Применения технологии кейс-метода на учебных занятиях
Его название происходит от английского слова «кейс» — папка, чемодан, портфель (в то же время перед нами явная языковая игра, так как «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация»). Метод был разработан педагогом Робертом Мери. Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы; самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения.
Цели кейс-метода состоят:
· в активизации обучающихся;
· в повышении их мотивации;
· в обучении навыкам анализа ситуаций и нахождения оптимального количества решений;
· в отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
· в моделировании решений в соответствии с заданием, представлении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;
· в принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации;
· в приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительного отстаивания своей точки зрения;
· в выработке навыков критического оценивания раз личных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура кейса:
1. предъявление темы программы или учебное занятие; формулировка проблемы, вопросов, задания;
2. подобное описание практических ситуаций;
3. сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
4. учебно-методическое обеспечение; наглядный, раздаточный или другой иллюстрированный материал; рекомендации «Как работать с кейсом»; литература основанная и дополнительная;
5. режим работы с кейсом;
6. оценка работы по этапам.
Порядок (алгоритм) и продолжительность работы по кейс-методу:
1. Подготовка к занятию преподавателем и обучающимися (домашняя работа).
2. Организационная часть. Выдача кейса.
3. Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с кейсом. Получение дополнительной информации.
4. Проверка усвоения теоретического материала по теме.
5. Работа обучающихся в малых группах.
6. Дискуссия (коллективная работа обучающихся).
7. Оформление обучающимися итогов работы.
8. Подведение итогов преподавателем.
Виды кейсов:
1. По объему и степени структурированности информации:
· Структурированный кейс.
· Кейс «Наброски».
· Большой неструктурированный кейс.
· «Первооткрывательский» кейс.
1. 2. По сложности различают кейсы:
· Иллюстративные учебные ситуации.
· Учебные ситуации со сформированной проблемой.
· Учебные ситуации с формированием проблем.
· Прикладные упражнения.
Пример кейс – задания:
1.Проанализируйте ситуацию, определите. Какую проблему необходимо решить в данной ситуации?
2.Что бы вы могли порекомендовать по решению данной проблемы главе городского поселения?
3.Ситуация
В городе население жалуется на низкое качество питьевой воды, вода жёлтого цвета, с запахом гнили и хлора. Необходимо устанавливать новый водозабор, воду берут из реки, на берегу которой стоит город.
4.Анализ ситуации, диагностика проблемы и их формулировка. Определение главной проблемы.
Факты
- вода мало пригодна для питьевого водоснабжения, что подтверждают химические анализы воды
- старый водозабор не выполняет в полном объёме свои функции
- данная ситуация угрожает здоровью населения
- финансовых средств в бюджете на замену водозабора нет
Перечень возможных проблем
1. Где найти финансовые средства для замены водозабора
2. Как ускорить применение эффективных методов очистки воды
3. Минимизировать источники загрязнения реки, из которой берут воду
Рекомендуемые формы и методы решения проблем
1.Участие в национальном проекте «Чистая вода»
2,Социальное партнёрство с ведущими промышленными предприятиями района
3.Использование групповых методов разработки решений: активизирующие, как «Мозговой штурм»
4.Привлечение волонтеров, защитников по охране природы, экопросвещение населения, проведение экологических акций
Автор: Высотина Ольга Анатольевна, преподаватель специальных дисциплин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.