ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И СОО
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И СОО
Васильева С.В.
МБОУ «Лицей города Шатуры»
Россия, 140700, Московская область, г. Шатура ГО Шатуры, ул. Спортивная, 9
Россия, 140704, г. Шатура, ул. Строителей, д.2, кв.79, e-mail: sve847233892008@yandex.ru
В статье представлен личный опыт работы учителя по использованию возможностей ИКТ при организации контроля и оценке уровня достижения предметных результатов обучающимися основной и старшей школы в условиях реализации новых ФГОС.
Ключевые слова: контроль знаний учащихся, информационно-коммуникационные технологии, самооценка учащихся.
«Человек лучше всего следит за собой тогда,
когда другие следят за ним тоже». / Джордж Сэвил Галифакс/
Сегодня реализация федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения неразрывно связана с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования.
Современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования. Одной из ключевых компетентностей как педагога, так и учащихся, является ИКТ – компетентность. Использование информационно-коммуникационных технологий пронизывает всю учебную деятельность и учителя, и учащихся. Формирование ИКТ-компетентности учащихся, а также владение педагогами информационно-коммуникационными технологиями обучения и контроля является одним из основных требований ФГОС.
Контроль и оценка являются весьма существенными сторонами образовательного процесса. Контроль является органичным элементом учебной деятельности на уроке. Его цель выявить достигнутые результаты и, таким образом, служит для учителя формой обратной связи. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления образовательным процессом и качество усвоения знаний обучающимися школы. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения учебного материала по предмету.
Успешное обучение математике в значительной мере связано с организацией контроля и проверки знаний учеников. Это побуждает учителей более тщательно подходить к проблеме контроля знаний школьников, искать новые формы и методы контроля. Сегодня компьютер стал почти незаменимым помощником во время создания контролирующих заданий для учеников, привлечения их к самостоятельной и поисковой работе.
Свой опыт по применению ИКТ и разных форм контроля уровня усвоения материала обучающимися я начала, работая еще в МБОУ «Началовская СОШ» Приволжского района Астраханской области и продолжаю совершенствовать в настоящее время в МБОУ «Лицей города Шатуры». В нашем учреждении во всех учебных кабинетах имеется автоматизированное рабочее место учителя, которое состоит, как минимум, из стационарного компьютера или ноутбука, мультимедийного проектора, интерактивной доски. Имеются 2 компьютерных класса и один совмещен с кабинетом технологии. Это, конечно расширяет возможности учителя при проведении урока любого типа. В своей деятельности стараюсь как можно шире использовать ИКТ, чтобы сделать обучение для ребят интересным и полезным.
Использование нестандартных форм контроля знаний - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. МБОУ «Началовская СОШ» с 2009 года является участником цифровой образовательной платформы «Дневник.ру». В лицее используется ЦОП «Школьный портал» на основе того же «Дневника.ру». Использование Приложений «Тесты» и «Я Класс», предлагаемых данными ЦОП,позволяет провести контроль и оценку уровня достижения предметных результатов обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому учителю. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное, сразу после выполнения теста, получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
Конечно, возможность проведения урока в компьютерном классе выпадает редко в виду его загруженности, и вот тогда на помощь приходят телефоны учащихся. Все ребята, а в текущем учебном году это три 5-х и 9 классы, уже привыкли к такому виду работы. Им очень нравится эта форма контроля.
Также в течение нескольких лет я работаю с ними на сайте «Сдам ГИА» в разделах: «Решу ВПР», «Решу ОГЭ», где созданы журналы классов, так же мною созданы варианты различных работ. Этот сервиз позволяет не только создавать работы по конкретным типам заданий, модулям, но и открывает возможность для индивидуального мониторинга достижений каждого ученика как учителю, так и самим ребятам. Эти работы могут быть и домашнем заданием, а также очень удобны во время дистанционного обучения, так как не требуют долгой проверки.
«Возьми в свои руки контроль над своим обучением», гласит лозунг, сформулированный английской системой образования. И на сегодняшнем этапе реализации ФГОС большое внимание уделяется и системе оценивания достижений обучающихся, а именно формирующему оцениванию и самооценке. Этому вопросу уделено внимание в работе М.А. Пинской [2].
Более 5 лет я использую одну из техник внутриклассного оценивания «недельные отчеты». Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Эти отчеты ребята составляют в течение субботы и воскресенья, но пишут их не на бумаге, а в таблице общего доступа. Для этого используется сервис Google Таблицы.
Основные ресурсы, используемые педагогами в практической деятельности:
Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру»:
Ø Я-Класс: https://apps.dnevnik.ru/run.aspx?app=21
Ø Тесты: https://tests.dnevnik.ru/?folder=my&context=school
ØРешу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/
ØРешу ЕГЭ https://ege.sdamgia.ru/
ØРешу ВПР 5 класс https://math5-vpr.sdamgia.ru/
Интенсивное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения открывает широкие перспективы относительно углубления и расширения теоретической базы знаний, предоставления результатам обучения практического значения, активизации познавательной деятельности, создания условий для полного раскрытия творческого потенциала учеников, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные наклонности.
Литература:
1.Информатизация образования – 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., 27–30 окт. 2010 г. – Минск: БГУ, 2010. – C. 278-283. Крамаренко, Т.Г. Мищенко, Е. В.Контроль знаний и умений учащихся при изучении математики с использованием информационно- коммуникационных технологий обучения. http://elib.bsu.by/handle/123456789/13134
2.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
Der Artikel stellt die Erfahrungen dar, die mit den Fähigkeiten der IKT bei der Organisation der Überwachung und Bewertung der Kenntnisse und Fähigkeiten von Grund- und Oberschülern bei der Umsetzung neuer FGOS zu beaufschaffen. Schlagworte: Wissenskontrolle der Studierenden, Informations- und Kommunikationstechnologien, Selbstwertgefühl der Studierenden.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.