ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.7

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.7
docx
22.09.2020
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО.docx

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

В настоящем обществе, развива­ющемся в условиях ин­новацион­ной эконо­мики, очень важна роль инфор­мационных технологий, на сегодняшний день они занимают одно из самых важных мест в процессе информати­зации общества, развития его системы образования и культуры. Широ­кое использование в самых различных областях деятельности человека диктует их необходимость их осво­ения, начиная с ранних лет обучения и восприятия.

Во всех раз­витых странах запада и востока применение муль­тимедиа технологий уже давно успешно используется в образовательном процессе. Выделяют следующие направления:

·                     мультимедиа энциклопедии;

·                     системы электрон­ного контроля знаний;

·                     сборники электронных лекций;

·                     интерактивные путеводители;

·                     моде­лирование систем реальных объектов;

·                     трена­жеры;

·                     персональные интел­лектуальные гиды по всевоз­можным дисциплинам, с использо­ванием искус­ственного интеллекта;

·                     виртуальная и дополненная реальность.

Можно с большой уверен­ностью сказать, что никакая обучающая программа никогда не сможет заменить реального человека-преподавателя, но оно не только может дополнить и усовершенствовать деятельность педагога, но и значительно облегчить и разнообразить процесс обучения, а в некоторых областях, в которых развиваются само­стоятельность, логическое, творчес­кое мышление, оно играет важную роль развития высококвалифицированного специалиста.

Признаки, отли­чающие бумажный печатный от электрон­ного виртуального учебника, на взгляд автора, состоят в следующем:

Печат­ные учебники, как правило, рассчитаны на определен­ный уровень подго­товки ученика, его началь­ный уровень знаний, и некоторый выходной уровень, который получит обучающийся в результате освоения предложенного материала. В свою очередь электронный учебник по конкретной oбласти знаний может состоять из материала разного уровня сложности, рассчитанный от новичка до профи. Весь материал будет компактно распо­лагаться в одной электронной папке, может содержать различное мультимедийное напол­нение: иллюстрации и анимацию к тексту, схемы, черте­жи, таблицы, карты, много­вариантные тесты и задания для проверки знаний в интерактивном режиме, с мгновен­ной проверкой и анализом допущенных ошибок;

При обучении с помощью электронного учебника значи­тельно повышается наглядное воспри­ятие текста. Это дости­гается за счет использования при создании электронных учебников различных мультимедиа технологий: клипов, гиф-анимации, гиперссылок, видеороликов, масштабируемых изображений и тому подобное;

С помощью электронного учебника можно провести самопроверку знаний обуча­ющегося, используя для этого разно­образные опросники, тесты и прочие проверочные задания. Зачастую тесты и задания для проверки знаний можно пройти в одном из двух режимов: контроль знаний и тренировочный обучающий режим;

Экономятся материальные и трудо­ресурсы при разработке и распро­странении электронных учебно-методических пособий. Устра­няется так называемый «типографский» этап при их создании. Электрон­ные учебники чаще всего являются открытыми системами по своей структуре. Их можно изменять в процессе эксплу­атации: дополнять, модифицировать, корректировать;

Несом­ненным плюсом является высокая доступность электронного пособия в сравнении с печатной версией. Это выражается как в стоимости, так и в доступности прио­бретения. Если возрастает спрос на учебное пособие, нет проблем в увеличении объема продаж – это не влечет за собой каких-то дополнительных рас­ходов. Также и распростра­нение электронной версии требует только наличия сети интернет/локальной сети или любой электронный носитель.

Значение электронно-методического учебного посо­бия в процессе обучения неоценима:

·                     способствует росту интереса обучающегося к изучаемой дисциплине;

·                     повышает эффективность обучения;

·                     уменьшает время на поиски нужной информации;

·                     даёт возможность самостоя­тельного использ­ования, без помощи со стороны педагога;

·                     позволяет педагогу допол­нять и изменять любую инфор­мацию по ходу объяснения темы;

·                     помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;

·                     используется в кол­лективном учебном процессе;

·                     не заменим для индиви­дуальной работы.

Боль­шинство современных обучающихся – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, педагогу нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, oн не должен испы­тывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.

Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и прилич­ными знаниями в области информационных технологий.

Более глубокому соответствию уровня подготовленности обучаемых требованиям государственного стандарта способствует разработка и практи­ческое применение электрон­ных учебников в системе всех уровней образования.

Исходя из таких требо­ваний, учебные программы сегодня разраба­тываются изначально с использованием электронных учебно-методических пособий, электронных учебников. Они включаются в основу программ, методик, раз­личных занятий по специальным дисциплинам, преподаваемым в учебном заведении. Следует отметить, что основной целью функционирования системы российского образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями и умениями в необходимых отраслях, умеющих мыслить и применять полученные знания на практике, быть конкурентоспособными на рынке труда. При этом качество образования выпускника должно соответствовать требованиям образовательного стандарта.

В соответствии с государственным образовательным стандартом электрон­ные учебные посо­бия должны строиться с учетом требований к знаниям и умениям будущих специ­алистов. После окон­чания обучения выпускники должны обладать следующими знаниями и умениями:

·                     знать общие законы, владеть куль­турой мышления;

·                     уметь использ­овать теоретические знания в профес­сиональной и социальной деятельности;

·                     уметь организовать свой труд, владеть цифровыми техноло­гиями, применяемыми в сфере его профес­сиональной деятельности;

·                     иметь целостное представление о технологических процессах в производствах, а также явлениях, происходящих в природе;

·                     уметь приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

·                     быть психологически гибким и легко адапти­роваться к изменению вида и харак­тера своей профес­сиональной деятельности.

