Особенности экспериментальной деятельности в рамках проекта в обучении детей с ОВЗ
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессинг:
Автор: Моисеева Раиса Ивановна
Эксперимент «Удивительное зёрнышко» (слайд №1)
(слайд №2)База реализации эксперимента
Школа-интернат №15, обучающиеся 6 «б» класса слабослышащего отделения в количестве шести человек.
(слайд №3) В чём заключаются особенности экспериментальной деятельности в обучении детей с ОВЗ?
У учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в учреждениях I и II вида отсутствует интерес к проектной деятельности, они безразличны к самостоятельному поиску, исследованию, экспериментированию, проектированию. Почему это происходит? Одна из причин – нарушение слуховых функций и как следствие недоразвитие речевой деятельности. Когнитивная сфера, познавательная активность в целом на низком уровне развития.
(слайд №4) Что нас сподвигло к началу экспериментальной деятельности, что явилось мотивом заняться данной деятельностью?
Мотивом явилось небрежное отношение младших школьников к хлебу. Во время приёма пищи, дети кидаются друг в друга хлебом, роняют его на пол, недоеденные кусочки выбрасывают в мусорное ведро.
(слайд №5) Была поставлена цель:
Создание условий для эксперимента с целью заинтересованности учащихся новыми «неразгаданными» для них тайнами природы.
Посредством наблюдения за ростом и развитием культурного злакового растения – пшеничного колоска, активизировать интерес к миру природы, заложить основы нового экологического мышления у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, проявляющиеся в его этико-гуманном отношении к хлебу, хлебным изделиям, к людям труда.
(слайд №6) Исходя из цели, поставили задачи:
Ø провести наблюдение за ростом зерна пшеницы в искусственно созданных условиях;
Ø изучить литературу о хлебе;
Ø определить значение хлеба в жизни человека;
Ø написать памятки «Бережное обращение к хлебу»
Ø осветить результаты социально-предметного направления «Хлебе к обеду в меру бери – хлеб драгоценность, им дорожи»;
Ø составить полезные советы для хозяйки о хранении хлеба;
Ø познакомить более углубленно с историей хлеба и применением этого продукта питания в разных климатических условиях, разных странах мира.
Для себя поставила такую задачу:
проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с условиями, возможностями и особенностями развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
(слайд №7) Выдвинули предположение, гипотезу, основополагающий вопрос:
Можно ли вырастить пшеницу в искусственных условиях?
Были поставлены проблемные вопросы:
Если посадить маленькое пшеничное зёрнышко в горшочек…
Прорастёт ли оно в искусственных условиях?
Сформируется ли стебель или нет?
Вызреет ли росток, появится ли колос?
Можно ли собрать урожай зёрен?
Вопросов было много, а ответов – ни одного, поэтому, чтобы получить ответы на поставленные вопросы, решили заняться экспериментом. Прежде всего, объяснила детям в доступной форме, что такое гипотеза, эксперимент? Эксперимент – это проба, опыт, другими словами предметная деятельность в науке, а в нашем случае – это проверка гипотезы. Гипотеза – это предположение или догадка, которая вытекает из доказательств. Нам надо доказать или опровергнуть наше предположение, обозначенное вопросами.
Подготовка материала и оборудования
Для проведения исследования необходим следующий материал::
Тетради для оформления результатов наблюдений.
Карандаши, фломастеры.
Фотографии, иллюстрации с изображением злаковых растений.
Высушенные растения и плоды злаковых культур.
Земля, пророщенные зёрна пшеницы.
Чтение литературных произведений В. Сухомлинского: «Драгоценный колосок» и др.
(слайд №8) В процессе экспериментальной деятельности была определена сфера применения результатов
Эксперимент как метод исследования:
служит для проверки гипотезы;
активно взаимодействует с изучаемым объектом;
развивает любознательность, познавательный интерес;
оказывает положительное влияние на преодоление вторичных проявлений (нарушение речи) – следствий первичного дефекта (нарушение работы слухового анализатора) и как результативность прослеживается в экологическом, языковом, практико-предметном, информационном направлениях.
(слайд №9) В рамках проекта «Золотой колосок» была организована разнообразная деятельность, которая объединяла младших школьников всего слабослышащего отделения:
Беседы, викторина, уроки, внеурочные мероприятия, конкурсы, выставки и др.
Для расширения кругозора была представлена презентация виртуальная экскурсия «От зёрнышка до каравая».
Проведён обобщающий комбинированный урок для младших школьников слабослышащего отделения «Золотой колосок»;
(слайд №10) Процесс взаимодействия в рамках эксперимента «Удивительное зёрнышко»
Для детей: собрать иллюстрации с изображением злаковых растений, загадки, стихи, пословицы, поговорки, небольшие рассказы о хлебе, пшеничном колоске.
Для родителей: помочь ребятам отобрать нужную информацию, читать русский фольклор, разучить стихи, объяснить смысловую нагрузку пословиц, поговорок, создать плакат-газету с рубрикой «Мамины рецепты».
(слайд №11) Типология эксперимента
По характеру координации проекта – непосредственный.
