Применение функциональной грамотности на уроках английского языка.
Сегодня обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизнедеятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту проблему поможет формирование функционально грамотности у обучающихся. Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает:
• овладение грамотной и
выразительной, устной и письменной речью;
•способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему
Итак, целью обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка является совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Я в своей работе использую следующие направления формирования функциональной грамотности:читательскую, математическую грамотность; естественнонаучную, финансовую грамотность;глобальную (критическое мышление).
К 2024 году российские школы должны войти в десятку сильнейших стран по оценке образовательных достижений учащихся (по исследованиям PISA). Поэтому нужно учитывать следующее: к отличительным особенностям тестов этих исследований на проверку функционального чтения относятбольшой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.
Важно соблюдать некоторые правила отбора текстов к заданиям на функциональное чтение:
1.Текст должен быть ученику интересен и содержать неизвестную ученику информацию.
2.Текст должен развивать кругозор.
3.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
4. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.
7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
8. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.
8.В тексте не должно быть ошибок.
Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги, или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.).
Финансовая грамотность – это умение зарабатывать и управлять деньгами. Знания о деньгах очень важны, так как люди пользуются деньгами каждый день, рассчитываются ими за покупки и услуги, с их помощью стремятся реализовать свои мечты. С элементами обучения детей финансовой грамотности мы сталкиваемся буквально с первых шагов обучения иностранному языку. Для достижения этой цели на своих уроках я ставлю перед детьми различные экономические задачи и используем ролевые игры.
В 3 классе при изучении темы «В моем Ланч-боксе» развиваем лексические навыки по данной теме, учим детейсоставлятьсписок покупок. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатываешь. Составляя список покупок, дети учатся рационально использовать денежные средства, осуществлять контроль расходов семьи, понимать полезность приобретаемых товаров, рассчитывать расходы.
В 4 классе, изучая тему «Готовим еду», мы сталкиваемся с элементами финансовой грамотности. На данном этапе учащиеся знакомятся с британскими денежными единицами, учатся элементарным фразам этикетного диалога по теме «Еда».
В 5-11 классах мы работаем по следующим темам:«Зачем быть финансово грамотным», «Деньги, их история, виды, функции денег», «Семейный и личный бюджет», «Экономические отношения семьи и государства», при этом учитываются возрастные, психологические, индивидуальные особенности школьников.
Современные методы, такие как синквейн, виноградная гроздь(кластер), словесная паутина(word-web)расширяют словарный запас, развивают умение кратко и четко формулировать мысли, способствуют развитию творческих способностей учащихся,развивает образное мышление, поэтому я активно применяю их на своих уроках. Все это помогает развивать функциональную грамотность.
Можно использовать вначале урока для активизации и мотивации учащихся. Например, работая по теме «Путешествие», учащимся предлагается ответить на вопрос «Какие виды транспорта люди предпочитают?» Заполнив словесную паутину, нужно подготовить монологическое высказывание или написать эссе-свое мнение. Эффективнее работать в группе.
Формировать функциональную грамотность помогают также методы проектов, инсценирования сказок, пьес, решение кроссвордов, игры.
Подводя итог, нужно отметить, что задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.