Применение активных методов обучения на уроках биологии
Оценка 4.6

Применение активных методов обучения на уроках биологии

Оценка 4.6
docx
12.02.2020
Применение активных методов обучения на уроках биологии
Применение активных методов обучения на уроках биологии (Автосохраненный).docx

Применение активных методов обучения на уроках биологии

 

   На современном этапе цель образования заключается в формировании личности, которая не только информирована в различных областях науки, а самостоятельно и ответственно сможет принять решения в различных жизненных ситуациях. Именно поэтому, очень актуальны направления, которые способствуют повышению активности учеников.

    Так как урок – это часть жизни ученика, то в своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ученика, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий. Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения, которые предполагают самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности.

   При применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи: активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся; формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе; обеспечить формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся.

    Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии, которые можно применять как для усвоения нового материала, так и для проверки знаний.  В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делятся на неимитационные и имитационные.

    Неимитационные методы – это проблемные семинары; учебные дискуссии; проблемные лекции; лекции с заранее запланированными ошибками; круглые столы; эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики); самостоятельная работа с литературой;  исследовательский метод и другие.

    Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. К игровым методам относятся проведение деловых игр, игрового проектирования, инсценирование различной деятельности, а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

    Мною в учебно-воспитательном процессе по биологии используются следующие активные методы обучения:

·        Проблемный семинар – один из основных приёмов активизации мыслительной деятельности обучающихся при проблемном обучении. Перед изучением темы учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием темы. Учащиеся готовят доклады или сообщения по определённой проблеме. Иногда создать проблемную ситуацию на таком семинаре можно подготовив двух докладчиков. Их выступления должны быть достаточно чёткими, ясными и короткими. Высвечиваемые в докладах положения вызывают у слушающих ситуацию затруднения: кто же из докладчиков прав. При этом предполагается создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска. Проблемный семинар может иметь два исхода: учащиеся находят решение проблемы сами или же его формулирует учитель в заключительном слове. Самостоятельное решение проблемы доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности.

Например, на семинаре по теме «Иммунитет» могут быть использованы такие доклады: «Илья Мечников: открытие иммунной системы», «Пауль Эрлих: вклад в науку».

·        Проблемная лекция – монолог информационного характера с вопросами, которые создают проблемные ситуации и направляют внимание учащихся на необходимость решения минутных проблем.

Например, на лекции по теме «Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты» могут быть использованы такие вопросы:

- Почему ядро является важнейшей составной частью клетки?

- Возможно ли существование клетки без ядра?

- Какие особенности строения ядерной оболочки позволяют образовавшимся в ядрышке рибосомам выходить в цитоплазму?

- Средняя длина молекулы ДНК, составляющей каждую из 46 хромосом человека, около 5 см. Каким образом весь генетический материал умещается в ядре клетки?

- В каком случае используется термин «хроматин», а в каком «хромосома»?

- Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом?

- Известно, что бактериальная клетка не имеет ядра, регулятора всех функций в клетке. Каким же образом регулируются все внутриклеточные процессы в клетках бактерий?

·        Лекции с заранее запланированными ошибками направлены на развитие у учащихся навыков выявления неверной информации. Учитель готовит конспект содержательного характера с определённым количеством ошибок. Задача учеников – выступить в роли экспертов, по ходу урока отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце урока.

Например, по теме «Индивидуальное развитие организма» может  быть использован такой конспект:

1.     На этапе дробления происходит многократное деление клеток путём мейоза.

2.     Период дробления завершается формированием гаструлы.

3.     Формирование зародышевых листков происходит на этапе бластулы.

4.     Трёхслойный зародыш образуется в результате дифференциации.

5.     Формирование тканей и органов происходит на этапе нейрулы.

6.     Постэмбриональный период начинается с момента выхода из материнского организма.

7.     Репродуктивный период характеризуется половым созреванием организма.

8.     Для прямого типа постэмбрионального развития характерно отсутствие личиночной стадии.

9.     Развитие насекомых с полным превращением проще, чем развитие с неполным превращением.

·        Учебная дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы. Она проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией по теме обсуждения. Ситуация спора создаётся, когда учитель задаёт вопрос «А у кого другое мнение?». Среди учащихся сразу появляются сторонники и противники предложенного учителем утверждения. Цель учебной дискуссии – развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

К формам дискуссии относятся:

- круглый стол – беседа, в которой «на равных» происходит обмен мнениями между небольшой группой учащихся;

- мозговой штурм – метод поиска как можно большего количества оригинальных идей, которые фиксируются в «банке идей», а затем анализируются и обсуждаются;

- метод синектики – модель групповой творческой поисковой деятельности и учебного исследования в решении проблем с использованием домыслов, смелых гипотез, «ошибочных идей», интуитивных решений.

