Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Лицей № 5 имени Героя Российской Федерации А.Ж. Зеленко»
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Подготовила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории Фогель С.С.
г. Оренбург, 2022
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
В.Г. Белинский
Введение
Наше общество вступило в новую, информационную эпоху, которая ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.
Реформы системы образования, проводимые в настоящее время, направлены на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выявлять возникающие проблемы и искать пути их решения, уметь анализировать получаемые знания и применять их в новых условиях.
Ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. И это ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать, писать и считать. Человек, владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Я осознала эту проблему, которая во многом связана, на мой взгляд, с недостаточной эффективностью форм и методов обучения, применяемых в школьной практике.
Поиск решения данной проблемы привел меня к идее использования ЭОР в учебно-воспитательном процессе, отсюда и тема самообразования «Применение электронных образовательных ресурсов на уроках, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников». Определяющим условием своего совершенствования как педагога считаю стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями.
Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными.
Изучение научно-методической литературы, опыта создания и применения электронных образовательных ресурсов в практике преподавания различных учебных предметов убедили меня в том, что возможности современных ЭОР чрезвычайно велики. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы.
Использование электронных образовательных ресурсов на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной
деятельности,
повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного
процесса и качества образования.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
· активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
· развитие мотивации к обучению;
· развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
· развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
· повышение уровня комфортности обучения;
· снижение дидактических затруднений учащихся;
· повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.
Творческая новизна опыта заключается в создании комплекса ЭОР (демонстрационных материалов, интерактивных материалов, видеопроектов) для достижения высоких образовательных результатов: как предметных, так и метапредметных и личностных через формирование познавательных интересов школьников.
Предполагаемые результаты:
· Высокий уровень у учащихся познавательной активности.
· Повышение уровня школьной мотивации.
· Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся).
· Повышение продуктивности самоподготовки после уроков.
· Индивидуализация работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений - всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов).
· Реализация на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования ЭОР.
Теоретическое обоснование
Разработка проблемы формирования познавательных интересов школьников для оптимального построения учебного процесса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение расширять свой общий и специальный кругозор. В этом случае ему сможет помочь сформированный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой.
Процесс формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективнее, если в учебном процессе будут использоваться электронные образовательные ресурсы, которые оптимизируют деятельность учителя, позволят моделировать креативную образовательную среду, направленную на развитие познавательных способностей младших школьников.
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности обучающихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательный интерес характеризуется учеными, как 18 состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином учебном занятии, проявляющееся под влиянием самых разнообразных сторон обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, преходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности ученика, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов это временное состояние заинтересованности может быть использовано как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов. Ученики учатся искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями.
В педагогике существует довольно большой арсенал средств активизации познавательного интереса младших школьников, которые традиционно используются в учебном процессе начальной школы. Однако современные тенденции нашего общества, в частности, активное включение информационных технологий, диктуют новые требования к образовательному процессу.
Любой электронный образовательный ресурс определяется его контентом, то есть предметным содержанием и структурой. Кроме того, ЭОР всегда содержит метаданные — то есть информацию, характеризующую контент и структуру ресурса, а также включающую все выходные данные и сведения о ресурсе.
Все электронные образовательные ресурсы можно представить в виде схемы:
Совершенно очевидно, что понятие «электронные образовательные ресурсы» объединяет большое количество средств, использование которых позволит качественно улучшить образовательный процесс. Электронные образовательные ресурсы смогут сделать образовательный процесс более динамичным, интересным и ярким. Все это, в свою очередь, будет способствовать формированию познавательного интереса младших школьников.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет:
· сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы;
· вместить в урок гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;
· уменьшить количество времени для проведения
· контроля и проверки знаний обучающихся;
· привить обучающимся навыки контроля и самоконтроля;
· повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
· обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разноуровневые задания;
· пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках;
· сформировать у обучающихся навык исследовательской деятельности.
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. Мультимедийность, т.е. одновременное использование
нескольких средств представления информации:
– графики;
– текста;
– видео;
– фотографии;
– анимации;
– звуковых эффектов;
– высококачественного звукового сопровождения.
2. Интерактивность.
3.Доступность. Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещением в сети Интернет, возможностью работать с ними для любого пользователя бесплатно в любое удобное время.
4. Универсальность. Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что они строго не привязаны к конкретному УМК по учебному предмету и позволяют формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК.
Схематично использование ЭОР можно представить следующим образом:
Рассмотрев теоретические основы процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников; понятие «познавательный интерес», его структуру; зависимость проблем познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения, мы пришли к следующим выводам:
1) познавательный интерес является важнейшим стимулом развития личности младшего школьника;
2) познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес можно рассматривать как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения;
3) одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся – это применение электронных образовательных ресурсов, которые отличаются эмоциональностью, вызывают у современных обучающихся положительное отношение к урокам; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.
