Применение логопедических технологий в социально-коммуникативном развитии для эффективного развития ребёнка в игровом общении со сверстниками
Оценка 4.7

Применение логопедических технологий в социально-коммуникативном развитии для эффективного развития ребёнка в игровом общении со сверстниками

Оценка 4.7
Игры
docx
дефектология
5 кл
23.02.2022
Применение логопедических технологий в социально-коммуникативном развитии для эффективного развития ребёнка в игровом общении со сверстниками
В статье речь идёт о применении игровых технологий на логопедических занятиях для эффективного развития ребёнка в игровом общении со сверстниками
Статья Применение логопедических технологий в социально-коммуникативном развитии детей.docx

Шкаева Оксана Сергеевна

учитель-логопед МАДОУ № 33 г. Томска

Применение логопедических технологий в социально-коммуникативном развитии для эффективного развития ребёнка в игровом общении со сверстниками

Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться,

А это одно из самых полезных занятий на свете.

А. Фромм

 

Значение игры для формирования личности ребёнка трудно переоценить. Играя, дети приобретают опыт преодоления трудностей в достижении цели (пока игровой), опыт соотнесения собственных желаний и потребностей с желаниями и потребностями других участников игры.

Игровая технология позволяет логопеду формировать коррекционную мотивацию за счёт игровой. Причём коррекционная игра должна не только исправлять недостатки и развивать способности, но и радовать детей.

В зависимости от степени речевой патологии, от конкретных задач каждого этапа коррекционного процесса, а также от интересов детей, логопед может применять в своей работе разнообразные педагогические технологии и инструменты.

Представляю вашему вниманию некоторые игры, которые можно использовать в повседневной работе учителя-логопеда.

Игровые упражнения с элементами ТРИЗ – технологии:

· «Да – Нет». Цель: пробудить интерес к изучаемой лексической теме, настроить детей на творческую работу. Ход игры: Логопед загадывает какой-либо предмет по теме, а дети должны его угадать. При этом логопед отвечает только «Да» или «Нет»;

· «Повтори за мной». Цель: автоматизировать поставленный звук во фразе, развить внимание, ловкость, память, быстроту реакции. Ход игры: Логопед предлагает детям повторить за ним скороговорку, рифмовку, пословицу. И одновременно с этим ребята передают по кругу друг другу, например, мячик, игрушку или колечко (Су-Джок). Дети, сосредотачиваясь на передаче предмета, много раз проговаривают фразу, которую в результате быстро запоминают;

· «Открытые вопросы». Цель: побудить детей к рассуждению, анализу, к умению делать выводы. Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Ход игры: В процессе обсуждения какой-либо проблемной ситуации (из жизни, сказок, мультфильмов, игр и т.д.), логопед формулирует сопровождающие вопросы: «Объясните, почему…? Что было бы, если…? Если бы вы оказались в этой ситуации, как бы поступили? В чём различие между…? Что можно было бы посоветовать?» По окончании обсуждения можно спросить, как можно использовать полученную информацию в жизни? К каким результатам это может привести?

· «Чем может быть?» Цель: учить детей осознавать полифункциональные свойства предметов. Например, в качестве чего можно использовать клей, кирпич, бумагу и т.д.

· «Микрофон». Цель: высказывать свои мысли на заданную тему при помощи игрушечного микрофона. Например, ребёнок берёт микрофон, говорит несколько фраз по теме и передаёт микрофон другому ребёнку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, но не обсуждаются;

· «Работа в парах». Цель: активизировать всех участников образовательного процесса; выполнить по очереди предложенное педагогом задание (описать картину, рассказать стихотворение и т.д.). Работа в парах даёт возможность всем детям высказать своё мнение, принять участие в обсуждении;

· «Слоговики». Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов с автоматизируемым звуком или по лексической теме, составлять слоговые схемы. Дети делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.

· «Ромашка». Ассоциативный цветок. Цель: подобрать как можно больше слов (картинок) – ассоциаций с изображением определённого понятия. Ход игры: Логопед закрепляет на доске (столе) «серединку» цветка с изображением, например, какого-нибудь животного. Логопаты объединяются в пары (небольшие группы) для решения общей задачи. Каждая группа подбирает слова или картинки – ассоциации, которые выкладывают вокруг этого понятия. Побеждает та команда, которая создаст цветок с наибольшим количеством подобранных ассоциаций (слов/картинок).

· «Подарок». Цель: развивать словесно-логическое мышление, воображение, быстроту реакции. Ход игры: Педагог выбирает какой-либо предмет, который можно было бы использовать, как заменитель других предметов, например, крышку от банки. Дети передают её по кругу и представляют, чем она может быть. Например: «Я дарю тебе подарок. Это колесо! Я дарю тебе подарок. Это тарелка».

· «Волшебные очки». Цель: закрепить умение детей ориентироваться во времени, временные понятия в активном словаре детей; развить словесно-логическое мышление, воображение. В игре используется атрибут – очки. Волшебные они потому, что могут «показывать будущее». Логопед спрашивает: «Как вы думаете, что мы в них увидим, когда наступит зима, весна и т.д.?

· Логопедический альбом для коррекции всех компонентов речи (авторы – Адаменко Т.В., Терехова Е.А.). В альбоме представлены игры-ходилки, которые превращают процесс обучения в увлекательное путешествие в мир звуков, слогов, речи; карточки-пиктограммы и карточки – картинки по лексическим темам и по автоматизируемым звукам. Цель игр: 1) автоматизировать поставленные звуки в процессе совершенствования навыков словообразования и словоизменения существительных и словосочетаний и выполнения различных видов игровых коррекционных упражнений; 2) совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов; 3) совершенствовать навыки произношения слов со стечением согласных и сложной слоговой структурой.

В обогащении речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов, большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом и педагогами и особенно любимые детьми. Они разнообразны и могут быть направлены на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, а также на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов. Вот лишь некоторые из них:

· Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных (фрукты, транспорт) называй!» Цель: расширить словарный запас за счёт употребления обобщающих слов, развить внимание и память, уметь соотносить родовые и видовые понятия. Ход игры: Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Логопед: «Овощи». Дети: «Картофель, капуста, помидор, огурец и т.д.». Вариант 2. Логопед называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Взрослый: «Огурец, репа, свёкла». Дети: «Овощи».

· Игра «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. Цель: закрепить знания детей о профессиях, обогатить глагольный словарь, развить внимание, ловкость. Ход игры: Вариант 1. Бросая (прокатывая) мяч ребёнку, логопед называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: «Врач». Дети: «Лечит, учитель (учит), повар (варит), парикмахер (стрижёт), певец (поёт) и т.д.». Вариант 2. Логопед называет глагол, а ребёнок профессию (строит – строитель).

· Игра «Разноцветные мячики». Красный – гласный. Синий – нет. Что за звук? Мне дай ответ! Цель: закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, развить внимание, быстроту мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Ход игры: Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду. Вариант 2. Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом и речевые центры в частности. Игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Таким образом, для более успешной социализации и формирования социально-активной личности применение вышеописанных игровых технологий стимулирует и развивает познавательные навыки у детей, расширяет кругозор, формирует социально-коммуникативные умения и навыки, необходимые в жизни.


 

Шкаева Оксана Сергеевна учитель-логопед

Шкаева Оксана Сергеевна учитель-логопед

Ромашка». Ассоциативный цветок

Ромашка». Ассоциативный цветок

Вариант 2. Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука

Вариант 2. Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022