Например, дискуссия по теме «Вирусы» может быть начата  со вступительных слов учителя:

«В течении последних 100 лет учёные не раз меняли своё представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней. Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Сегодня предполагают, что они существуют между живым и неживым и являются основными участниками эволюции. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?»

·        Урок – пресс-конференция направлен на выявление круга интересов и потребностей учеников, отношения к теме урока и предмету в целом. Учитель называет тему урока и просит учащихся письменно задавать ему вопросы по данной теме. 

Например, урок – пресс-конференция по теме: «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования».

·        Исследовательский метод – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и краткого инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы перерастают в методы научного исследования.

 Например, исследовательский проект: «Лишайники – биоиндикаторы чистоты атмосферного воздуха». Задачи: на основе анализа литературы дать биологическую характеристику лишайникам и выявить их особенности использования в биоиндикации; выявить виды лишайников, наиболее устойчивые к загрязнению среды; рассмотреть процесс изменения лишайников в городских условиях и возможность использования в мониторинге загрязнения воздушной среды; сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха.  

·        Самостоятельная работа с литературой предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Можно выделить следующие виды самостоятельной работы: составление схемы, плана, последовательности процессов или этапов, поиск ответа на вопрос, конспектирование, решение задач, практические и лабораторные работы.

Например, составьте схему «Жизненный цикл папоротника» или ответьте на вопрос:  «Какими экологическими особенностями обусловлен тот факт, что папоротникообразные не доминируют в современном растительном мире Земли?».

·        Решение ситуационных задач – помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.

Например, ситуационная задача по теме «Гуморальная регуляция и её нарушения»: музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина. Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?

·        Анализ конкретных ситуаций – метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определённые решения.

Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такую ситуацию: «Работая  тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключённых практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чём загадка?»

·        Деловая игра – одна из наиболее эффективных форм повышения активности обучаемого. Она раскрывает личностный потенциал ученика, так как носит соревновательный характер, а также развивает образное, систематическое и логическое мышление.

Например, на обобщающих уроках можно использовать такие интеллектуальные игры как терминологические эстафеты, кроссворды, шарады, эстафеты эрудитов, поле чудес, викторины, блиц-турниры, конкурсы знатоков и др.

·        Ролевая игра – при наименьших затратах и времени учащиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью. Ролевая игра погружает ученика в модель близкую к жизненной ситуации.

Например, можно использовать игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов и директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или обобщающую игру «Приём к врачу», где можно вспомнить основные симптомы болезней органов различных систем и меры профилактики заболеваний, при этом класс делится на врачей-специалистов, пациентов и экспертов.

    Все эти методы явились эффективными для достижения различных целей: повышения интереса учащихся к предмету и учебной деятельности, расширения кругозора и интеллектуального развития, формирования самостоятельности и реализации деятельностного подхода к учебному процессу, повышения результативности обучения.

Список литературы:

1.     Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей. Авторы-составители Е.С. Заир-Бек, Т.Г. Сорокина, под ред. Петрова Г.Н./ Л.: изд. Российский гос. пед. университет им. А.И. Герцена, 1991 – 44 с.

2.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005.- 208 с.

3.     Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие. (6-11 кл.) – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 126 с.

4.     Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодёжи,1990. – 46 с.

5.     Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. – 134 с.

6.     Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. – 198 с.

7.     Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Педагогика, 1989. – 308 с.

8.     Чернышова Ю. Интерактивные методы: обучение понимаю//Биология в школе,1998. - № 3. – с. 30-35.


 

9.    

Применение активных методов обучения на уроках биологии

Применение активных методов обучения на уроках биологии

Самостоятельное решение проблемы доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности

Самостоятельное решение проблемы доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности

Учебная дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы

Учебная дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы

Самостоятельная работа с литературой предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся

Самостоятельная работа с литературой предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся

Все эти методы явились эффективными для достижения различных целей: повышения интереса учащихся к предмету и учебной деятельности, расширения кругозора и интеллектуального развития, формирования самостоятельности и…

Все эти методы явились эффективными для достижения различных целей: повышения интереса учащихся к предмету и учебной деятельности, расширения кругозора и интеллектуального развития, формирования самостоятельности и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020