Применение активных методов обучения на уроках биологии

  • docx
  • 12.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Применение активных методов обучения на уроках биологии (Автосохраненный).docx

Применение активных методов обучения на уроках биологии

 

   На современном этапе цель образования заключается в формировании личности, которая не только информирована в различных областях науки, а самостоятельно и ответственно сможет принять решения в различных жизненных ситуациях. Именно поэтому, очень актуальны направления, которые способствуют повышению активности учеников.

    Так как урок – это часть жизни ученика, то в своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ученика, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий. Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения, которые предполагают самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности.

   При применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи: активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся; формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе; обеспечить формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся.

    Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии, которые можно применять как для усвоения нового материала, так и для проверки знаний.  В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делятся на неимитационные и имитационные.

    Неимитационные методы – это проблемные семинары; учебные дискуссии; проблемные лекции; лекции с заранее запланированными ошибками; круглые столы; эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики); самостоятельная работа с литературой;  исследовательский метод и другие.

    Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. К игровым методам относятся проведение деловых игр, игрового проектирования, инсценирование различной деятельности, а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

    Мною в учебно-воспитательном процессе по биологии используются следующие активные методы обучения:

·        Проблемный семинар – один из основных приёмов активизации мыслительной деятельности обучающихся при проблемном обучении. Перед изучением темы учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием темы. Учащиеся готовят доклады или сообщения по определённой проблеме. Иногда создать проблемную ситуацию на таком семинаре можно подготовив двух докладчиков. Их выступления должны быть достаточно чёткими, ясными и короткими. Высвечиваемые в докладах положения вызывают у слушающих ситуацию затруднения: кто же из докладчиков прав. При этом предполагается создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска. Проблемный семинар может иметь два исхода: учащиеся находят решение проблемы сами или же его формулирует учитель в заключительном слове. Самостоятельное решение проблемы доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности.

Например, на семинаре по теме «Иммунитет» могут быть использованы такие доклады: «Илья Мечников: открытие иммунной системы», «Пауль Эрлих: вклад в науку».

·        Проблемная лекция – монолог информационного характера с вопросами, которые создают проблемные ситуации и направляют внимание учащихся на необходимость решения минутных проблем.

Например, на лекции по теме «Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты» могут быть использованы такие вопросы:

- Почему ядро является важнейшей составной частью клетки?

- Возможно ли существование клетки без ядра?

- Какие особенности строения ядерной оболочки позволяют образовавшимся в ядрышке рибосомам выходить в цитоплазму?

- Средняя длина молекулы ДНК, составляющей каждую из 46 хромосом человека, около 5 см. Каким образом весь генетический материал умещается в ядре клетки?

- В каком случае используется термин «хроматин», а в каком «хромосома»?

- Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом?

- Известно, что бактериальная клетка не имеет ядра, регулятора всех функций в клетке. Каким же образом регулируются все внутриклеточные процессы в клетках бактерий?

·        Лекции с заранее запланированными ошибками направлены на развитие у учащихся навыков выявления неверной информации. Учитель готовит конспект содержательного характера с определённым количеством ошибок. Задача учеников – выступить в роли экспертов, по ходу урока отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце урока.

Например, по теме «Индивидуальное развитие организма» может  быть использован такой конспект:

1.     На этапе дробления происходит многократное деление клеток путём мейоза.

2.     Период дробления завершается формированием гаструлы.

3.     Формирование зародышевых листков происходит на этапе бластулы.

4.     Трёхслойный зародыш образуется в результате дифференциации.

5.     Формирование тканей и органов происходит на этапе нейрулы.

6.     Постэмбриональный период начинается с момента выхода из материнского организма.

7.     Репродуктивный период характеризуется половым созреванием организма.

8.     Для прямого типа постэмбрионального развития характерно отсутствие личиночной стадии.

9.     Развитие насекомых с полным превращением проще, чем развитие с неполным превращением.