Практическая реализация темы
Уроки с поддержкой электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование электронных образовательных ресурсов на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Ресурсы должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием электронных образовательных ресурсов должна быть чётко продумана и дозирована.
Алгоритм проведения урока с применением ЭОР:
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно - познавательную деятельность учащихся, формирую заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой - либо информации
демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в
учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
На уроках я использую:
· информационно-справочные материалы (справочники, энциклопедии, словари) предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета Режим доступа: http://gallery.newecopsychology.org/ru/gallery.htm);
· учебно-методические программные средства для сопровождения уроков
(демонстрационные материалы, интерактивные карточки, презентации и т. п. : http://900igr.net/ );
· научно-познавательные диски;
· мультимедийные учебники;
· российские образовательные платформы для учителей и учеников.
(https://uchi.ru/; https://education.yandex.ru/lab/classes/529019/library/russian/tab/timeline/lesson/63382820 ) ;
· репетиторы и тренажёры, которые предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся Режим доступа: http://uchit.rastu.ru/education/ .
Русский язык часто воспринимается детьми как один из самых трудных и неинтересных, когда детям приходится много писать. Вызвать у детей интерес к изучению уроков русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мультимедийные презентации, на уроках ознакомления с новым материалом, закрепления и обобщения, интегрированных уроках помогают заинтересовать обучающихся предметом. Приведем конкретные примеры электронных образовательных ресурсов, которые я использую на своих уроках.
Например, на уроке русского языка тема «Обобщение. Слова, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета» я использую интерактивную карточку с заданием: определи, что обозначают слова. Выбери ячейку, в центре кликни кнопкой мышки. При правильном ответе появляется звездочка.
Электронные ресурсы, созданные в Power Point «Словарные слова» для 1 – 4 классов также оказывают мне помощь в формировании познавательного интереса детей. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая имеется в в базе Интернета.
Очень интересный материал нахожу в электронном учебном пособии Начальная школа «Уроки Кирилла и Мефодия» - http://nachalka.school-club.ru/ Здесь можно найти информацию по учебным темам не только к урокам окружающего мира, но и по русскому языку и математике. Детям нравится смотреть мультфильмы, тематические раскраски, решать задания в практических и контрольных тренажёрах.
Игра-тренажёр «Определяем звуки»
Данную игру можно использовала на уроках обучения грамоте на протяжении букварного и послебукварного периодов для фронтальной и индивидуальной работы. На слайдах необходимо проговорить название каждого предмета, определить первый звук в каждом слове, проследить закономерность и найти лишний предмет в каждом ряду, что способствует развитию зрительного и фонематического восприятия и расширяет познавательные интересы первоклассников.
В своей практике использую программы и научно-познавательные диски, обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по различным предметам: окружающий мир; обучение грамоте; математика; русский язык.
Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру: собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса; мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса;
интерактивный практикум: контрольные вопросы и тесты; словарь терминов и понятий, список персоналий; блок дистанционного обучения.
Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране событий. Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.
Со времен дистанционного обучения весной 2020 года я изучила и начала активно применять сервис ЯндексУчебник, ранее Учу.ру:
Яндекс.Учебник — российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.
а) на уроках окружающего мира очень нравятся видеоуроки: https://education.yandex.ru/lab/classes/529019/library/nature/theme/36970/lessons/
(Вода в природе и жизни человека) или https://education.yandex.ru/lab/classes/529019/library/nature/theme/36805/lessons/ (Строение растений). Именно по окружающему миру хорошо представлен видеоматериал, плюс к каждой теме есть ряд карточек с заданиями по закреплению новой темы, которые можно выводить на доску.
б) выдаю домашнее задание по русскому и математике, которые представлены в большом количестве карточек по темам и разделам нашей программы: https://education.yandex.ru/lab/classes/529019/library/mathematics/theme/42692/lessons/ (Задачи на величины Цена, Количество, Стоимость) или https://education.yandex.ru/lab/classes/529019/library/russian/theme/32537/lessons/ (Учимся выделять корень в словах)
в) карточки для учащихся представлены по двум уровням: базовый и продвинутый.
Можно дифференцировать их, выдавать всему классу или нескольким учащимся в зависимости от их успеваемости.
г) в личном кабинете учителя (еще дублируют и на электронную почту
https://education.yandex.ru/lab/classes/529019/journal/russian/ ) отражается журнал, где видны результаты выполнения карточек учащимся с указанием сколько и кто из учеников выполнял эту работу, количества верных и неверных ответов, попыток на выполнение этих заданий и затраченное время на выполнение. По результатам этой работы я могу выставить оценки в журнал. Над ошибками поработать в классе на доске.
Результатом применения ЭОР в учебно-воспитательном процессе являются:
1. Позитивная динамика изменения познавательной активности младших школьников.
Прежде всего (в самом начале учебного года) я использовала наблюдение за работой учащихся на уроке, которое включало в себя следующие мероприятия:
1. Включение школьников в работу в начале урока.
