Применение кейс-технологии в образовательном процессе как качественное формирование знаний и умений
В профессиональной деятельности с целью создания педагогических условий посредством применения активных методов обучения для организации деятельности, обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений, общих и профессиональных компетенций, установленных требованиями ФГОС СПО 3+, в учебном процессе использую кейс-технологии.
При использовании кейс – метода формируются навыки, которые отражают формирование ОК и ПК.
1. Аналитические навыки - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
2. Практические навыки - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3. Коммуникативные навыки - умение эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной этики.
4. Социальные навыки – умение работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения задания, эффективно общаться с коллегами.
Учебные ситуации, применяемые на лекциях и практических занятиях, отвечают следующим требованиям:
1. Сценарий имеет реалистичную основу, взятую из профессиональной деятельности.
2. В учебной ситуации не должно содержаться более 5 - 7 проблем.
3. В учебной ситуации должны быть 2 - 3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте.
Во время решения ситуационных задач происходит анализ конкретной ситуации, где студенты самостоятельно могут приобрести опыт работы с нормативно-правовыми документами, ведения медицинской документации, формировать навыки прогнозирования, отработать навыки работы с основными показателями заболеваемости.
Решение ситуационных задач организую по определенным этапам:
1. Первый этап – знакомство с конкретной ситуацией, ее особенностями.
2. Второй этап – решение конкретных ситуаций, состоит из: анализа и принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, действия по алгоритму.
3. Третий этап – анализ последствий принятия того или иного решения (отмечаются замечания, делаются выводы), ориентация студентов на правильные ответы.
4. Четвертый этап – подведение итогов.
Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты. Неоспоримые достоинства этого метода:
- метод способствует демократизации обучения и внедрению личностно-ориентированного образования;
- акцент переносится с овладения готовым знанием на самостоятельную выработку знаний;
- формирует профессиональное мышление;
- наличие дискуссий и споров при обсуждении ситуаций учит студентов соблюдать правила и нормы общения, а также отстаивать свою точку зрения;
- отсутствие сухости изложения вызывает позитивное отношение у студентов;
- студенты готовятся по постепенно усложняющейся программе;
- ситуационные задачи включены в билеты для проведения итоговой аттестации в виде экзамена (квалификационного).
Применение метода ситуационного анализа способствует, в конечном итоге, формированию у студентов ключевых компетенций, в частности: готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию, коммуникативной компетентности.
Применение активных методов обучения создают возможность адаптировать ситуацию к реальной производственной проблеме; создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую студентам задействовать имеющийся опыт при прохождении учебной и производственной практик. У обучающиеся развивается компетенция принимать решение в стандартных и не стандартных ситуациях и избегать ошибок в профессионально деятельности. Что подтверждаются результатами дифференцированных зачетов по МДК. 06.01. Организация профессиональной деятельности, учебной и производственной практикой по ПМ. 06 Организационно-аналитическая деятельность. Итоговый контроль проводимый в форме экзамена (квалификационного) подтверждает качественную сформированность ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы команды; ПК 6.2 Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность; ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.
Применение активных методов обучения в образовательном процессе способствует созданию педагогических условий посредством применения активных методов обучения для организации деятельности, обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений, общих и профессиональных компетенций, установленных требованиями ФГОС СПО 3+
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.