сложному,

Ø  от игровых экспериментов к  социально-значимым экспериментам;

Ø  базировался на знакомом речевом материале;

Ø  обучающиеся имели мотив, желание заниматься этим видом деятельности – экспериментом.

Итак, эксперимент прошёл удачно, не было сбоев, базировались на четырёх блоках, необходимых для данного вида деятельности:

Первый блок – умение организовать рабочее место, с дальнейшим планированием работы;

Второй блок – выбор темы исследования, целеполагания как этапа деятельности, поиск информации;

Третий блок – навык работы с информацией: виды, источники, тексты, условное предположение, умение вычленить главное, факты, выступление и заключение.

Четвёртый блок – способность представить конечный результат работы, сделать выводы, проанализировать всю деятельность.


Скачано с www.znanio.ru

Особенности экспериментальной деятельности в рамках проекта в обучении детей с

Особенности экспериментальной деятельности в рамках проекта в обучении детей с

Посредством наблюдения за ростом и развитием культурного злакового растения – пшеничного колоска, активизировать интерес к миру природы, заложить основы нового экологического мышления у ребёнка с…

Посредством наблюдения за ростом и развитием культурного злакового растения – пшеничного колоска, активизировать интерес к миру природы, заложить основы нового экологического мышления у ребёнка с…

Нам надо доказать или опровергнуть наше предположение, обозначенное вопросами

Нам надо доказать или опровергнуть наше предположение, обозначенное вопросами

По характеру координации проекта – непосредственный

По характеру координации проекта – непосредственный

Необходимые начальные УУД знания, умения и навыки :

Необходимые начальные УУД знания, умения и навыки :

Червяков Дмитрий Анатольевич

Червяков Дмитрий Анатольевич
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021