2. Активность при проведении устного счёта.
3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
5. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
6. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
В конце 1 полугодия я провела диагностику направленную на выявление уровня познавательной активности младших школьников.
Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты:
№ |
Отношение |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
На уроке иногда бывает интересно. |
|||
2. |
Учу, потому что надо учиться. |
|||
3. |
Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового. |
|||
4. |
С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель. |
Таблица 1. Анкета для учащихся
В таблице внесены три основных предмета для того, чтобы проследить, как изменились результаты после использования ЭОР в конце учебного года.
Ребятам нужно было поставить знак «+» по каждому предмету в той строчке, которая лучше характеризует его отношение к предмету. Номера вариантов ответов соответствуют 4 уровням познавательной деятельности:
· проявляет ситуативный интерес;
· учит по необходимости;
· интересуется предметом;
· проявляет повышенную познавательную активность.
Результаты анкетирования были занесены в сводную ведомость и обработаны. Итоги занесены в таблицу, высчитан процент от общего количества учеников (количество учеников в классе – 34).
Таблица 2. Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах) на начало эксперимента.
№ |
Уровень |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
7 учеников 21 % |
8 учеников 24 % |
6 учеников 18 % |
2. |
Учит по необходимости |
10 учеников 29 % |
12 учеников 35 % |
11 учеников 32 % |
3. |
Интересуется предметом |
12 учеников 35 % |
10 учеников 29 % |
14 учеников 41 % |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность. |
5 учеников 15 % |
4 ученика 12 % |
3 ученика 9 % |
На первом этапе такую оценку нельзя назвать ещё объективной. Проанализировав работы детей, мы провели формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента: создать условия для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках путем активного включения электронных образовательных ресурсов. Для достижения этой цели в 1в классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование электронных образовательных ресурсов. Формирующий эксперимент продолжался до конца учебного года. При использовании на этом этапе электронных образовательных ресурсов (задач в стихах, заданий в занимательной форме, которые были представлены с помощью презентаций, мультимедийной доски и с использованием электронных ресурсов (перечень которых приведен выше), количество отвечающих детей возрастает.
Таблица 3. Результаты основных компонентов познавательной активности учащихся 1в класса, после применения ЭОР на уроках.
№ |
Уровень |
Предметы |
||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
5 учеников 15 % |
7 учеников 21% |
5 ученика 15 % |
2. |
Учит по необходимости |
7 учеников 21 % |
11 учеников 32 % |
10 ученика 29 % |
3. |
Интересуется предметом |
15 учеников 43 % |
12 учеников 35 % |
16 учеников 47 % |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность |
7 учеников 21 % |
4 ученика 12 % |
3 ученика 9 % |
Таблица 4. Сравнительные результаты анкетирования до и после проведения экспериментальной работы (в процентах)
№ |
Уровень |
Предметы |
|||||
Математика |
Русский язык |
Чтение |
|||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
||
1. |
Проявляет ситуативный интерес |
21% |
15% |
24% |
21% |
18% |
15% |
2. |
Учит по необходимости |
29% |
21% |
35% |
32% |
32% |
29% |
3. |
Интересуется предметом |
35% |
43% |
29% |
35% |
41% |
47% |
4. |
Проявляет повышенную познавательную активность |
15% |
21% |
12% |
12% |
9% |
9% |
Вывод: Из сравнительных данных хорошо видно, что результаты повторной анкеты изменились значительно в лучшую сторону, так как повысился процент интересующихся предметом и снизился процент обучающихся по необходимости. Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Из этого можно сделать вывод, что правильная, интересная организация учебных занятий с применением ЭОР по предметам повышает интерес к предмету.
2.Позитивная динамика количественных и качественных показателей результатов участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.
Таблица 2.1.Участие детей в олимпиаде по математике на начало учебного года.
Таблица 2.2 .Участие детей в олимпиаде по математике на конец учебного года.
Данные результаты наглядно показывают динамику количественных и качественных показателей результатов участия детей в олимпиадах.
Таким образом, в результате применения ЭОР происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли с одной стороны. Для учителя – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения с учениками.
В перспективе я планирую расширить диапазон ЭОР, которые можно применять на различных уроках и внеурочной деятельности. Надеюсь, что это поможет мне добиваться устойчиво высоких результатов в обучении школьников, содействовать развитию их интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств.
Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
· Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://catalog.iot.ru/
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах http://www.school-collection.edu.ru
· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах http://fcior.edu.ru
· Каталог ЭОР для учителей-предметиков. свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. http://window.edu.ru
· Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР http://eorhelp.ru
· Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю http://www.konkurs-eor.ru/materials
· Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru
· ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработкиhttp://pedsovet.org/m
· Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов http://www.it-n.ru
· Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОРhttp://www.openclass.ru
· Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://catalog.iot.ru/
· Учительский портал - http://www.uchportal.ru/
· Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-eor-v-uchebno-obrazovatelnom-prots
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.