Актуальность
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологических упражнений различной направленности.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят:
положительные структурные изменения (чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения);
данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологические упражнения иногда называют «умными движениями». Они позволяют активизировать работу полушарий, зарядить организм энергией, а младшим школьникам — развить мелкую моторику и самоконтроль. Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность.
Возможности кинезилогии
активизация работы стволовых отделов мозга;
ритмирование работы полушарий головного мозга,;
успокоение и релаксация;
развитие межполушарного взаимодействия;
развитие межполушарных связей;
синхронизация работы полушарий;
развитие мелкой моторики;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания, восприятия;
развитие речи;
развитие мышления;
активизация мыслительной деятельности;
способствование восприятию и запоминанию информации.
Виды кинезиологических упражнений
Растяжки (упражнения на гибкость, пластичность тела)
Дыхательные упражнения
Глазодвигательные упражнения
Телесные упражнения (упражнения на координацию)
Упражнения для развития мелкой моторики
Упражнения на релаксацию и массаж
Поглаживание-похлопывание
Кулак-ребро-ладонь
Пальчиковая гимнастика (вращение кистями рук, сжимание пальцев в кулак и разжимание обеих рук одновременно, сгибание и разгибание пальцев, упражнение с «замком»).
«Стрельба глазами» влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.
Рисование глазами кругов по часовой стрелке и против часовой стрелке по 6 раз.
Письмо глазами цифр от 0 до 9.
Письмо своего имени, фамилии глазами.
Самомассаж пальцев рук
Самомассаж ушных раковин («погрели ушки», «послушали тишину», «потянули ушки»).
Самомассаж лица
Для растяжки
“Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.
“Тряпичная кукла и солдат” И.п. – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
“Сорви яблоки” И.п. – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Для развития мелкой моторики
“Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
“Ухо – нос” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Дыхательные упражнения
«Дышим носом» И.п. – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик»И.п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Кулачки» Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать вдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать выдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.
Глазодвигательные упражнения
“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
“Глаз – путешественник”. Разложить в разных углах и по стенам зала различный спортивный инвентарь и т.д. И.п. – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Телесные движения
“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
“Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
Для релаксации
“Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Погреем руки» Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
Массаж
а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.
б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
Для развития тонкой моторики рук можно использовать разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и др.
Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с малыми мячами. Можно использовать мячи, разные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Упражнения в перекладывании предмета, упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле, упражнения в бросках и ловле предметов в парах, групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета.
Важное условие-систематичность занятий
Для результативности необходимо учитывать определённые условия:
Проводятся от 8-10 минут на уроке.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
Упражнения проводятся стоя и сидя, лежа.
Планируемый результат
- снижается тревожность, дети становятся спокойнее и увереннее;
- развивается устная речь;
- формируются зачатки логического мышления;
улучшаются коммуникативные навыки;
улучшение координации движений и внимание на уроке.
Человеку для закрепления мысли необходимо движение. Запомните, что неподвижный ребёнок не обучаем! Не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке!
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают:
развивать тело;
повышать стрессоустойчивость организма;
синхронизировать работу полушарий;
улучшать мыслительную деятельность;
улучшать память и внимание;
развивать творческую деятельность;
ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.