Применение метода творческих проектов на уроках технологии
Оценка 4.9

Применение метода творческих проектов на уроках технологии

Оценка 4.9
Документация
docx
труд
7 кл
12.11.2024
Применение метода творческих проектов на уроках технологии
Применение метода творческих проектов на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
Из опыта. проекты.docx

 

Из опыта работы

Храмогиной Елены Леонидовны, учителя технологии

МБОУ Рябчевской средней общеобразовательной

школы, Трубчевского района, Брянской области

Применение метода творческих проектов на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"

Дж. Герберт

  Модернизация  школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования на первое место выдвигает  требования к результатам освоения основной образовательной программы, одна из ключевых особенностей ФГОС общего образования и в ходе введения ФГОС основного общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

 Поэтому цель российского школьного образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.     

        В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Поэтому одним из видов деятельностного подхода обучения технологии, является  метод проектов, который будет способствовать развитию личности учащегося на основе освоения и развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) —одна из особенностей ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.

На практике учёт ключевых особенностей нового стандарта (системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий) может быть зафиксирован в виде следующих принципов:

  • принцип деятельности заключается в том, что основным целевым ориентиром в системе образования становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определённого объёма знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции её субъекта;
  • принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и т.д.) на основе развития УУД в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности;
  • принцип согласованности, означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые могут быть представлены различным образом (как целевые ориентиры, как система заданий для диагностики степени достижения этих ориентиров, как логическая цепочка развёртывания учебного материала и т.д.);
  • принцип вариативности предполагает как формирование у обучающихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, так и возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута в целом.

 

Школа будущего – школа проектов!

·         Проект - это "пять П": Проблема. Проектирование (планирование).

·         Поиск информации. Продукт. Презентация.

·         Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

 

         Цель  проектного обучения  является создание  условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа и т.д.).

          При использование проектного обучения в центр внимания ставится учащийся, которому оказывается содействие  для раскрытия его творческих способностей.

         Взаимосвязь учителя и учащихся в образовательном процессе. В целом в работе над творческим проектом учитель выступает в роли консультанта и помощника:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Хочу поделиться опытом применения метода проектов на уроках технологии. Работу по внедрению проектного метода обучения я начала много лет назад. Изучила много литературы по проектному методу и на основе всех изученных материалов выбрала свой, наиболее приемлемый для условий сельской школы, метод проектного обучения с соблюдением определённых этапов деятельности учащихся.

1 этап. Подготовительный, или погружение в проект.

         На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов. 
                2 этап. Планирование и организация деятельности.

       На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.) Поиск и сбор материала.

3 этап. Исследование.

           На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Выполнение работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

          Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. Выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии.  Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение.            

Работы моих учеников завоевывали дипломы и грамоты на муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и выставках детского творчества, но и занимали призовые места в районных олимпиадах.

         Совместно с учениками разработано и изготовлено большое количество различных изделий в технике «Фриволите», «Макраме», «Изонить», «Аппликация», «Вышивка» и др. Темы творческого проекта могут быть разные. А вот примеры творческих проектов, которые выполняли мои ученики:                  

1.     Изонить. Панно «Лебедь».

2.     Вышивка крестом «Образ Пресвятой Богородицы».

3.     Вышивка крестом. Панно «Птицы».

4.     «Диванная подушка».

5.     Бисерное рукоделие. Миниатюра «Маки».

6.     Вязание крючком «Салфетка».

7.     «Американское чудо».

8.     «Уход за кожей лица. Макияж».

9.     «Детская мебель из бытовых отходов».

10.  «Чудо-дерево».

11.  «Подарок для друга».

12.  «Подарок для мамы».

13.  «Интерьер моего дома» и др.

         Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, он рассчитан, на умение работать с различными источниками информации и осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях. Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение метапредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.  

       Поэтому метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение) и др.

    

 

 

 

 


 

Из опыта работы Храмогиной

Из опыта работы Храмогиной

УУД в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности; принцип согласованности , означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения…

УУД в рамках каждого учебного предмета, курса внеурочной деятельности; принцип согласованности , означающий взаимосвязь всех составляющих образовательного деятельности, в частности в аспекте планируемых результатов освоения…

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей

Американское чудо». 2. «Уход за кожей лица

Американское чудо». 2. «Уход за кожей лица
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2024