Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе

  • doc
  • 02.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала primenenieelementov_teatralnoy_pedagogiki_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc

Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе

Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Основа театрализации — образность (реальная и художественная), которая позволяет отобрать средства художественной выразительности, выстроить сценарную логику.

В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Все это развивается у ребенка эффективнее, если применять нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым можно отнести урок литературного чтения с применением элементов театрализации.

Способность воображать себя кем-то иным, играть с преображенными вещами, наконец, повторять в играх виденное в кино, в театре или прочитанное в книгах - это свойство детства.

Дети живут игрой. Этот интерес можно широко использовать и поставить на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.

Театральное искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. 

Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов театральной педагогики, способствующей развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к обучению и как следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе. Организация уроков с учетом деятельностного подхода, применение элементов театральной педагогики повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ В

Игра"ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ"

Различные виды дыхания: плавный, спокойный, энергичный, прерывистый.

Потренируйте различные виды выдыхания, вспомнив и воспроизведя различные звуки природы и жизни: Шум ветра: ссс..., Шум леса: шшшшшш Тончайший звон комара: зь зь зь. Крик и карканье вороны: крр! крр! крр!

Трескотню сороки: тррр! тррр!. Рокот моторов: рррр

Звук электрического звонка рь рь рь ...

Упражнение " ВЕТЕР "

Учитель предлагает детям послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо звук (в): в в в...). Затем все вместе произносят и слушают, как гудит сильный ветер (усиливают громкость произнесения - в в в...)

После этого по указанию учителя дети изменяют громкость голоса, подражают попеременно гудению легкого ветерка и сильного.

Игра "ХУДОЖНИК"

Цель: развивать наблюдательность. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кто будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА можно использовать знания детей о повадках животных, об особенностях растений. Например, ученик молча показывает движения белки, особенности её поведения в лесу летом, зимой, осенью. Затем, в словесной форме он от лица белки комментирует свои движения, сочиняя на ходу рассказ, историю или сказку.

Игра "В 3ООПАРКЕ"

Учитель предлагает детям вспомнить, кого они видели (или могут увидеть) в зоопарке, показывает картинки с изображением зверей и птиц и просит назвать их, и сказать, как они кричат.

Затем учитель делит класс на 2 группы (или выбирает ведущего). Игра состоит в воспроизведении звукоподражаний, изображении повадок или назывании животных. Проигрывание этюдов на имитацию

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, тренируясь в устном счёте, играем с детьми в волшебную палочку. Игра «Волшебная палочка» располагает к тактичному, доброжелательному отношению детей друг к другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причем выполняемая ребенком математическая операция в условиях этой игры проводится в форме диалога. Например, сегодня волшебная палочка превращает число в другое, которое больше первого на единицу, на два, три или четыре; больше в 2 раза; на единицу меньше и т.д. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответе он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Тренировка в счете, проходящая в форме диалога, передача волшебной палочки отвечавшему в случае получения верного ответа является интересным.

Упражнение "НОМЕРКИ"

Ученики подбрасывают предмет (например, мяч), хлопают в ладоши и ловят предмет.

Постепенно количество хлопков увеличивается.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ упражнения: хлопки заменяются таблицей сложения (умножения). ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ упражнения: при подбрасывании предмета соединяются хлопки и таблица умножения.

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Упражнение " МОМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ"

Когда класс научится четко выполнять команду "замри", то на каждом уроке можно получать выразительные "фотографии" (театральные мизансцены). "Фото" как бы запечатлевает секунды из жизни класса - во всем разнообразии поз, выражений лиц, которые многое расскажут нам об участниках.

Для работы с "фото" учитель сразу после команды "замри" выбирает наиболее выразительную группу, разрешает всем "отмереть", кроме выбранной группы и дает ученику задание прокомментировать "фото".