·        Учебная дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы. Она проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией по теме обсуждения. Ситуация спора создаётся, когда учитель задаёт вопрос «А у кого другое мнение?». Среди учащихся сразу появляются сторонники и противники предложенного учителем утверждения. Цель учебной дискуссии – развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

К формам дискуссии относятся:

- круглый стол – беседа, в которой «на равных» происходит обмен мнениями между небольшой группой учащихся;

- мозговой штурм – метод поиска как можно большего количества оригинальных идей, которые фиксируются в «банке идей», а затем анализируются и обсуждаются;

- метод синектики – модель групповой творческой поисковой деятельности и учебного исследования в решении проблем с использованием домыслов, смелых гипотез, «ошибочных идей», интуитивных решений.

Например, дискуссия по теме «Вирусы» может быть начата  со вступительных слов учителя:

«В течении последних 100 лет учёные не раз меняли своё представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней. Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Сегодня предполагают, что они существуют между живым и неживым и являются основными участниками эволюции. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?»

·        Урок – пресс-конференция направлен на выявление круга интересов и потребностей учеников, отношения к теме урока и предмету в целом. Учитель называет тему урока и просит учащихся письменно задавать ему вопросы по данной теме. 

Например, урок – пресс-конференция по теме: «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования».

·        Исследовательский метод – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и краткого инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы перерастают в методы научного исследования.

 Например, исследовательский проект: «Лишайники – биоиндикаторы чистоты атмосферного воздуха». Задачи: на основе анализа литературы дать биологическую характеристику лишайникам и выявить их особенности использования в биоиндикации; выявить виды лишайников, наиболее устойчивые к загрязнению среды; рассмотреть процесс изменения лишайников в городских условиях и возможность использования в мониторинге загрязнения воздушной среды; сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха.  

·        Самостоятельная работа с литературой предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся. Можно выделить следующие виды самостоятельной работы: составление схемы, плана, последовательности процессов или этапов, поиск ответа на вопрос, конспектирование, решение задач, практические и лабораторные работы.

Например, составьте схему «Жизненный цикл папоротника» или ответьте на вопрос:  «Какими экологическими особенностями обусловлен тот факт, что папоротникообразные не доминируют в современном растительном мире Земли?».

·        Решение ситуационных задач – помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.

Например, ситуационная задача по теме «Гуморальная регуляция и её нарушения»: музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина. Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?

·        Анализ конкретных ситуаций – метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определённые решения.

Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такую ситуацию: «Работая  тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключённых практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чём загадка?»

·        Деловая игра – одна из наиболее эффективных форм повышения активности обучаемого. Она раскрывает личностный потенциал ученика, так как носит соревновательный характер, а также развивает образное, систематическое и логическое мышление.

Например, на обобщающих уроках можно использовать такие интеллектуальные игры как терминологические эстафеты, кроссворды, шарады, эстафеты эрудитов, поле чудес, викторины, блиц-турниры, конкурсы знатоков и др.

·        Ролевая игра – при наименьших затратах и времени учащиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью. Ролевая игра погружает ученика в модель близкую к жизненной ситуации.

Например, можно использовать игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов и директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или обобщающую игру «Приём к врачу», где можно вспомнить основные симптомы болезней органов различных систем и меры профилактики заболеваний, при этом класс делится на врачей-специалистов, пациентов и экспертов.

    Все эти методы явились эффективными для достижения различных целей: повышения интереса учащихся к предмету и учебной деятельности, расширения кругозора и интеллектуального развития, формирования самостоятельности и реализации деятельностного подхода к учебному процессу, повышения результативности обучения.

Список литературы:

1.     Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей. Авторы-составители Е.С. Заир-Бек, Т.Г. Сорокина, под ред. Петрова Г.Н./ Л.: изд. Российский гос. пед. университет им. А.И. Герцена, 1991 – 44 с.

2.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005.- 208 с.

3.     Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие. (6-11 кл.) – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 126 с.

4.     Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодёжи,1990. – 46 с.

5.     Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. – 134 с.

6.     Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. – 198 с.

7.     Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Педагогика, 1989. – 308 с.

8.     Чернышова Ю. Интерактивные методы: обучение понимаю//Биология в школе,1998. - № 3. – с. 30-35.


 

9.