По характеру контактов – как внутриклассный, так частично межклассный.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – средний, длился 6 месяцев с 01.10.2012г. по 30.03.2013г.
(слайд №12) Актуальность эксперимента
Главное достоинство заключается в том, что он обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности – учащиеся выступают в роли экспериментаторов и исполнителей.
(слайд №13) Выводы
На основе наблюдения за ростом и развитием пшеничного зёрнышка, дети сделали вывод о том, что зерно в искусственных условиях даёт корни, росток, стебель не формируется, не закладывается колос. Был сделан вывод, что в искусственных условиях вырастить пшеницу невозможно, необходимы естественные условия. «Зерно пшеницы – не картошка, не вырастет на окошке!». На основе сбора информации о хлебе, изучения дополнительной литературы, Интернет-ресурсов обучающиеся определили, что хлеб – это самый важный продукт для всех людей.
(слайд №14) результативность эксперимента
Эксперимент способствовал развитию у обучающихся общечеловеческих ценностей: любви к хлебу, трудолюбия, благородства, уважения к людям труда.
Эксперимент содействовал воспитанию у детей чувства бережного отношения к хлебу, игрового творчества, смекалки, наблюдательности.
Эксперимент явился причиной бережного отношения к хлебу, обогащению словарю, развитию коммуникативной компетенции, сформированности информационно-познавательной компетенции, осознанию предметно-практических действий.
(слайд №15) Достижение дидактических целей
Систематизированы знания детей о хлебе, как злаковой культуре.
Сформированы представления о ценности хлеба для человека.
Прослеживается личностная траектория развития каждого участника эксперимента по результатам решения поставленной проблемы. Дети увидели воочию, и получили отрицательный результат выдвинутой гипотезы: «Нет, нельзя вырастить пшеницу в искусственных условиях?». Необходимо затрачивать много сил, времени, ресурсов, большого труда, чтобы получить хлеб. Дети поняли, что хлеб имеет огромное значение для человека, поэтому к нему надо относиться по особенному: бережно, по-хозяйски, благоразумно, не пренебрежительно.
Необходимые начальные УУД знания, умения и навыки:
Знание использования хлебобулочных изделий в бытовых условиях.
Умение слушать, наблюдать, делиться впечатлениями, четко и внятно отвечать на вопросы педагога.
Умение ставить цель своей работы, работать с разными источниками информации, выделять главное по заданной теме, делать выводы.
Умение использовать коммуникативные навыки при работе в группе.
Методы, средства, этапы исследования
Определение проблемного поля (что хотим узнать?, поиск решения проблемы, выводы по наводящим вопросам);
Использование исследовательских методов – экспериментирования, наблюдений, размышлений (самостоятельно определяют задачи, проводят исследование по вопросам педагога, выполняют работу по выбранной теме);
Получение информации из различных источников: энциклопедий, Интернет-источников, художественной литературы, бесед, просмотра презентаций;
Предлагают проблему, ищут информацию в сети интернет, с помощью педагога выделяют главное, формулируют определения, ставят простые опыты, с помощью педагога проводят защиту.
Практическое значение эксперимента
Результаты работы апробированы и внедрены в начальный блок слабослышащего отделения школы-интерната №15 и могут быть использованы другими школьными учреждениями, в том числе учреждениями I, II вида.
Благодарю за внимание!
Паспорт участников эксперимента «Удивительное зёрнышко»
Образовательное учреждение:
ТОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, I II вида»
Дата старта эксперимента:
06.11.2012год
Фамилия, имя, отчество:
1. Ивойлов Данила Сергеевич
2. Месхи Алёна Иллиановна
3. Миклуха Ксения Евгеньевна
4. Кедрачёва Екатерина Тимуровна
5. Саратова Надежда Владимировна
6. Червяков Дмитрий Анатольевич
Возрастная группа:
6 «б» класс (11-14 лет)
Руководитель эксперимента:
Раиса Ивановна Моисеева
Название работы:
«Удивительное зёрнышко»
Работа выполнена:
коллективно
Предметное направление:
естествознание
Комментарии
В эксперименте приняли участие обучающиеся младшего школьного возраста, имеющие сенсоневральную тугоухость различной степени, поэтому вопрос психологического комфорта стоял на первом месте. В процессе данного вида деятельности нами учитывались возрастные особенности слабослышащих детей. Исследование было посильным, интересным и полезным для каждого ребёнка, исходя из его психофизиологических особенностей:
Ø от простого к сложному,
Ø от игровых экспериментов к социально-значимым экспериментам;
Ø базировался на знакомом речевом материале;
Ø обучающиеся имели мотив, желание заниматься этим видом деятельности – экспериментом.
Итак, эксперимент прошёл удачно, не было сбоев, базировались на четырёх блоках, необходимых для данного вида деятельности:
Первый блок – умение организовать рабочее место, с дальнейшим планированием работы;
Второй блок – выбор темы исследования, целеполагания как этапа деятельности, поиск информации;
Третий блок – навык работы с информацией: виды, источники, тексты, условное предположение, умение вычленить главное, факты, выступление и заключение.
Четвёртый блок – способность представить конечный результат работы, сделать выводы, проанализировать всю деятельность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.