Электронное учебно-методическое пособие, используемое на теоретических занятиях, должно обеспечивать возможность сопровождения излагаемого материала видеороликами, анимационными изображениями с звуковым сопровожд­ением. Давать возмож­ность педагогу демонстрировать сложные явления и процессы в простой понятной форме, визуали­зировать изучаемые на лекционных занятиях тексты, всевозможные графические объекты. Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

·                     начальное ознаком­ление с предметом, освое­ние его базовых понятий и констр­укций;

·                     базовая подготовка на раз­ных уровнях глубины и деталь­ности;

·                     развитие способностей к определенным видам деятельности;

·                     восстановление знаний и умений.

Электронные учебники могут быть использ­ованы на всех уровнях образования: в школах и кол­леджах, институтах и университетах, для повышения квалификации.

Несмотря на неоспоримые досто­инства, применение электрон­ных обучающих средств не лишено определенных недостатков. В их числе недостатки, вызванные тех­ническими особенностями работы с информацией на электрон­ных носителях (чтение с экрана менее удобно, чем с листа бумаги, вызывает повышенную утомляемость органов зрения, требует наличия соответствующих технических средств и т. д.).

Гораздо более существенны недостатки, вызванные погрешностями в написании электронных учебников. Это выражается в отсутствии:

-учета психологo-педагогических требований;

-адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т. д. );

-унификации в использовании терми­нологии и обозначений;

-междисцип­линарных связей и недостаточной преемственности материала;

-единого подхода к подбору иллюст­ративного материала.

Такая ситуация возникла вслед­ствие того, что процесс интен­сивного создания электронных учебно-методических пособий начался сравнительно недавно, и во многом он протекает стихий­но, поэтому в коллектив разработчиков программных продуктов учебного назначения не всегда входят специалисты в области педагогики и психологии, эргоно­мики, медицины и т. д.

Для устранения этих не­достатков предлагается другой подход к построению электронных учебников, основанный на понимании электронного учеб­ника как открытой информационной системы. При этом подходе основу учебника составляет собственно информацио­нное наполнение. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, утверждений и примеров. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компен­сируются их эффективностью по причине быстрого устаре­вания информации. В этой связи актуальным является разработка компьютерного обучающего средства, в частности электронного учебника с возможностью свое­временного обновления информации.

Таким образом, разрабатываемая ИС должна вы­полнять следующие функции:

·                     хра­нение всего теоретического материала и его просмотр;

·                     хранение практических зада­ний и их просмотр;

·                     разработка удобного разноуровневого меню;

·                     возможность осуществления поиска в теоретическом материале;

·                     возможность принять участие в опросе;

·                     возможность дополнять, редактировать материал электронного учебника в процессе эксплуатации, то есть поддер­живать учебник в актуальном состоянии.

Задача учебной литературы – донести дo обуча­ющегося учебный предмет, а не науку в целом. Уча­щийся должен освоить основные законы и методы науки, чтобы в дальнейшем использовать свои знания в науч­ной или практи­ческой деятельности. Из учебника они получают основные понятия по излагаемому предмету. При изложении учеб­ного предмета используются приемы, которые дают возможность уча­щимся ясно понимать текст, запоминать его и использовать для самоконтроля свои знания.

Традиционные способы обучения, такие как чтение научной литературы, прослушивание лекций, посещение семинаров, просмотр учебных видеофильмов, издавна зарекомендовали себя как эффективные средства получения знаний, на которых выросло не одно поколение школьников и студентов.

Объединить все лучшее, что существует в традиционных способах обучения и устранить отмеченные недостатки можно, используя возможности электронной формы представления информации.

Изучив различные сред­ства обучения, можно сказать, что электрон­ные средства обучения значительно превос­ходят тради­ционные средства по возмож­ностям поиска и навигации, а также по наглядности, и таких средств как контроль знаний и обратная связь с преподавателем. В то же время представляют обширную область для дальнейших исследований и разработок.

 

Список литературы:

1. Флeнов М. Программирование в Delphi глазами хакера. – СПб.: БХВ-Петербург,2016. – 368с.

2. Буравлев А.И., Пeрeверзeв В.Ю. Выбор оптималъной длины педагогического теста и оценка надежности его резулътатов. http://www.e-joe.ru/sod/99/2_99/st160.html (Дата обращения: 25.11.2019)

3. Проектирование информационных систем: учебное пособие / Н.З. Емелъянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. — 432 с. 0f9b.xn--p1ai/vidy-uchebnyh-posobij.php


 

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

С помощью электронного учебника можно провести самопроверку знаний обуча­ющегося, используя для этого разно­образные опросники, тесты и прочие проверочные задания

С помощью электронного учебника можно провести самопроверку знаний обуча­ющегося, используя для этого разно­образные опросники, тесты и прочие проверочные задания

Исходя из таких требо­ваний, учебные программы сегодня разраба­тываются изначально с использованием электронных учебно-методических пособий, электронных учебников

Исходя из таких требо­ваний, учебные программы сегодня разраба­тываются изначально с использованием электронных учебно-методических пособий, электронных учебников

Несмотря на неоспоримые досто­инства, применение электрон­ных обучающих средств не лишено определенных недостатков

Несмотря на неоспоримые досто­инства, применение электрон­ных обучающих средств не лишено определенных недостатков

Задача учебной литературы – донести дo обуча­ющегося учебный предмет, а не науку в целом

Задача учебной литературы – донести дo обуча­ющегося учебный предмет, а не науку в целом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2020