Применение электронных образовательных ресурсов при обучении математике
Черных Т.А.
В настоящее время тема информатизации широко обсуждаема и, несомненно, актуальна. Феномен информатизации входит в тройку универсальных мировоззренческих категорий – «Материя – Энергия – Информация» [1]. Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в системе образования. Практика их использования показывает, что они имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения, например, активизация познавательной и творческой деятельности, повышение мотивации к изучению предмета, развитие интеллектуального потенциала.
Многообразные средства ИКТ позволяют на качественно новом уровне реализовать важнейшую цель образования – развитие творческого потенциала: интеллектуального, аксиологического, художественно-эстетического, поскольку разрабатываемые на их основе электронные образовательные ресурсы способны обеспечить:
1) развитие навыков самостоятельного мышления;
2) развитие глубинных творческих стремлений, способностей;
3) приближение обучения к научному поиску;
4) поощрения творческого выдвижения гипотез, риска в поиске решения задач, проблем;
5) вовлечение обучающегося в процесс обучения, активизацию всех его творческих возможностей [2].
Применение электронных образовательных ресурсов при обучении математике на разных этапах обучения способствует:
1) повышению качества обучения математике;
2) развитию творческих возможностей и способностей обучающихся;
3) созданию условий для самообразования школьников в интересующих их областях знаний;
4) повышению уровня наглядности занятия и его эффективности;
5) установлению межпредметных связей;
6) развитию умения ориентироваться в современной информационной среде и использовать информационные технологии для решения задач, возникающих в повседневной жизни.
Не стоить забывать, что использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса — педагога и учащихся, учеников между собой — и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером». В учебном процессе современному ученику приходиться сталкиваться с огромным количеством разнообразной учебной информации.
Таким образом, к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении педагогам необходимо подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя. Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
Список используемой литературы:
1. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие/ В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. – 2-е изд. перераб. и дополн. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 291 с.
2. Байчорова, Х.С., Информационно-коммуникативные технологии и участники образовательного процесса/ Х.С. Байчорова, И.В. Мурманских.- Волгоград.: Издательство «Научное обозрение», Pedagogy&psychology. Theoryandpractice. – № 4 (6), 2016.– С. 21 – 26.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.